Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф08-8681/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А63-438/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Казачье сельскохозяйственное предприятие "Старопавловское" и индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кирилова Петра Александровича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2018 по делу N А63-438/2018 (судья Карпель В.Л.)
по иску Прокуратуры Ставропольского края в интересах муниципального образования Кировского городского округа
к администрации муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края (ОГРН 1022602223710),
администрации Кировского городского округа Ставропольского края (ОГРН 1042600397432),
Марьинскому станичному казачьему обществу Павловского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ОГРН 1022602225755),
индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кириллову Петру Александровичу (ОГРНИП 316265100114926),
обществу с ограниченной ответственностью "Казачье сельскохозяйственное предприятие "Старопавловское" (ОГРН 1022602225546)
о признании договоров аренды земельных участков недействительными (ничтожными) сделками и применении последствий их недействительности,
при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Ставропольского края Джанбекова Г.Д. (служебное удостоверение ТО N 235550), представителя администрации Кировского городского округа Ставропольского края Ермаковой Е.А. (доверенность от 27.02.2018), представителя общества с ограниченной ответственностью "Казачье сельскохозяйственное предприятие "Старопавловское" Недбайло М.Ю. (доверенность от 11.01.2017), представителя индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кирилова Петра Александровича Бунькова Р.С. (доверенность от 01.09.2017),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ставропольского края (далее - прокуратура, истец) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края в интересах муниципального образования города Новопавловска с исковым заявлением к Марьинскому станичному казачьему обществу Павловского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - Марьинское казачье общество), администрации муниципального образования города Новопавловска Кировского района Ставропольского края (далее - администрация города), индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кириллову Петру Александровичу (далее - глава КФХ Кирилов П.А.), обществу с ограниченной ответственностью "Казачье сельскохозяйственное предприятие "Старопавловское" (далее - ООО КСП "Старопавловское") о признании недействительными:
- договоров аренды от 04.08.2016 N 102 и N 103, заключенных между администрацией города и Марьинским казачьим обществом в отношении земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в границах муниципального образования г. Новопавловск Кировского района Ставропольского края, общей площадью 1 294 921 кв. м, с кадастровым номером 26:35:000000:7804 и общей площадью 1 181 204 кв. м, с кадастровым номером 26:35:051100:68;
- договоров от 11.08.2016 переуступки прав и обязанностей по договорам аренды от 04.08.2016 N 102 и N 103, заключенных между Марьинским казачьим обществом и главой КФХ Кирилловым П.А.;
- договоров субаренды от 06.03.2017 N 2 и от 01.01.2017 N 1, заключенных между главой КФХ Кирилловым П.А. и ООО КСП "Старопавловское" в отношении земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в границах муниципального образования г. Новопавловск Кировского района Ставропольского края, общей площадью 1 294 921 кв. м, с кадастровым номером 26:35:000000:7804 и общей площадью 1 181 204 кв. м, с кадастровым номером 26:35:051100:68.
Также истец просил применить последствия недействительности сделок в виде прекращения прав пользования Марьинским казачьим обществом, главой КФХ Кирилловым П.А. и ООО КСП "Старопавловское" спорными земельными участками, и обязании ООО КСП "Старопавловское" возвратить земельные участки, общей площадью 1 294 921 кв. м, с кадастровым номером 26:35:000000:7804 и общей площадью 1 181 204 кв. м, с кадастровым номером 26:35:051100:68 администрации Кировского муниципального района по актам приема-передачи.
Судом первой инстанции произведена замена ответчика с администрации города на администрацию Кировского городского округа Ставропольского края (далее - администрация городского округа), которая с учетом положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего спора, осуществляет полномочия по распоряжению спорными земельными участками, находящимися в границах муниципального образования Кировского городского округа Ставропольского края.
Решением суда от 04.04.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент обращения с заявлением в администрацию города Марьинское казачье общество документально подтвердило включение его в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Соответствующие документы к заявлению, поступившему в администрацию города 07.07.2016, не приложены. Суд первой инстанции также посчитал, что спорные земельные участки находились на территории иного муниципального образования - города Новопавловска Кировского района Ставропольского края. Однако, доказательств того, что Марьинское казачье общество осуществляло свою деятельность на территории города Новопавловска, наделенного статусом городского поселения, в материалы дела не представлено. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные договоры фактически направлены на обход предусмотренных законодательством публичных процедур.
Не согласившись с принятым судебным актом, главой КФХ Кирилловым П.А. и ООО КСП "Старопавловское" поданы апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что администрация города обладала правом предоставлять спорные земельные участки в аренду и предоставление их Марьинскому казачьему обществу произведено на законных основаниях, без нарушения требований земельного законодательства. При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании 11.07.2018 представитель главы КФХ Кирилова П.А. указал, что судом первой инстанции не разрешено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения и вступления в законную силу судебного акта по делу N А63-10651/2017.
С целью проверки данного обстоятельства в судебном заседании объявлен перерыв до 18.07.2018.
Судом апелляционной инстанции установлено, что главой КФХ Кирилловым П.А. в судебном заседании суда первой инстанции 21.03.2018 заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу.
Данное ходатайство разрешено судом первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение, что подтверждается аудиозаписью и протоколом судебного заседания 21.03.2018. Следовательно, данный довод главы КФХ Кирилова П.А. подлежит отклонению апелляционным судом.
В судебном заседании после перерыва 18.07.2018 представители главы КФХ Кирилова П.А. и ООО КСП "Старопавловское" поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить.
Представитель администрации городского округа также просил отменить решение суда.
Представитель прокуратуры поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2018 по делу N А63-438/2018 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 07.07.2016 в администрацию города поступило заявление атамана Колотина Л.С. о предоставлении в аренду Марьинскому казачьему обществу без проведения торгов сроком на 49 лет земельных участков с кадастровым номером 26:35:000000:7804, площадью 1 294 921 кв. м и с кадастровым номером 26:35:051103:68, площадью 1 181 204 кв. м, расположенных по адресу: Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование.
04.08.2016 между администрацией города и Марьинским казачьим обществом заключены договоры N 102 и N 103 аренды земельных участков с кадастровым номером 26:35:000000:7804, площадью 1 294 921 кв. м и с кадастровым номером 26:35:051103:68, площадью 1 181 204 кв. м, расположенных по адресу: Ставропольский край, Кировский район, г. Новопавловск, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, сроком на 49 лет.
Договор N 102 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:000000:7804 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Кировский отдел) 11.08.2016 за номером 26-26/014-26/014/003/2016-154/1.
Договор N 103 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:051103:68 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Кировский отдел) 11.08.2016 за номером 26-26/014-26/014/003/2016-153.
На основании договора переуступки прав и обязанностей от 11.08.2016 Марьинское казачье общество передало главе КФХ Кириллову П.А. права и обязанности арендатора по договору N 102 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:35:000000:7804, площадью 1 294 921 кв. м.
Согласно пункту 4 договора переуступка прав и обязанностей по договору N 102 осуществляется без уплаты компенсации.
22.08.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Кировский отдел) произведена государственная регистрация договора переуступки прав и обязанностей, номер государственной регистрации 26/014/200/2016-6133.
На основании договора переуступки прав и обязанностей от 11.08.2016 Марьинское казачье общество передало главе КФХ Кириллову П.А. права и обязанности арендатора по договору N 103 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:35:051103:68, площадью 1 181 204 кв. м.
Согласно пункту 4 договора переуступка прав и обязанностей по договору N 103 осуществляется без уплаты компенсации.
22.08.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Кировский отдел) произведена государственная регистрация договора переуступки прав и обязанностей, номер государственной регистрации 26/014/200/2016-6131.
01.01.2017 между главой КФХ Кирилловым П.А. (арендодатель) и ООО КСП "Старопавловское" (арендатор) заключен договор N 1 субаренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:051103:68, площадью 1 181 204 кв.м (далее - договор субаренды N 1), который зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Кировский отдел) 01.02.2017 за номером 26:35:051103:68-26/008/2017-1.
Срок субаренды участка составляет 3 года - с 01.01.2017 по 31.12.2019 и установлен с момента подписания сторонами акта приема-передачи участка (пункт 2.1 договора субаренды N 1).
Земельный участок с кадастровым номером 26:35:051103:68, площадью 1 181 204 кв. м передан ООО КСП "Старопавловское" по акту приема-передачи от 01.01.2017 (приложение к договору субаренды N 1).
06.03.2017 между главой КФХ Кирилловым П.А. (арендодатель) и ООО КСП "Старопавловское" (арендатор) заключен договор N 2 субаренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:000000:7804, площадью 1 294 921 кв. м (далее - договор субаренды N 2), который зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Кировский отдел) 21.03.2017 за номером 26:35:000000:7804-26/008/2017-1.
Срок субаренды участка с 01.01.2017 по 31.12.2019 и установлен с момента подписания сторонами акта приема-передачи участка (пункт 2.1 договора субаренды N 2).
Земельный участок с кадастровым номером 26:35:000000:7804, площадью 1 294 921 кв. м передан ООО КСП "Старопавловское" по акту приема-передачи от 06.03.2017 (приложение к договору субаренды N 2).
Прокуратурой проведена проверка предоставления спорных земельных участков в аренду Марьинскому казачьему обществу.
В ходе прокурорской проверки отобраны объяснения у атамана Колотина Л.С., из которых следовало, что у Марьинского казачьего общества отсутствовали технические средства и объекты для осуществления сельскохозяйственной деятельности на спорных земельных участках. Межевание участков проводилась главой КФХ Кирилловым П.А. по просьбе Марьинского казачьего общества. Просьба главы КФХ Кирилова П.А. о переуступке ему прав и обязанностей по договорам аренды была вынесена на обсуждение атаманского правления Марьинского казачьего общества. Решением правления предусматривались выплаты главой КФХ Кирилловым П.А. Марьинскому казачьему обществу компенсаций за пользование землей.
Опрошенный в ходе прокурорской проверки глава КФХ Кирилов П.А. пояснял, что от сотрудников администрации города ему стало известно о предоставлении Марьинскому казачьему обществу интересующих его земельных участков, необходимых для организации фермерского хозяйства. Вопрос о виде оплаты за пользование земельными участками оговорен в дополнительном соглашении к договорам уступки, заключенным с казачьим обществом 11.08.2017.
По результатам прокурорской проверки прокуратура, полагая, что приобретение Марьинским казачьим обществом права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:35:051103:68 и 26:35:000000:7804 совершено для последующей уступки прав аренды земельных участков главе КФХ Кириллову П.А., с целью обхода публичных процедур, предусмотренных земельным законодательством, обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В развитие названных правовых норм на территории Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-КЗ).
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
К числу исключений относится предоставление земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов (поселений и населенных пунктов), в редакции Закона Ставропольского края от 12.05.2016 N 52-кз, находящихся на территории городских округов Ставропольского края (пункт 3 части 1 статьи 21 Закона N 36-КЗ).
Таким образом, статьей 21 Закона N 36-КЗ определены территории, в границах которых допускается предоставление в аренду (без проведения торгов) земельных участков казачьим обществам - это территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения Марьинского казачьего общества является станица Марьинская Кировского района Ставропольского края.
В редакции Закона Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-кз "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" (далее - Закон края N 88-кз), действовавшей на момент предоставления земельных участков в аренду Марьинскому казачьему обществу, станица Марьинская Кировского района Ставропольского края имела статус сельского поселения (приложение N 2 Закона края N 88-кз).
Границы муниципального образования станицы Марьинской Кировского района Ставропольского края установлены согласно приложению N 4 Закона Ставропольского края от 26.05.2004 N 36-кз (ред. от 07.07.2011) "Об установлении границ муниципальных образований в Кировском районе Ставропольского края" (далее - Закон края N 36-кз).
Вместе с тем, спорные земельные участки находились на территории иного муниципального образования - города Новопавловска Кировского района Ставропольского края, границы которого установлены согласно приложению N 5 к Закону края N 36-кз.
Доказательств того, что Марьинское казачье общество осуществляло свою деятельность на территории города Новопавловска, наделенного в спорный период согласно Закону N 88-кз статусом городского поселения (приложение N 1 к Закону края N 88-кз), в материалы дела не представлено.
При этом, территория, на которой находились спорные участки, в период рассмотрения заявления и предоставления администрацией города земельных участков в аренду Марьинскому казачьему обществу не включала в себя территорию населенных пунктов, находящихся на территории городского округа Ставропольского края. Перечень муниципальных образований Ставропольского края, наделенных статусом городского округа в тот период, был определен в приложении N 3 к Закону края N 36-кз (редакция от 28.05.2015 N 5).
Суд первой инстанции также правомерно отметил, что к заявлению, поступившему в администрацию города 07.07.2016, не приложены документы, подтверждающие включение Марьинского казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (т. 1, л.д. 28).
Само по себе наличие в материалах настоящего дела свидетельства о внесении Марьинского казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (т. 3, л.д. 90) не является доказательством соблюдения процедуры получения земельных участков без проведения торгов, поскольку указанный документ должен был быть приложен к заявлению Марьинского казачьего общества о предоставлении спорных земельных участков в аренду.
Кроме того, подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов земельного законодательства называют участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статья 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) в качестве участников отношений, регулируемых данным законом называет граждан, юридических лиц, публично-правовые образования.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" казачье общество представляет собой форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Спорные земельные участки предоставлены казачьему обществу без проведения торгов в целях осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки атаман Колотин Л.С. пояснял, что у Марьинского казачьего общества отсутствовали технические средства и объекты для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
При этом, как следует из материалов дела, земельные участки Марьинское казачье общество в течение непродолжительного времени передало главе КФХ Кириллову П.А. (путем уступки прав и обязанностей арендатора).
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выводов о нуждаемости Марьинского казачьего общества в спорных участках и о намерении их использования для целей сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования. Спорные договоры фактически направлены на обход предусмотренных законодательством публичных процедур и заключены с целью передачи земельных участков в аренду главе КФХ Кириллову П.А для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, то есть с лицом, имеющим право на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения в ином порядке, не исключающем возможность проведения процедуры торгов и предусматривающем обязательное опубликование извещения о предоставлении земельного участка (статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В этом случае при наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, льготный порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения фактически использован Марьинским казачьим обществом в целях ограничения прав иных лиц, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также в обход публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договоры аренды от 04.08.2016 N 102 и N 103 являются недействительными (ничтожными).
Пунктом 2 статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если договор аренды по основаниям, предусмотренным указанным Кодексом, является ничтожным, ничтожными являются и заключенные в соответствии с ним договоры субаренды.
Следовательно, договоры уступки прав и последующей субаренды, предметом которых являлись права аренды в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, переданные по ничтожным сделкам, также являются недействительными (ничтожными) и не порождающими правовые последствия.
Недействительность (ничтожность) договоров влечет применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 81 и 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 23.06.2015 N 25) в случае недействительности договора, по которому полученное одной из сторон выражалось во временном возмездном пользовании индивидуально-определенной вещью, эта сторона возмещает стоимость такого пользования другой стороне, если оно не было оплачено ранее. Переданная в пользование по такому договору вещь также подлежит возврату. Индивидуально-определенная вещь подлежит возврату, если она сохранилась у получившей ее стороны.
Поскольку спорные земельные участки переданы в пользование обществу и находятся у него во владении на условиях недействительных (ничтожных) договоров субаренды и спорное имущество должно быть возвращено администрации городского округ, то суд первой инстанции правомерно применил последствия недействительности сделок в виде обязания ООО КСП "Старопавловское" возвратить земельные участки, общей площадью 1 294 921 кв. м, с кадастровым номером 26:35:000000:7804 и общей площадью 1 181 204 кв. м, с кадастровым номером 26:35:051100:68 администрации городского округа по актам приема-передачи.
Доводы апелляционных жалоб были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактически доводы жалоб сводятся к не согласию апеллянтов с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2018 по делу N А63-438/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-438/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф08-8681/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПРОКУРАТУРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОПАВЛОВСКА КИРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Кирилов Петр Александрович, МАРЬИНСКОЕ СТАНИЧНОЕ ПАВЛОВСКОГО РАЙОННОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО ОКРУЖНОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА ТЕРСКОГО ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА, ООО "Казачье сельскохозяйственное пердпритяие "Ставропольское""
Третье лицо: Администрация Кировского городского округа СК, Администрация Кировского городского округа Ставропольского края, АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8681/18
25.07.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2241/18
25.05.2018 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2241/18
04.04.2018 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-438/18