г. Воронеж |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А08-15118/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Березкиным А.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "УК "РУСЬ": Титаев И.А., представитель по доверенности б/н от 25.05.2018;
от Управления государственного жилищного надзора Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "УК "Левый Берег": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "РУСЬ" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.05.2018 по делу N А08-15118/2017 (судья Линченко И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "РУСЬ" (ИНН 3123356500, ОГРН 1143123020820) о признании незаконными действий Управления государственного жилищного надзора Белгородской области (ИНН 3123071328, ОГРН 1023101674771), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "УК "Левый Берег",
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "РУСЬ" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Белгородской области о признании незаконными действий Управления государственного жилищного надзора Белгородской области (далее -Управление, административный орган), выразившиеся в принятии Решения N 8490/30.11.2017 от 30.11.2017 года (Исх. N 8940), Решения N 8491/30.П.2017 от 30.11.2017 года (Исх. N 8491) (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "РУСЬ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что ООО УК "Левый берег" не приступило к управлению многоквартирными домами в срок, предусмотренный законодательством.
Считает, что Управлением не были учтены положения законодательства, определяющие порядок расторжения и продления договора управления МКД, заключенного по результатам открытого конкурса.
Представитель ООО "УК "РУСЬ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание Управление, ООО "УК "Левый Берег" явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании договоров управления многоквартирным домом ООО "УК "Русь" осуществляло управление многоквартирными домами N 9 по улице Чапаева в городе Белгороде, N 20 по улице Левобережная в городе Белгороде.
10.07.2017 состоялось общее собрание собственников многоквартирного жилого дома N 9 по улице Чапаева в городе Белгороде, на котором было принято решение: расторгнуть договор управления с ООО "УК "Русь"; о выборе новой управляющей организации ООО УК "Левый берег".
Общее собрание было оформлено протоколом N 002 от 10.07.2017.
21.07.2017 состоялось общее собрание собственников многоквартирного жилого дома N 20 по улице Левобережная в городе Белгороде, на котором было принято решение: расторгнуть договор управления с ООО "УК "Русь"; о выборе новой управляющей организации ООО УК "Левый берег".
Общее собрание было оформлено протоколом N 001 от 21.07.2017.
11.07.2017 года в адрес Управления обратилось ООО УК "Левый берег" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий по многоквартирному жилому дому (далее по тексту - МКД) N 9 по улице Чапаева в городе Белгороде.
Управление приняло решение об отказе и возврате документов на основании п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ (далее - Порядок), утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (не полный пакет документов, а именно: отсутствие приложений обязательных к протоколу, отсутствие копии договоров управления, не указаны основания заключения договоров, опись документов отсутствует).
02.08.2017 ООО УК "Левый берег" повторно обратилось в адрес Управления, приложив тот же протокол от 10.07.2017.
По результатам рассмотрения Управление вновь приняло решение об отказе и возврате документов на основании пп. 2 и 3 Порядка (не соответствие заявления требованиям Порядка и не полный пакет приложенных документов, а именно: отсутствие копии договоров управления, не указаны основания заключения договоров, неполная опись документов).
01.09.2017 ООО УК "Левый берег" обратилось в адрес Управления, приложив тот же протокол от 10.07.2017 года.
По результатам рассмотрения Управление приняло решение об отказе и возврате документов на основании п. 2 и пп. д) п. 5 Порядка (не соответствие заявления требованиям Порядка, не размещение информации, а именно: ИНН отсутствует, реквизиты лицензии отсутствуют; не размещена информация в соответствии с требованиями)
06.10.2017 года вновь обратилось ООО УК "Левый берег" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, приложив тот же протокол от 10.07.2017 года.
Управление приняло решение приостановить рассмотрение заявления и сделать соответствующие запросы, на основании п. 10 Порядка (в реестре лицензий данный МКД значится за другой организацией - наличие противоречивых сведений) ( т.д.2 л.д. 32-34).
Рассмотрев заявление ООО "УК "Левый Берег" о включении в реестр лицензии многоквартирного дома N 20 по ул. Левобережная г. Белгорода и предоставленной информации ООО "УК "Левый берег" (вх. N 4907 от 30.10.2017 года), ООО "УК "Русь" (информацию не предоставило) приняло решение о внесении изменений в реестр лицензии за ООО "УК "Левый берег" многоквартирного жилого дома N 9 по улице Чапаева в городе Белгороде.
02.08.2017 года ООО УК "Левый берег" обратилось в адрес Управления с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий по МКД N 20 по улице Левобережная в городе Белгороде.
По результатам рассмотрения Управление приняло решение об отказе и возврате документов на основании пп. 2 и 3 Порядка (не соответствие заявления требованиям Порядка и не полный пакет приложенных документов, а именно: отсутствие копии договоров управления, не указаны основания заключения договоров, опись документов неполная).
20.09.2017 года ООО УК "Левый берег" вновь обратилось в адрес Управления, приложив тот же протокол от 21.07.2017.
По результатам рассмотрения Управление приняло решение об отказе и возврате документов на основании п. 2 и пп. д) п. 5 Порядка (не соответствие заявления требованиям Порядка, не размещение информации, а именно: ИНН отсутствует, не размещена, информация в соответствии с требованиями).
10.10.2017 года в Управление вновь обратилось ООО УК "Левый берег" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, приложив протокол от 21.07.2017 года.
Управление приняло решение приостановить рассмотрение заявления и сделать соответствующие запросы, на основание п. 10 Порядка (в реестре лицензий данный МКД значится за другой организацией - наличие, противоречивых сведений) ( т.д.2 л.д. 35-37).
Рассмотрев заявление ООО "УК "Левый берег" о включении в реестр лицензии многоквартирного жилого дома N 20 по улице Левобережная в городе Белгороде и предоставленной информации ООО "УК "Левый берег" (вх. N 4908 от 30.10.2017 года), ООО "УК "Русь" (информацию не предоставило) Управление приняло решение о внесении изменений в реестр лицензии за ООО "УК "Левый берег" многоквартирного жилого дома N 20 по улице Левобережная в городе Белгороде.
Не согласившись с действиями Управления государственного жилищного надзора Белгородской области, выразившиеся в принятии Решения N 8490/30.11.2017 от 30.11.2017 года (Исх. N 8940), Решения N 8491/30.П.2017 от 30.11.2017 года (Исх. N 8491), Общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1 ст.161 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ).
Между тем, возможность расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрена положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно частями 8, 8.1 и 8.2 данной статьи.
В соответствии с ч.8.2 ст.162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, установлен перечень необходимых документов.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
По правилам пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 названного Порядка несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка являются основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Собственники многоквартирного жилого дома N 9 по ул. Чапаева и N 20 по ул. Левобережная в г. Белгороде реализовали свое право о смене управляющей компании на основании решений общего собрания собственников.
На основании решений общего собрания собственников многоквартирных жилых домов по адресу: г. Белгород, ул. Чапаева 9 от 10.07.2017, по адресу: г. Белгород, ул. Левобережная, 20, от 21.07.2017 были досрочно расторгнуты договоры управления с управляющей организацией ООО "УК "Русь", выбрана новая управляющая организация ООО УК "Левый берег".
Принятые в соответствии с действующим законодательством решения общего собрания собственников в установленный ст. 46 ЖК РФ никем не оспорено, недействительным не признано.
Поскольку оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления, предусмотренных пунктом 9 Порядка N 938/пр. не имелось, Управление, получив полный пакет необходимых документов, правомерно выполнила действия по внесению изменений в реестр лицензий Белгородской области, в соответствии с требованиями статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для признания незаконными действий Управления по принятию Решения N 8490/30.11.2017 от 30.11.2017 и Решения N 8491/30.11.2017 от 30.11.2017 не имеется.
Довод заявителя о том, что ООО УК "Левый берег" не приступило к управлению многоквартирными домами в срок, предусмотренный законодательством, исходя из предмета спора, не может явиться основанием для отмены решения.
Апелляционная коллегия исходит из того, что несмотря на наличие законодательной обязанности управляющих компаний на обращение с заявлениями о внесении изменений в Реестр лицензий о находящихся в управлении домах, Закон не связывает с моментом внесения таких изменений момент возникновения права приступить к управлению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не могут явиться основанием для отмены принятого по делу решения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
Обществу с ограниченной ответственностью "УК "РУСЬ" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению N 613 от 05.06.2018 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.05.2018 по делу N А08-15118/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.