г. Самара |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А55-26270/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М., судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - Колупаев Д.С. (доверенность от 25.09.2017 г.),
от ответчика - Сливина Е.А. (доверенность N 3-49/17 от 10.01.2018 г.),
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тракт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2018 года по делу N А55-26270/2017 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тракт" (ИНН 6315595730, ОГРН 1066315051813), г. Самара,
к министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара,
министерство культуры Самарской области, г. Самара,
Ладыгин Сергей Владимирович, г. Самара,
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Тракт" (далее - ООО "Тракт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным уведомления министерства строительства Самарской области (далее - министерство, ответчик) об отказе в предоставлении государственной услуги от 26.06.2017 N 3/2829, об обязании ответчика выдать обществу разрешение на строительство многоэтажного офисного комплекса с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией Блок А на земельном участке по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Галактионовская д. 105 - 107, кадастровые номера участков 63:01:051000001:007, 63:01:051000001:0525, сроком на 36 месяцев.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Тракт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, на нарушение судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, просит отменить решение суда от 08.05.2018, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным действия министерства по нарушению десятидневного срока (установленного пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) по рассмотрению заявления ООО "Тракт" о выдаче разрешения на строительство от 21.12.2016, признании недействительным уведомления министерства об отказе в предоставлении государственной услуги от 26.06.2017 N 3/2829, об обязании министерства выдать разрешение на строительство многоэтажного офисного комплекса с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией Блок А на земельном участке по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Галактионовская, д. 105-107, кадастровые номера участков 63:01:0510001:007, 63:01:051000001:0525, сроком на 36 месяцев.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 08.05.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 21.12.2016 ООО "Тракт" обратилось в министерство с заявлением о выдачи разрешения на строительство многоэтажного офисного комплекса с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией Блок А на земельном участке по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Галактионовская, 105-107, кадастровые номера участков 63:01:051000001:007, 63:01:051000001:0525, сроком на 36 месяцев (далее - разрешение на строительство).
30.06.2017 заявителем получено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 26.06.2017 N 3/2829 (далее - уведомление). Данным уведомлением заявителю сообщено об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Отказ в выдачи разрешения на строительство выдан на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Как указано в уведомлении, в соответствии с представленными документами строительство указанного объекта капитального строительства планируется осуществить на земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0510001:525, 63:01:0510001:7. Согласно кадастровым выпискам о земельном участке от 20.06.2017 N 63-00-102/17618900, N 63-00-102/17-619098 разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510001:525 является "занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией", земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510001:7 является "занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком", что противоречит планируемому использованию земельных участков".
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Тракт" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая ООО "Тракт" в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с представленными ООО "Тракт" документами строительство указанного объекта капитального строительства планируется осуществить на земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0510001:525, 63:01:0510001:7.
Министерством в порядке межведомственного взаимодействия получены кадастровые выписки о земельных участках от 20.06.2017 N 63-00-102/17-618900, N 63-00-102/17-619098, согласно которым разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510001:525 является "занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией", земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510001:7 является "занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком", что противоречит планируемому использованию земельных участков. Таким образом, министерством установлено, что предполагаемые цели использования данных земельных участков не соответствуют видам разрешенного использования.
Также согласно указанным кадастровым выпискам земельные участки расположены в зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности, утвержденных приказом министерства культуры Самарской области от 04.03.2014 N 25 "О внесении изменений в приказ министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 N 8 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон", следующих объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения: "Доходный дом жены надворного советника Зайцевой Е.К., в котором проживал самарский архитектор Г.Н. Машков", "Дом М.А. Гринберга", "Доходный дом титулярного советника Прахова В.Е.", "Школа N 25".
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0510001:7 расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, утвержденной постановлением Правительства Самарской области 11.12.2014 N 775 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 05.05.2012 N 243 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения "Дом Петровой, 1880 - 1890-е годы".
Градостроительными регламентами указанных зон охраны установлены такие предельные параметры разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства и иных объектов, находящихся над и под поверхностью земельных участков, как: предельная высота зданий, строений, сооружений - 15 метров до конька кровли; максимальный процент застройки земельного участка - 45 %.
В соответствии с представленной проектной документацией параметры объекта капитального строительства "Многоэтажный офисный комплекс с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией. Блок А" не соответствуют установленным предельным параметрам разрешенного использования указанных градостроительных регламентов.
На основании приказа управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 11.05.2016 N 37 "Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон объекта культурного наследия "Дом на усадьбе мещан Аржановых" земельные участки, отведенные под планируемую застройку, расположены в границах территории и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности "3Р31", "3Р32" объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения "Дом на усадьбе мещан Аржановых".
Градостроительными регламентами зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности "3Р31" указанного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) максимальная высота застройки установлена 9 метров до карниза или парапета и 12 метров до конька скатной кровли, градостроительными регламентами зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности "3Р32" - 20 метров до карниза или парапета и 23 метра до конька скатной кровли, что в свою очередь противоречит принятым проектным решениям.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Заявитель указывает, что обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство 21.12.2016.
В силу пункта 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Несмотря на указанные требования Градостроительного законодательства РФ, Министерством было подготовлено оспариваемое Уведомление только лишь 26.06.2017 г.. т.е. с превышением предельного срока почти на 7 месяцев.
Указанный довод заявителя суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным.
Порядок предоставления министерством государственной услуги выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, регламентирован Административным регламентом, утвержденным приказом министерства строительства Самарской области от 23.05.2017 N 56-п (далее -Административный регламент).
Порядок приема заявлений (уведомлений) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, установлен пунктом 3 Административного регламента.
Так согласно пункту 3.1. Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления (уведомления) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при личном обращении заявителя; прием документов при обращении по почте либо в электронной форме; прием заявления (уведомления) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на базе МФЦ; формирование и направление межведомственных запросов, направление материалов в управление охраны памятников; принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении и выдача (направление) заявителю документов.
Как указывает заявитель, подача заявления с приложением пакета документов для получения указанной государственной услуги осуществлена при личном обращении в министерство.
Согласно пунктам 3.2-3.4 Административного регламента основанием (юридическим фактом) начала выполнения административной процедуры является обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в уполномоченный орган с соответствующим запросом (заявлением или уведомлением) и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, указанными в пунктах 2.6, 2.8 или 2.10 Административного регламента.
Должностным лицом, осуществляющим административную процедуру, является должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченное на прием запроса (заявления или уведомления) и документов для предоставления государственной услуги (далее - должностное лицо, ответственное за прием запроса и документов).
Должностное лицо, ответственное за прием запроса (заявления или уведомления) и документов: осуществляет прием запроса (заявления или уведомления) и документов; проверяет комплектность представленных заявителем документов, исходя из соответственно требований пункта 2.6, 2.8 или 2.10 настоящего Административного регламента, и формирует комплект документов, представленных заявителем; регистрирует запрос (заявление или уведомление) в журнале регистрации входящих документов. При этом под регистрацией в журнале регистрации входящих документов понимается регистрация запроса в используемой в уполномоченном органе системе электронного документооборота, обеспечивающей сохранность сведений о регистрации документов. Регистрация в журнале регистрации входящих документов осуществляется последовательно, исходя из времени поступления запросов.
Регистрация запрос (заявление или уведомление) для предоставления указанной услуги в министерстве осуществляется в система электронного делопроизводства и документооборота Правительства Самарской области (далее - АИС ДД), которая внедрена распоряжением Правительства Самарской области от 13.11.2008 N 286-р.
Так согласно данным системы АИС ДД заявление ООО Д.У. "Тракт" о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство "Многоэтажного офисного комплекса с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией. Блок А на земельном участке: г. Самара, Ленинский район, ул. Галактионовская, д. 105-107" зарегистрировано 16.06.2017 за N 6625, что подтверждается штампом на заявлении.
Данные обстоятельства подтверждают, что заявление о предоставлении указанной услуги предоставлено в министерство лишь 16.06.2017, и в соответствии с пунктом 3.2 Административного регламента лишь с указанной даты возникло основание (юридический факт) начала выполнения административной процедуры.
В установленные действующим законодательством сроки указанное заявление рассмотрено и по результатам выдано оспариваемое уведомление об отказе в предоставлении услуги.
Таким образом, довод заявителя о необходимости рассмотрения заявления общества в соответствии с требованиями законодательства, действующими до 01.01.2017, правомерно признан судом несостоятельным и подлежащим отклонению.
Довод заявителя о получении документов Ладыгиным С.В. не свидетельствует о получении документов министерством, поскольку судом верно установлено, что указанное лицо по своим должностным обязанностям не уполномочено на указанные действия от имени государственного органа.
В соответствии со статьями 15, 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должностные обязанности Ладыгина С.В. установлены должностным регламентом, утвержденным Вице-губернатором - министром строительства Самарской области 21.09.2015.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. В соответствии с указанными требованиями порядок приема и регистрации обращений (заявлений) граждан на выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в министерстве организован следующим образом.
Заявления на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию принимаются специалистами управления в кабинете N 36 на 1-ом этаже. В течение трех дней принятые заявления передаются руководителю управления для определения исполнителя и далее заявления с резолюциями руководителя управления передаются в канцелярию для регистрации и внесения в АИС ДД (система электронного документооборота).
Согласно сведений АИС ДД заявление ООО Д.У. "Тракт" о выдаче разрешения на строительство указанного объекта в декабре 2016 не поступало.
Вместе с тем имеются сведения о том, что такое заявление поступило в министерство 16.06.2017, в связи с чем присвоен номер 6625, по результатам рассмотрения которого подготовлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 26.06.2017 N 3/2829.
Таким образом, довод заявителя о том, что заявление с пакетом документов им представлен в министерство 21.12.2016, правомерно признан судом несостоятельным.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно указано, что министерство правомерно отказало ООО Д.У. "Тракт" в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на строительство "Многоэтажный офисный комплекс с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией. Блок А", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Галактионовская, 105-107.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта законности и обоснованности оспариваемого уведомления министерства об отказе в предоставлении государственной услуги от 26.06.2017 N 3/2829 арбитражным судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы заявителя являлись предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела, сделанных судом выводов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 мая 2018 года по делу N А55-26270/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26270/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 декабря 2018 г. N Ф06-39707/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Тракт"
Ответчик: Министерство строительства Самарской области
Третье лицо: ЛАДЫГИН С.В, Министерство культуры Самарской области, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ