г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А21-668/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
от истца: Суромякин В.В., по доверенности от 01.01.2018;
от ответчика: Шишкина Д.Г., по доверенности от 26.12.2017; Фридлянд О.В., по доверенности от 26.12.2017;
от 3-их лиц: 1. не явился, извещен;
2. Журович А.М., по доверенности от 10.11.2017;
3. Шатохин А.С., по доверенности от 11.09.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-276/2018, 13АП-1227/2018) открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" и Агентства по имуществу Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2017 по делу N А21-668/2016 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт"
к открытому акционерному обществу "Оборонэнерго"
3-е лицо: 1. акционерное общество "Янтарьэнерго"
2. Агентство по имуществу Калининградской области
3. Министерство обороны РФ
о взыскании 521 492 рублей 70 копеек,
установил:
открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - ОАО "Янтарьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным иском о взыскании с акционерного общества "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго") 521 492 рублей 70 копеек задолженности за приобретенную в декабре 2015 года электроэнергию по договору купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях от 25.01.2013 N 438/4-КП.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2017 присуждены к взысканию с АО "Оборонэнерго" в пользу ОАО "Янтарьэнергосбыт" 251 816 рублей задолженности. В остальной части иска суд отказал.
Податели жалоб оспаривают решение суда в части выводов по объектам жилой дом, ул. Артиллерийская 17-19, г. Калининград по сумме 205 463 рубля (в объеме 101 181 кВт·ч), по объекту "Гвардейский р-н, п. Знаменск, в/г N 11 вв-1, ТП 20-3" по сумме 17 601 рубль 68 копеек (объем 8668 кВт·ч).
В апелляционной жалобе Агентство по имуществу Калининградской области поясняет, что кабельные линии от ТП 20-3 до РЩ котельной на баланс Агентству не передавались, в реестре государственной собственности Калининградской области не значились, Агентство не обладает статусом сетевой организации, акт разграничения балансовой принадлежности не подтверждает передачу электрических сетей в собственность, а свидетельствует о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств абонента к электрическим сетям сетевой организации. Надлежащим ответчиком по делу об оплате потерь в сетях в пос. Знаменск следует признать ОАО "Оборонэнерго".
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Янтарьэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Оборонэнерго" (покупатель) заключен договор от 25.01.2013 N 438/4-КП купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях (в редакции протокола разногласий в части обоснованности включения пункт 13 в Приложение N 2), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу покупателю электрической энергии для компенсации потерь в принадлежащих покупателю электрических сетях, а покупатель - принимать и оплачивать электрическую энергию.
Согласно пункту 3.2.1 указанного договора гарантирующий поставщик обязан закупать на регулируемом и свободном секторах оптового рынка электроэнергии и мощности и у субъектов розничного рынка электрическую энергию в количестве, установленном в Приложении N 1 к договору, и обеспечивать ее поставку в электрические сети покупателя.
Перечень точек поставки согласован в Приложении N 2 к договору.
ОАО "Янтарьэнергосбыт" выполнило обязанность по поставке электрической энергии в декабре 2015 года в целях компенсации потерь. Неоплата 521 492 рублей 70 копеек задолженности послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично.
Суд апелляционной инстанции не усматрел убедительных доказательств принадлежности Агентству кабельной линии от ТП 20-3 до РЩ котельной в/г N 11 вв-1, поскольку указанная линия не включена в акт приема-передачи бывшего военного городка в собственность Калининградской области. Также отсутствовали сведения о принадлежности кабельной линии до передачи военного городка Калининградской области.
В соответствии с пунктом 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии от 4 мая 2012 г. N 442, при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства). Впоследствии эти потери должны быть компенсированы в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которой при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.
Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 302-ЭС17-16491 на основании статей 6, 26, 28, 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 130, 169, 171, 185, 186, 189, 190 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а также пунктов 2, 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Законодательство обязывает сетевую организацию осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 8 Правил N 861).
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить, ввиду отсутствия собственника имущества, его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
Орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов электроснабжения (статья 14 Федерального закона N 131-ФЗ), должен принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности бесхозяйных объектов.
В соответствии с пунктом 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, не относящиеся по своему статусу к сетевым организациям, оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
Для выяснения принадлежности кабельной линии от ТП 20-3 до РЩ котельной, в том числе в период до передачи военного городка и заключения договора между ОАО "Янтарьэнергосбыт" и Агентством, судебное разбирательство определением от 22.02.2018 откладывалось на 20.03.2018.
Определением суда от 22.03.2018 производство по делу приостановлено до принятия судебного акта Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А21-10511/2015.
Определением суда от 03.07.2018 производство по делу возобновлено, поскольку обстоятельства в связи, с которыми производство по делу было приостановлено, отпали и жалобы назначены к рассмотрению на 24.07.2018.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А21-10511/2015, суд кассационной инстанции согласился с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ТП-20-3 и спорные кабельные линии, отходящие от нее к РЩ котельной (600 м), находились во владении открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть", которое реорганизовано в форме присоединения к обществу "Оборонэнерго". Факт передачи кабельных линий от ТП-20-3 Агентству не доказан, как и факт того, что именно Агентство должно оплачивать потери в указанной сети. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не является устанавливающим право собственности документом.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 32 Закона N 35-ФЗ величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в порядке, установленном правилами оптового и (или) розничного рынков.
В соответствии с пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III названного документа.
В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь содержится в разделе 6 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Согласно пункту 185 Основных положений сетевые организации определяют объем электрической энергии, полученной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, отпущенной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства смежным субъектам (сетевым организациям, производителям электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребителям, присоединенным к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства), и определяют фактические потери электрической энергии, возникшие за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.
Из материалов дела следует, что в спорный период ОАО "Оборонэнерго" являлось сетевой организацией, владеющей электрическими сетями; ОАО "Янтарьэнергосбыт" являлось гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Требования о взыскании стоимости потерь по объекту: многоквартирный дом N 17-19 по ул. Артиллерийской в г. Калининграде являются необоснованными в силу следующего.
В данном МКД выявлен факт неисправности общедомового прибора учета, установленном в подвале МКД - на границе балансовой принадлежности сетей сетевой организации и многоквартирного дома.
Прибор учета установлен во внутренних сетях МКД, то есть за пределами границ сетей ответчика.
В силу пункта 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 стоимость безучетно потребленной электроэнергии взыскивается с Потребителя, в данном случае - с Управляющей организации МКД, объем такой электроэнергии является полезным отпуском, зафиксированный сетевой организацией объем безучетного потребления снижает объем оплачиваемых сетевой организацией потерь.
ОАО "Оборонэнерго" считает, что со стороны Агентства по имуществу Калининградской области имело место бездоговорное потребление. Однако в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о самовольном подключении энергопринимающих устройств Агентства к объектам электросетевого хозяйства истца.
Потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора электроснабжения, само по себе, при наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления, так как процедура технологического присоединения, основанная на принципе однократности, соблюдена.
Поскольку поставка электроэнергии после смены собственника объектов военного городка не прекращалась, фактическое потребление Агентством электроэнергии следует исчислять в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт оферты, предложенной стороной. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с вышеизложенным, истец должен был определить объем электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными по участку сети от ТП 20-3, п. Знаменск.
Объем электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами Агентства по имуществу Калининградской области истцом не определен. Из этого следует, что истцом нарушен порядок определения потерь электроэнергии в сетях АО "Оборонэнерго".
В связи с тем, что объекты Агентства не оборудованы приборами учетами, фиксирующими потребление электроэнергии, объем потребленной электроэнергии Агентством должен определяться по прибору учета, установленному в ТП 20-3 за вычетом объема, потребленной электроэнергии подточенных от ТП 20-3 суббабонентов (имеющих приборы учета) и объема потерь в кабельной линии.
Недоразумение возникло вследствие спора по вопросу принадлежности кабельной линии от ТП 20-3 в которой возникли потери. Объем потерь в кабельной линии в данном случае должен быть рассчитан с применением норматива потерь, установленного для сетевой компании. Приказом Минэнерго РФ N 649 от 26.09.2014 утвержден норматив технологических потерь электрической энергии при передаче её по электрическим сетям для АО "Оборонэнерго" в границах Калининградской области в размере 10,23% от приема электрической энергии в сеть. Соответственно, учитывая, что объем, принятой в сеть электроэнергии, рассчитанный по показаниям прибора учета N 1112116559 (установленного в ТП 20-3) составил за спорный период 16 560 кВт·ч., то объем нормативных потерь ответчика составил 1 694 кВт·ч., что составляет 3 439 рубля 92 копейки.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит учесть объем потребления Агентства по спорному объекту ТП 20-3 п. Знаменск.
Учитывая изложенное, и с учетом представленного расчета АО "Оборонэнерго" суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2017 подлежит изменению в части основной задолженности, в связи, с чем подлежит взысканию 255 255 рублей 92 копейки задолженности.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2017 по делу N А21-668/2016 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с акционерного общества "Оборонэнерго" в пользу открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" 255 255 рублей 92 копейки основного долга и 6 571 рубль расходов по уплате госпошлины за подачу искового заявления. В остальной части иска отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Янтарьэнергосбыт" из федерального бюджета 34 508 рублей 26 копеек излишне уплаченной госпошлины по иску.
В остальной части апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.