Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2018 г. N Ф07-12853/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А42-10501/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.В.
при участии:
от заявителя: Соколов Е.Ю. по решению от 20.10.2011
от заинтересованных лиц: 1) Морозова Н.В. по доверенности от 10.04.2018,
2) Морозова Н.В. по доверенности от 11.07.2018, Дашко К.В. по доверенности от 12.02.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15405/2018) ООО "ОЙЛ-Компакт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2018 по делу N А42-10501/2017 (судья А.Е. Карачева), принятое
по заявлению ООО "ОЙЛ-Компакт"
к 1) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Администрация морских портов Западной Арктики",
2) Капитану морского порта Мурманск
о признании недействительным извещения
установил:
ООО "ОЙЛ-Компакт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Администрация морских портов Западной Арктики", капитану морского порта Мурманск (далее - ответчики) о признании недействительным извещения N 09/10/17 от 23.10.2017 об отказе в выдаче разрешения на выход судна из порта.
Решением суда от 16.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить мотивировочную часть решения суда в части с абзаца 5 на странице12 до абзаца 4 (включительно) на странице 20, абзац 5 на странице 22, абзац 1 на странице 24; отменить резолютивную часть решения в части предложения "в удовлетворении заявленных требований отказать". Принять по делу новый судебный акт. Признать недействительным извещения N 09/10/17 от 23.10.2017 об отказе в выдаче разрешения на выход из порта танкеру "Чукотка+". По мнению подателя жалобы, законных оснований для отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта, не имелось, в связи с чем суд неправомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители ответчиков просили оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Обществом к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены только в обжалуемой Обществом части.
Как следует из материалов дела, 29.09.2017 инспекторами ФГБУ "АМП Приморского края и Восточной Арктики" в п. Анадырь произведен осмотр судна "Чукотка плюс" по результатам которого установлены следующие замечания: 1) санитарное свидетельство - истек срок действия (устранить недостаток в течении 2 мес.); дыхательные аппараты - истек срок проверки (устранить недостаток в следующем порту захода); на спасательные шлюпки нанести маркировку посадочных мест (устранить недостаток в срок - 14 дней).
Результаты вышеуказанного портового контроля внесены в компьютеризированный учет, опубликованы в сети Интернет на официальном сайте администрации морских портов.
18.10.2017 танкер "Чукотка плюс" зашел в порт Мурманск, с рейсовым заданием судовладельца "ОЙЛ-Компакт", согласно которому капитану судна предписывалось погрузить 10 000 тонн дизельного топлива, выйти из порта Мурманск и следовать до Карских ворот, - до места, где его будет ждать караван судов, чтобы осуществить проводку судов через "Северный морской путь".
19.10.2017 танкер "Чукотка плюс" был поставлен под погрузку к причалу и начал прием груза.
20.10.2017 главными инспекторами государственного портового контроля службы капитана морского порта Мурманск произведен осмотр судна, в ходе которого проверены документы судовые и экипажа, соответствие укомплектованности экипажем свидетельству о минимальном составе; навигационные карты и книги, их корректура; навигационное и аварийно-спасательное оборудование и снабжение, оборудование связи. По результатам осмотра установлены следующие замечания:
- санитарное свидетельство - срок истек 21.06.2017;
- свидетельство о финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами отсутствует;
- свидетельство об управлении балластными водами отсутствует;
- дыхательные изолирующие аппараты сданы "на берег" в проверку - предъявить акты о положительных результатах. По каждому из выявленных замечаний проставлен код "17", что указывает на необходимость устранения замечания до выхода из порта.
По результатам проверки судна составлен соответствующий акт, в котором отражены выявленные в ходе проверки замечания. Указанный акт подписан капитаном судна без возражений.
23.10.2017 около 05-00 часов капитаном судна "Чукотка плюс" подано капитану морского порта Мурманск заявление на выход судна их порта, с приложением документов, перечень которых определен Приложением N 2 к Общим правилам.
23.10.2017 около 08-00 часов инспекторами государственного портового контроля службы капитана морского порта Мурманск произведен осмотр судна, в ходе которого выявлен ряд недостатков, в том числе:
- санитарное свидетельство о праве плавания - срок действия истек 21.06.2017, новое отсутствует (в графе "принятые меры" проставлены кода "17/30", что обозначает "необходимость устранения недостатка до выхода судна из порта"/"отказ в выдаче разрешения на выход из порта");
- свидетельство о страховании ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, отсутствует (в графе "принятые меры" также проставлены кода "17/30");
- все дыхательные аппараты DRAGER PA-54 во время грузовых операций с 20 по 22.10.2017 были сданы в береговую проверку, отсутствовали на борту судна (в графе "принятые меры" проставлены кода "17/30");
- несколько противопожарных дверей заблокированы в открытом положении (в графе "принятые меры" проставлены кода "17/30");
- главная палуба Балластный танк N 1 п/б и N 2 л/б комингс смотрового люка чрезмерно изношен, имеются сквозные отверстия от ржавчины, отсутствуют пробки мерительных труб (в графе "принятые меры" проставлены кода "17/70/30", что обозначает "необходимость устранения недостатка до выхода судна из порта"/ "передача информации классификационному обществу"/"отказ в выдаче разрешения на выход из порта");
- неработающие манометры и термометры на механизмах, ЗИПа нет, заявка в компанию от 15.12.2016 и от 30.07.2017 не выполнена (в графе "принятые меры" проставлены кода "17/70/30");
- ГД тахометр поврежден (стекло разбито) (в графе "принятые меры" проставлены кода "17/70/30").
Результаты осмотра зафиксированы в соответствующем акте осмотра судна, который 24.10.2017 был размещен в информационной системе государственного портового контроля.
В тот же день, и.о. капитана порта в соответствии со статьей 80 КТМ капитану судна "Чукотка плюс" выдано извещение N 09/10/2017 об отказе в выдаче разрешения на выход судна из порта в связи с выявлением вышеперечисленных недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из порта и создающих угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и ущерба морской среде. Судну будет разрешен выход из порта только после устранения всех недостатков, препятствующих выходу судна из порта и оплаты всех расходов (на осмотр, освидетельствование и другое), связанных с проведением контрольного осмотра судна.
Полагая, что решение об отказе в выдаче разрешения на выход судна является незаконным и нарушающим права и интересы Общества, последнее оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (статья 1 КТМ РФ).
В соответствии с положениями статьи 74 КТМ РФ (здесь и далее в редакции от 01.07.2017 действующей в спорный период) капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту (пункт 1). Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 2).
В соответствии с пунктом 8 Положения о капитане морского порта, утвержденном Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 39 от 17.02.2014 (далее - Положение N 39) капитан морского порта назначается на должность и освобождается от должности Росморречфлотом по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции действующей в спорный период, далее - Закон N 261-ФЗ) капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.
Суд первой инстанции обоснованно признал ФГБУ "АМП Западной Арктики" надлежащим ответчиком, поскольку оспариваемое извещение принято должностным лицом, возглавляющим службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов.
Пунктом 10 статьи 11 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что капитан морского порта осуществляет государственный портовый контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании.
Функции и полномочия капитана морского порта определены так же статьей 76 КТМ РФ и пунктом 14 Положения N 39, в частности: капитан морского порта осуществляет контроль за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании; проверку судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств; контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта; осуществляет оформление прихода судов в морской порт и выхода их из морского порта.
Согласно подпункту 10 пункта 15 Положения N 39 капитан морского порта осуществляет государственный портовый контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании.
Кроме того, капитан морского порта осуществляет ведение централизованного учета государственного портового контроля; проводит осмотры и контрольные осмотры судов; в порядке, установленном Минтрансом России, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов; осуществляет выдачу судам разрешений на выход из морского порта (пункт 16 Положения N 39).
Пунктом 3 вышеуказанного Положения предусмотрено, что функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта В соответствии с пунктом 22 Положения N 39 капитан морского порта и уполномоченные им должностные лица службы капитана морского порта имеют право посещать суда и портовые гидротехнические сооружения, причалы, морские терминалы, иные портовые средства в морском порту при осуществлении функций капитана морского порта.
В рассматриваемом случае осмотр судна проводился главными инспекторами государственного портового контроля группы по проведению осмотров российских и иностранных судов инспекции государственного портового контроля (ИГПК), входящей, согласно штатному расписанию, в состав службы капитана морского порта Мурманск.
Оспариваемое извещение подписано Войтих В.Н. на которого с 23.11.2016, в соответствии с приказом Росморречфлота N 105/к-мрф от 22.11.2016, возложено исполнение обязанностей капитана морского порта Мурманск филиала ФГБУ "АМП Западной Арктики" в морском порту Мурманск.
С учетом вышеизложенных норм, и представленных ответчиком в материалы дела документов (приказы от 22.11.2016, от 16.08.2017, Положение об ИГПК, Положение о группе по проведению осмотров российских и иностранных судов, выписка из штатного расписания), суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что осмотр судна был произведен (составлены акты осмотра), а оспариваемое извещение вынесено уполномоченными на то лицами.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.03.2002 N 29 "О введении компьютеризированного учета результатов государственного портового контроля в морских торговых, специализированных и речных (устьевых) портах" (далее - Приказ Минтранса N 29) в целях унификации процедур портового контроля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в российских морских торговых портах, специализированных систем учета российских судов с информационными системами Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании о контроле судов со стороны государства порта введен компьютеризованный учетов результатов государственного портового контроля в морских торговых, специализированных и речных (устьевых) портах согласно Перечню портов, в которых государственный портовый контроль осуществляется с использованием компьютеризированного учета результатов государственного портового контроля. В указанный перечень включены в том числе порт Мурманск (п. 12) и порт Анадырь (п. 34).
В силу статьи 79 КТМ РФ государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб (пункт 1). В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта подвергает судно осмотру (пункт 2). В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна (пункт 3). Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 4).
Порядок инспектирования судов установлен Общими правилами, в соответствии с пунктом 58 которых, капитан морского порта подвергает судно осмотру в случае отсутствия документов, указанных в приложении N 2 к настоящим Общим правилам, или наличия оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания (задержание судна в предыдущем морском порту захода судна, наличие на судне недостатков, создающих угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и причинения ущерба морской среде, аварийные случаи на судне, предшествовавшие заходу в морской порт или имевшие место в морском порту, невыполнение предписания капитана морского порта или морских властей иностранных государств по соблюдению требований безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и защите морской среды от загрязнения, отсутствие информации об осмотре судна в течение последних трех месяцев или иного периода, установленного региональными соглашениями о государственном портовом контроле).
Пунктом 59 Общих правил установлено, что осмотр судна осуществляется капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом в соответствии с перечнем документов, подлежащих проверке при осмотре и контрольном осмотре судна в соответствии с приложением N 3 к настоящим Общим правилам, состояния судна, условий труда и отдыха экипажа - в соответствии с КТМ РФ, правилами 11 (c), 19 главы I, правилом 16.2 главы V, правилом 2 главы XI-1, правилом 9 главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками, правилами 6 и 8 главы 2 Приложения I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, правилом 16 главы 6 Приложения II к Международной конвенции МАРПОЛ, статьей 21 Международной конвенции о грузовой марке 1966 года, статьей X и правилом 1/4 главы 1 Приложения к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, части А Кодекса ОСПС, МППСС-72, статьей 4 Конвенции о минимальных нормах на торговых судах 1976 года N 147, Международной конвенцией по обмеру судов 1969 года, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года, Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года.
Контрольный осмотр судна проводится капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом с целью проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта (пункт 61 Общих правил).
В соответствии с пунктами 62, 63 Общих правил, по результатам осмотра или контрольного осмотра судна капитаном морского порта либо уполномоченным им должностным лицом составляется отчет с указанием выявленных недостатков и мер по их устранению. Капитан морского порта направляет информацию о результатах осмотра и контрольного осмотра судна в день составления отчета по результатам осмотра или контрольного осмотра, а также о мерах в отношении судна, в информационную систему государственного портового контроля с указанием примененных мер контроля и оснований их применения.
Установив, в ходе проверки информации, размещенной в информационной системе государственного портового контроля, наличие сведений о проведенном 29.09.2017 осмотре ИГПК в морском порту Анадырь, по результатам которого составлен акт с указанием данных об истечении срока действия судового санитарного свидетельства на право плавания, истечении срока проверки дыхательных аппаратов, а также об отсутствии маркировки посадочных мест на шлюпке. Размещение данного акта в информационной системе государственного портового контроля заявителем не оспаривается.
Поскольку вышеуказанные недостатки являются достаточными основаниями полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, уполномоченными и.о.капитана морского порта должностными лицами 20.10.2017 проведен контрольный осмотр судна, в ходе которого установлено, что выявленные в порту Анадырь замечания по истечению срока действия судового санитарного свидетельства на право плавания и истечению срока проверки дыхательных аппаратов, не устранены.
В соответствии с пунктом 56 Общих правил оформление судна на выход из морского порта осуществляет капитан морского порта на основании документов, прилагаемых к заявлению капитана судна на выход из морского порта, согласно приложению N 2 к настоящим Общим правилам, по согласованию с должностными лицами пограничного и таможенного органов.
Согласно пункту 57 Общих правил капитан морского порта при оформлении судна на выход из морского порта осуществляет контроль судна с целью проверки документов, указанных в приложении N 2 к настоящим Общим правилам, соответствия основных характеристик судна судовым документам и выполнения требований по укомплектованию экипажей судов, установленных КТМ РФ статьями 1 и 2 Конвенции о минимальных нормах на торговых судах 1976 года N 147.
При этом, как указывалось выше, в соответствии с пунктом 58 Общих правил, при наличии оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания (в т.ч. наличие на судне недостатков, создающих угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и причинения ущерба морской среде) капитан морского порта подвергает судно осмотру и при наличии всех документов, указанных в приложении N 2.
Кроме того, положениями пункта 2 статьи 79 КТМ РФ предусмотрено, что в случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта подвергает судно осмотру.
Из анализа вышеприведенных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что осмотр судна, контрольный осмотр, контроль судна при оформлении на выход из порта являются самостоятельными процедурами, которые проводятся в отношении судов независимо друг от друга, обусловлены лишь наличием на то установленных законодательством оснований.
Также следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что после получения заявки на выдачу разрешения на выход из порта, учитывая имеющуюся информацию об истечении срока действия судового санитарного свидетельства на право плавания, об истечении срока проверки дыхательных аппаратов, являющуюся достаточным основанием полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, наличие на судне недостатков создают угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей (в отсутствие сведений об устранении замечаний), должностные лица ИГПК имели правовые основания подвергнуть осмотру судно "Чукотка плюс".
Пунктом 1 статьи 80 КТМ РФ установлено, что каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта.
Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в том числе в случае: непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде; предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов.
В соответствии с пунктом 60 Общих правил при наличии недостатков, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта оформляет письменное извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, в котором указывает недостатки, препятствующие выдаче разрешения на выход судна из морского порта, а также порядок их устранения Подпунктом 3 пункта 21 Положения N 39 также предусмотрено, что при осуществлении своих функций капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае: непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде; нарушения требований, предъявляемых к судовым документам; предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов; неуплаты установленных портовых сборов.
Основаниями отказа в выдаче разрешения послужило, в том числе, истечение срока действия санитарного свидетельства о праве плавания - до 21.06.2017; отсутствие свидетельства о страховании ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами; отсутствие на борту судна во время грузовых операций с 20 по 22.10.2017 всех дыхательных аппаратов DRAGER PA-54, которые были сданы в береговую проверку; блокировка нескольких противопожарных дверей в открытом положении.
Санитарные правила для морских судов СССР, утвержденные главным государственным санитарным врачом СССР 21.12.1982 N 2641-82 (далее - Санитарные правила для морских судов) устанавливают основные санитарно-гигиенические требования по содержанию судов при эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды (п. 1.1.1).
В соответствии с пунктом 1.2.8 Санитарных правил для морских судов, на каждом судне должно быть, в том числе, судовое санитарное свидетельство на право плавания.
Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п. 1.2.8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна. За выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта (пункт 1.2.9 Санитарные правила для морских судов).
Согласно пункту 8.4.1 Санитарных правил для морских судов, санитарные осмотры на судах производятся представителями учреждений санитарно-эпидемиологической службы в следующем порядке: а) санитарный осмотр судов морского флота с выдачей судового санитарного свидетельства на право плавания проводится раз в два года.
Вместе с тем, согласно положениям пункта 3.1 Методических указаний по организации и проведению текущего санитарного надзора за эксплуатируемыми судами и другими плавучими средствами, утвержденных зам.главного государственного санитарного врача СССР 20.12.1982 N 2639-82 (далее - Методические указания), в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 13.09.77 N 833 "О порядке проведения санитарного осмотра и карантинного досмотра судов" эксплуатируемые суда подлежат обязательному обследованию с выдачей судовых санитарных свидетельств на право плавания: - морские суда - один раз в два года; - суда внутреннего плавания - один раз в год; - суда смешанного (река - море) типа плавания - в порядке, устанавливаемом в каждом конкретном случае санэпидстанциями на водном транспорте по месту приписки судна.
Пунктом 3.2 Методических указаний определено, что согласно действующим санитарным правилам для морских судов, морских рыбопромысловых судов, судов внутреннего плавания и судов флота рыбной промышленности внутренних водоемов судовое санитарное свидетельство на право плавания является основным документом, при наличии которого допускается эксплуатация судна. Свидетельства выдаются администрации судов санэпидстанциями на водном транспорте, а при их отсутствии - санэпидстанциями административных территорий, как правило, по месту приписки судна.
Временное судовое санитарное свидетельство может быть выдано в любом порту СССР на срок, необходимый для перехода судна в порт приписки.
Судовое санитарное свидетельство устанавливает (подтверждает) возможность обеспечения санитарно-эпидемического благополучия на судне в течение определенного периода его эксплуатации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю на судно "Чукотка плюс" выдано судовое санитарное свидетельство о праве плавания серии 25.В. N 118 от 21.06.2016 сроком действия до 21.06.2017.
Является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что само по себе указание в акте осмотра судна от 29.09.2017 по замечанию об истечении срока действия санитарного свидетельства в графе "предпринятые меры" двух месячного срока не может пролонгировать действие свидетельства, поскольку инспекторы ИГПК не являются лицами уполномоченными устанавливать возможность обеспечения санитарно-эпидемического благополучия на судне в течение какого-либо периода его эксплуатации.
20.10.2017 директором Департамента по Морскому Сервису в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области была подана заявка на выдачу Судового санитарного свидетельства на право плавания судну "Чукотка плюс".
Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области 21.10.2017 в период с 13-00 часов до 15-00 часов проведено обследование вышеуказанного судна с гигиенической оценкой представленных документов. Согласно акту гигиенической оценки N 13-037 от 21.10.2017 выявлены нарушения требований статей 11, 25, 32, 34 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно:
- отсутствует проведение производственного контроля на судне, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не представлены объективные данные, подтверждающие проведение лабораторных исследований и испытаний, а именно протоколы исследования: шума, вибрации, освещенности, микроклимата, электромагнитных излучений, интенсивности инфракрасного излучения, вредных веществ в воздухе рабочей зоны, поэтому установить воздействие факторов производственной среды на плавсостав судна невозможно;
- отсутствует "Санитарно-гигиенический паспорт "Канцерогеноопасной организации";
- отсутствует План организации и проведения первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- отсутствует ревизия и дезинфекция танков пресной воды;
- не пройден периодический медицинский осмотр у повара;
- не проведена вакцинация против вирусного гепатита членами экипажа судна;
- отсутствует договор на размещение и утилизацию ртутьсодержащих отходов первого класса опасности. Учитывая изложенное Управление не нашло оснований для выдачи судну санитарного свидетельства на право плавания, о чем сообщило заявителю письмом N 13/1181117-32 от 23.10.2017. В тот же день, по средствам факсимильной связи (исх. N 13/1181217-32 от 23.10.2017) копия письма была направлена и.о.капитану порта Мурманск.
В соответствии с положениями статьи 31 КТМ РФ на судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим такие документы.
Перечень судовых документов установлен статьей 25 КТМ РФ в числе которых указано судовое санитарное свидетельство о праве плавания (п. 12).
С учетом вышеуказанных положений Санитарных правил, довод Общества о том, что перечисленные в статье 25 КТМ РФ документы должны иметь только суда, подлежащие государственной регистрации, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Также судом первой инстанции правомерно не приняты ссылки Общества на выпуск капитаном порта Анадырь спорного судна со свидетельством срок действия которого истек, поскольку указанное не свидетельствует о неправомерности принятия оспариваемого извещения.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствие действующего санитарного свидетельства является нарушением требований к судовым документам, что дает капитану морского порта право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта.
Перечень документов, подлежащих проверке при осмотре и контрольном осмотре судна, указан в Приложении N 3 к Общим правилам, в числе которых указаны как судовое санитарное свидетельство о праве плавания (п. 9), так и свидетельство о страховании ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами (п. 21).
В соответствии с пунктом 1 статьи 334 КТМ РФ собственник судна, зарегистрированного в Российской Федерации и фактически перевозящего опасные и вредные вещества, для покрытия своей ответственности за ущерб на основании правил, установленных настоящей главой, должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со статьей 331 настоящего Кодекса.
Опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза вещества, перечень которых приведен в подпункте 3 пункта 2 статьи 327 КТМ РФ. Так, к ним относятся: перевозимая наливом нефть, виды которой перечислены в дополнении I к Приложению I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, с поправками.
Дизельное топливо входит в перечень нефтепродуктов содержащихся в дополнении I к Приложению I вышеуказанной конвенции.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в рассматриваемом случае для осуществления перевозки на судно "Чукотка плюс" было погружено 10000 тонн дизельного топлива, что свидетельствует о необходимости осуществления страхования или предоставления иного финансового обеспечения ответственности на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со статьей 331 КТМ РФ.
Пунктом 3 статьи 335 КТМ РФ предусмотрено, что свидетельство должно находиться на борту судна, и копия его должна быть сдана на хранение в орган государственной регистрации судна.
В соответствии с пунктом 7 статьи 335 КТМ РФ судну, к которому применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 334 настоящего Кодекса и абзацем первым пункта 6 настоящей статьи, запрещается осуществлять коммерческую деятельность, если оно не имеет свидетельства, выданного в соответствии с пунктом 1 или 6 настоящей статьи.
Последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство указаны в статье 335.1 КТМ РФ в соответствии с частью 1 которой любое судно, фактически перевозящее опасные и вредные вещества, не может зайти в порт на территории Российской Федерации или выйти из него либо прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отойти от такого прибрежного сооружения, если на борту такого судна не находится свидетельство, предусмотренное пунктом 1 или 6 статьи 335 настоящего Кодекса. Если в нарушение правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, судно заходит в порт на территории Российской Федерации или выходит из него, либо прибывает к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходит от такого прибрежного сооружения, либо пытается зайти в порт или выйти из него, прибыть к прибрежному сооружению или отойти от него, судно может быть задержано по распоряжению капитана морского порта до предоставления собственником судна соответствующего свидетельства (пункт 2).
Разрешение на заход судна в порт не свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход судна.
Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами выдано капитаном морского порта "Владивосток" на судно "Чукотка плюс" 25.10.2017 на срок действия страхования с 24.10.2017 по 15.04.2018.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие вышеуказанного свидетельства является нарушением требований предъявляемых к судовым документам, что в соответствии с пунктом 2 статьи 80 КТМ РФ дает капитану морского порта право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта.
Правилами морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом на танкерах ММФ РД 31.11.81.36-81, утвержденными Министерством морского флота СССР, предусмотрено, что закрытия световых люков машинного и котельного отделений со стороны палубы всегда должны находиться в рабочем состоянии для быстрого закрытия во время возникновения пожара (п. 2.40). Двери машинно-котельного отделения, выходящие на открытую палубу, должны быть закрыты во время проведения грузовых операций, мойки и дегазации грузовых танков (п. 2.41).
В соответствии с пунктом 2.51 указанных Правил, свидетельство пожарной охраны для выхода танкера в море не выдается, в том числе, если противопожарные двери, противопожарные заслонки воздуховодов и их автоматическое или ручное закрытие неисправны (п. 2.51.6).
Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР (НБЖС) РД 31.60.14-81 является основным документом, определяющим организационно-технические мероприятия и порядок проведения предупредительных мероприятий на судне, подготовку и действия экипажа по борьбе за живучесть судна.
Требования НБЖС обязательны для экипажей судов, работников пароходств, центральных проектно-конструкторских бюро, судоремонтных и судостроительных заводов и других организаций и учреждений ММФ, связанных с эксплуатацией флота, наблюдением за разработкой проектов на постройку, модернизацию и переоборудование судов и за их постройкой и ремонтом по заказам ММФ, а также судоремонтных и судостроительных верфей за рубежом.
В соответствии с п. 2.5.2 НБЖС в машинных помещениях должны выполняться следующие мероприятия: двери, люки должны поддерживаться в исправном состоянии для обеспечения плотного их закрытия.
Постановлением Правительства РФ N 620 от 12.08.2010 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - Технический регламент).
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий Технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура (пункт 4).
Так, в соответствии с пунктом 60 Технического регламента, для предупреждения частичного или полного разрушения конструкции судна вследствие снижения прочности под воздействием тепла материалы, используемые в конструкции судна, должны обеспечивать соблюдение условия, при котором конструктивная огнестойкость судна не ухудшается из-за пожара. Для обеспечения конструктивной огнестойкости судна необходимо выполнять следующие требования: н) огнестойкость дверей должна быть равноценной огнестойкости перекрытия, в которых они установлены. Двери, установленные в переборках, ограничивающих машинные помещения категории "А", должны быть газонепроницаемыми и самозакрывающимися.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведенного 23.10.2017 осмотра было установлено, что несколько противопожарных дверей заблокированы в открытом положении, что свидетельствует о несоблюдении требований пожарной безопасности и создает угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на борту судна, что в свою очередь является основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта.
По заявке Общества от 24.10.2017 Российским Морским Регистром судоходства (РМРС) 26.10.2017 было проведено освидетельствование судна "Чукотка плюс", о чем выдан акт освидетельствования N 17.00170.150, которым установлено устранение недостатков, отраженных также в акте осмотра от 23.10.2017, в том числе по коду несоответствия 07101:
- несколько противопожарных дверей доводчики не закрывают до фиксации; доводчики не были отрегулированы на момент инспекции ИГПК и не закрывались должным образом; силами судового экипажа произведена регулировка доводчиков противопожарных дверей, проверены в работе с положительными результатами; несоответствие устранено полностью;
- несколько противопожарных дверей заблокированы в открытом положении; в районе входа в машинное отделение двери были закреплены на штатные стопорные устройства, установленные на переборках и не были в постоянно закрытом состоянии из-за получения снабжения; стопорные устройства демонтированы. Противопожарные двери проверены в работе с положительными результатами; несоответствие устранено полностью, что опровергает доводы заявителя об отсутствии нарушения на момент осмотра при отходе судна из порта.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание выявление замечаний, указанных в пунктах 1, 2, 4 оспариваемого извещения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение и.о. капитана порта об отказе в выдаче разрешения на выход судна из порта от 23.10.2017 полностью соответствует требованиям законодательства, принято в пределах предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения в обжалуемой Обществом части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 апреля 2018 года по делу N А42-10501/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10501/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2018 г. N Ф07-12853/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОЙЛ-КОМПАКТ"
Ответчик: Капитан морского порта Мурманск, ФГБУ "АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ЗАПАДНОЙ АРКТИКИ"
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12853/18
27.07.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15405/18
23.05.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13586/18
16.04.2018 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-10501/17