Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2018 г. N Ф09-7147/18 настоящее постановление изменено
г. Челябинск |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А76-24714/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чебаркульский рыбозавод" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2018 по делу N А76-24714/2017 (судья Командирова А.В).
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Крестьянников А.С. (доверенность от 25.01.2018).
Закрытое акционерное общество "Чебаркульский рыбозавод" (далее - ЗАО "Чебаркульский рыбозавод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, орган кадастрового учета, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия заинтересованного лица, выразившегося в неопределении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714; об обязании определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714; об обязании внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2018 (резолютивная часть от 22.05.2018) в удовлетворении требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Чебаркульский рыбозавод" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности обществом нарушения его прав, поскольку действующим законодательством установлены императивные нормы об обязательном определении кадастровой стоимости земельного участка, и обязанность по её определению возлагается на органы кадастрового учета, заявитель претендует на выкуп земельного участка и лишается данного права в силу отсутствия в едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по определению кадастровой стоимости. Полагает, что обжалование бездействия органа кадастрового учета должно предшествовать судебному обжалованию отказа органа местного самоуправления в приватизации земельного участка. Определение кадастровой стоимости земельного участка в данном случае должно производиться в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2.1.3. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания). В подтверждение своей правовой позиции ссылается на судебную практику и полагает, что правовая позиция заинтересованного лица в ходе рассмотрения дела противоречит действующему законодательству. Ссылки суда на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 по делу NА76-7810/2017 считает необоснованной, поскольку дело основано на иных фактических обстоятельствах.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации Чебаркульского муниципального района N 142 от 17.02.2017 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка 74:23:0202001:ЗУ1 со следующими характеристиками: кадастровый квартал: 74:23:0202001; площадь земельного участка 31 302 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; территориальная зона: III - "Зона коммунально-складской застройки", вид разрешенного использования - производственная деятельность. Образуемому земельному участку присвоен адрес: Челябиснкая область, Чебаркульский район, Непряхинское сельское поселение, д. Верхние Караси, ул. Свободы, 21 (т.1 л.д. 23).
Постановлением Администрации Чебаркульского муниципального района N 332 от 11.04.2017 вид разрешенного использования земельного участка с "производственная деятельность" изменен на "рыболовство (размещения зданий, сооружений, оборудования необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры) (т. 1 л.д. 25).
04.05.2017 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:23:0202001:714, общей площадью 31 302 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский муниципальный район, Непряхинское сельское поселение, д. Верхние Караси, ул. Свободы, 21, вид разрешенного использования - для размещения зданий, сооружений, оборудования необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры) (т.1 л.д. 21-22).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.05.2017 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (т.1 л.д. 21-22).
08.06.2017 общество обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в размере 279 839 руб. 88 коп. (т.1 л.д. 7-8).
30.06.2017 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области письмом N ИНО-431 отказал в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 в связи с невозможностью ее определения в порядке, установленном Методическими указаниями. Указал на возможность установления кадастровой стоимости на основании решения суда, содержащего сведения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости (т. 1 л.д. 9-10).
Полагая, что отказ филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" N N ИНО-431 от 30.06.2017 нарушает права заявителя, общество "Чебаркульский рыбзавод" обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку права общества по существу нарушены ранее состоявшимся отказом органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность общества ввиду невозможности определения выкупной цены участка в связи с отсутствием в едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка, и заявителем не доказано, каким образом в рамках заявленной административной процедуры будут восстановлены его права на приватизацию участка, при том, что определение стоимости участка в порядке предъявления соответствующих требований разрешается в суде общей юрисдикции.
Суд также пришел к выводу о том, что обжалуемое бездействие органа кадастрового учета не противоречит действующему законодательству, поскольку материалами дела подтверждается, что в результате государственной кадастровой оценки земель удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала, в границы которого входит земельный участок заявителя, не определен, в связи с чем оснований для установления кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном пунктом 2.1.3. Методических указаний, не имеется, а иной порядок установления кадастровой стоимости для вновь образованных земельных участков отсутствует.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы общества, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В числе дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (часть 5 статьи 8 того же закона)..
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила).
Согласно пункта 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно норме абзаца 1 пункта 2.1.3. Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктов 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2 Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 N П/210 кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:0202001:714, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 04.05.2017, что следует из сведений единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 21), в силу чего не вошел в государственную кадастровую оценку земель, утвержденную Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области N 263-п от 10.11.2015.
Удельные показатели кадастровой стоимости земельного участка по кадастровому кварталу 74:23:0202001, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 74:23:0202001:714, также не утверждены.
Однако отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие статей 24.12 - 24.17 Закона об оценочной деятельности приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, проведение государственной кадастровой оценки спорного земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 по решению Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области невозможно в силу объективных причин.
Вместе с тем наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует обществу "Чебаркульский рыбозавод" в реализации права на приватизацию земельного участка, поскольку в соответствии с письмом Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района от 28.11.2017 N 1297 (т. 1 л.д. 82) обществу отказано в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 по причине отсутствия в сведения единого государственного реестра недвижимости информации о кадастровой стоимости, что исключает возможность установления цены продажи участка.
С учетом изложенных мотивов, следует признать, что заявитель вправе обратиться с рассматриваемыми требованиями в суд.
Между тем, оценив конкретные обстоятельства настоящего дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего.
Абзацем 2 пункта 2.1.3 Методических указаний предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, в этом случае его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Однако положений того же пункта 2.1.3. Методических указаний предусматривают, что в случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, названные положения могут быть применены при определении кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка в порядке аналогии закона.
Между тем норма пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает применение закона по аналогии в случаях, когда гражданские отношения прямо не урегулированы, и имеются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения.
Из положений пункта 2.3.1. Методических указаний следует, что в качестве определяемой кадастровой стоимости для вновь образованного земельного участка принимается кадастровая стоимость земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов, что позволяет применять данную норму по аналогии закона к случаям определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков относительно земель с сопоставимым видом разрешенного использования.
В данном случае из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:0202001:714 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, и имеет разрешенное использование - рыбоводство (размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры) (т. 1 л.д. 21).
Более того, для целей приватизации указанного земельного участка в порядке, установленном нормой статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, общество "Чебаркульский рыбозавод" обращалось в орган местного самоуправления с заявлением (т. 1 л.д. 81), и именно с отказом органа местного самоуправления в приватизации земельного участка заявитель связывает нарушение своих прав.
Однако в качестве сопоставимой кадастровой стоимости заявитель настаивает на определении кадастровой стоимости, соответствующей разрешенному использованию земель - для сельскохозяйственного использования, что следует из его заявления и апелляционной жалобы.
Таким образом, определяющий удельный показатель кадастровой стоимости вид разрешенного использования земель, испрашиваемый заявителем, не может быть признан соответствующим (сопоставимым) с видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714.
Иной порядок определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0202001:714 заявителем не обоснован и не указан.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2018 по делу N А76-24714/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чебаркульский рыбозавод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24714/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2018 г. N Ф09-7147/18 настоящее постановление изменено
Истец: ЗАО "Чебаркульский рыбозавод"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области
Третье лицо: УЗО Администрации ЧМР, Управление по земельно-имущественным отношениям Администарции Чебаркульского Муниципального района Челябинской области, Управление по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района, ФГБУ "ФКП Росреестра"