г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А21-9359/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
от истца (заявителя): Суромякин В.В., по доверенности от 01.01.2018;
от ответчика (должника): Шишкина Д.Г., по доверенности от 26.12.2017; Фридлянд О.В., по доверенности от 26.12.2017;
от 3-го лица: Журович А.М., по доверенности от 10.11.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-34772/2017, 13АП-34775/2017) открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" и Агентства по имуществу Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2017 по делу N А21-9359/2015 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт"
к открытому акционерному обществу "Оборонэнерго"
3-е лицо: Агентство по имуществу Калининградской области
о взыскании,
установил:
открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - ОАО "Янтарьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с открытого акционерного общества "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго") 792 897 рублей 23 копеек задолженности за октябрь 2015 года по договору купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях от 25.01.2013 N 438/4-КП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2017 иск удовлетворен частично, присуждены к взысканию с АО "Оборонэнерго" в пользу ОАО "Янтарьэнергосбыт" 192 388 рублей 37 копеек задолженности за октябрь 2015 года и 4 576 рублей возмещения расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска суд отказал.
Не согласившись с решением суда в части отказа во взыскании задолженности за ноябрь 2015 года по объектам: "жилой дом, ул. Артиллерийская 17-19, г. Калининград; Гвардейский р-н, п. Знаменск, в/г N 11 вв-1, ТП 20-3"; счет-фактура N 1/112015/08554 от 30.11.2015, ОАО "Янтарьэнергосбыт" и Агентство по имуществу Калининградской области подали апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Агентство по имуществу Калининградской области поясняет, что кабельные линии от ТП 20-3 на баланс Агентству не передавались, в реестре государственной собственности Калининградской области не значились, Агентство не обладает статусом сетевой организации, акт разграничения балансовой принадлежности не подтверждает передачу электрических сетей в собственность, а свидетельствует о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств абонента к электрическим сетям сетевой организации. Надлежащим ответчиком по делу об оплате потерь в сети к в/г 11 в пос. Знаменск следует признать ОАО "Оборонэнерго".
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2017 проверяются в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Янтарьэнергосбыт" (гарантирующй поставщик) и ОАО "Оборонэнерго" (покупатель) заключен договор от 25.01.2013 N 438/4-КП купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях (в редакции протокола разногласий в части обоснованности включения пункт 13 в Приложение N 2), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу покупателю электрической энергии для компенсации потерь в принадлежащих покупателю электрических сетях, а покупатель - принимать и оплачивать электрическую энергию.
Согласно пункту 3.2.1 договора гарантирующий поставщик обязан закупать на регулируемом и свободном секторах оптового рынка электроэнергии и мощности и у субъектов розничного рынка электрическую энергию в количестве, установленном в Приложении N 1 к договору, и обеспечивать ее поставку в электрические сети покупателя.
Перечень точек поставки согласован в Приложении N 2 к договору.
ОАО "Янтарьэнергосбыт" обеспечило поставку электрической энергии в октябре 2015 года для компенсации потерь. Оплата электроэнергии просрочена покупателем, что послужило основанием для обращения поставщика в суд с иском о взыскании 792 897 рублей 23 копеек задолженности.
Суд иск удовлетворил частично. Решение обжаловано.
Для выяснения принадлежности кабельной линии от ТП 20-3 до РЩ котельной, в том числе в период до передачи военного городка и заключения договора между ОАО "Янтарьэнергосбыт" и Агентством, судебное разбирательство определением от 22.02.2018 отложено на 20.03.2018.
Определением суда от 22.03.2018 производство по делу приостановлено до принятия судебного акта Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А21-10511/2015.
Определением суда от 03.07.2018 производство по делу возобновлено, поскольку обстоятельства в связи, с которыми производство по делу было приостановлено, отпали и жалобы назначены к рассмотрению на 24.07.2018.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А21-10511/2015, суд кассационной инстанции согласился с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ТП-20-3 и спорные кабельные линии, отходящие от нее к РЩ котельной (600 м), находились во владении открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть", которое реорганизовано в форме присоединения к обществу "Оборонэнерго". Факт передачи кабельных линий от ТП-20-3 Агентству не доказан, как и факт того, что именно Агентство должно оплачивать потери в указанной сети. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не является устанавливающим право собственности документом.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 32 Закона N 35-ФЗ величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в порядке, установленном правилами оптового и (или) розничного рынков.
В соответствии с пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III названного документа.
В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь содержится в разделе 6 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Согласно пункту 185 Основных положений сетевые организации определяют объем электрической энергии, полученной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, отпущенной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства смежным субъектам (сетевым организациям, производителям электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребителям, присоединенным к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства), и определяют фактические потери электрической энергии, возникшие за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.
Из материалов дела следует, что в спорный период ОАО "Оборонэнерго" являлось сетевой организацией, владеющей электрическими сетями; ОАО "Янтарьэнергосбыт" являлось гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Требования о взыскании стоимости потерь по объекту: многоквартирный дом N 17-19 по ул. Артиллерийской в г. Калининграде являются необоснованными в силу следующего.
В данном МКД выявлен факт неисправности общедомового прибора учета, установленном в подвале МКД - на границе балансовой принадлежности сетей сетевой организации и многоквартирного дома.
Прибор учета установлен во внутренних сетях МКД, то есть за пределами границ сетей ответчика.
Кроме того, в силу пункта 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 стоимость безучетно потребленной электроэнергии взыскивается с Потребителя, в данном случае - с Управляющей организации МКД, объем такой электроэнергии является полезным отпуском, зафиксированный сетевой организацией объем безучетного потребления снижает объем оплачиваемых сетевой организацией потерь.
ОАО "Оборонэнерго" считает, что со стороны Агентства по имуществу Калининградской области имело место бездоговорное потребление. Однако в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о самовольном подключении энергопринимающих устройств Агентства к объектам электросетевого хозяйства истца.
Потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора электроснабжения, само по себе, при условии произведенного технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления, так как процедура технологического присоединения, основанная на принципе однократности, соблюдена.
Поскольку поставка электроэнергии после смены собственника объектов военного городка не прекращалась, фактическое потребление Агентством электроэнергии следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт оферты, предложенной стороной. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с вышеизложенным, истец должен был определить объем электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными по участку сети от ТП 20-3, п. Знаменск.
Объем электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами Агентства по имуществу Калининградской области истцом определен не был. Из этого следует, что со стороны истца порядок определения потерь электроэнергии в сетях АО "Оборонэнерго" нарушен.
В связи с тем, что объекты Агентства не оборудованы приборами учетами, фиксирующими потребление электроэнергии, объем потребленной электроэнергии Агентством должен определяться по прибору учета, установленному в ТП 20-3 за вычетом объема, потребленной электроэнергии подточенных от ТП 20-3 суббабонентов (имеющих приборы учета) и объема потерь в кабельной линии.
Недоразумение возникло вследствие спора по вопросу принадлежности сетей, в которых возникли потери - кабельные линии от ТП 20-3.
Объем потерь в кабельной линии в данном случае должен быть рассчитан с применением норматива потерь, установленного для сетевой компании. Приказом Минэнерго РФ N 649 от 26.09.2014 утвержден норматив технологических потерь электрической энергии при передаче её по электрическим сетям для АО "Оборонэнерго" в границах Калининградской области в размере 10,23% от приема электрической энергии в сеть. Соответственно, учитывая, что объем, принятой в сеть электроэнергии, рассчитанный по показаниям прибора учета N 1112116559 (установленного в ТП 20-3) составил за спорный период 13 176 кВт.ч., то объем нормативных потерь ответчика составил 1 348 кВт·ч., что составляет 2 955 рубля 54 копейки.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит учесть объем потребления Агентства по спорному объекту ТП 20-3 п. Знаменск.
Учитывая изложенное, и с учетом представленного расчета АО "Оборонэнерго" суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2017 подлежит изменению в части основной задолженности, в связи, с чем подлежит взысканию 195 343 рубля 91 копейка задолженности.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2017 по делу N А21-9359/2015 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с акционерного общества "Оборонэнерго" в пользу открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" 195 343 рубля 91 копейка основного долга и 4 621 рублей расходов по госпошлине по иску. В остальной части иска отказать.
Возвратить акционерному обществу "Янтарьэнергосбыт" из федерального бюджета 26 759 рублей госпошлины по иску.
В остальной части апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.