г. Пермь |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А60-70735/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис": Колотилин А.В. (доверенность от 01.02.1018),
от общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания": Локтина Е.В. (доверенность от 28.12.2017),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу), и общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 марта 2018 года,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по делу N А60-70735/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" (ИНН 6684028595, ОГРН 1176658061986)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу)
третьи лица: Товарищество собственников жилья "Вайнера, 53б", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный сервис"
о признании недействительными решений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" (далее - общество "Жилищный сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу) от 15 декабря 2017 года N 29-01-82/31778 и N 29-01-82/332058к.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу) обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой. Обжалуемое решение суда просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2018 года апелляционная жалоба Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу) принята к производству, назначено судебное заседание на 11 час. 15 мин. 09 июля 2018 года.
Кроме того, определением от 04.07.2018 оставлена без движения апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" на решение суда по настоящему делу.
В связи с устранением указанных в определении от 04.07.2018 недостатков, определением от 09.07.2018 апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" принята к производству, назначено судебное заседание на 11 час. 15 мин. 09 июля 2018 года.
Рассмотрение данного дела начато в составе: председательствующего судьи Гладких Е.О.; судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 судебное разбирательство по делу N А60-70735/2017 отложено и назначено в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 01 августа 2018 года в 16 часов 00 минут в помещении суда по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, 112, зал N 1011, поскольку лицам, участвующим в деле, не обеспечена возможность представить ко дню судебного заседания апелляционного суда свои возражения на доводы данной жалобы.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 произведена замена судьи Варакса Н.В. на судью Трефилову Е. М. для рассмотрения апелляционных жалоб заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу), и общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания", поданной в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2018 года по делу N А60-70735/2017.
Рассмотрение дела произведено с самого начала в составе председательствующего Гладких Е.О., судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
В судебном заседании представитель ООО "Свердловская теплоснабжающая компания" доводы своей жалобы и жалобы Департамента поддержала. Считает, что при наличии принятых арбитражным судом обеспечительных мер Департамент не мог вносить изменения в реестр лицензий.
Представитель общества "Жилищный сервис" жалобы Департамента и ООО "Свердловская теплоснабжающая компания" считает не подлежащими удовлетворению.
Конкурсный управляющий ООО "Управляющая компания "Жилищный сервис" представил письменный отзыв на апелляционные жалобы, в которых доводы жалоб поддержал. Решение суда первой инстанции считает подлежащим отмене.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" на основании лицензии N 779 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
11 декабря 2017 года в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, с приложением протоколов общего собрания собственников от 02.12.2017.
По результатам рассмотрения заявления 15.12.2017 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение N 29-01-82/31778 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, в соответствии с которым отказано во включении многоквартирных домов N74, N72, N36, N62 по ул. Береговая в г. Первоуральск в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
04 декабря 2017 года в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, с приложением договора управления от 23.11.2017, заключенного между ООО "Жилищный сервис" и ТСЖ "Вайнера, 53б".
По результатам рассмотрения заявления 19.12.2017 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение N 29-01-82/32058 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, в соответствии с которым отказано во включении многоквартирного дома N53Б по ул. Вайнера в г. Первоуральск в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В качестве оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области в решениях указано на поступление в Департамент определения Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2017 по делу N А60-41204/2017 о принятии мер по обеспечению требований кредиторов, в соответствии с которым Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области запрещено вносить изменения в реестр лицензий Свердловской области, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный сервис", в том числе:
N 74, N 72, N 36, N 62 по ул. Береговая в г. Первоуральск и N 53Б по ул. Вайнера в г. Первоуральск.
Считая недействительными решения Департамента об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, общество "Жилищный сервис" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Департамента области не могут быть признаны обоснованными, нарушают права и законные интересы заявителя, препятствуют в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
При этом суд сходил из того, что принятие обеспечительных мер не может повлиять на права граждан, в том числе на право расторгнуть договор управления с ООО "Управляющая компания "Жилищный сервис" при наличии предусмотренных статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований, о чем указано судом в определении от 08.12.2017.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены принятого судом первой инстанции решения.
При этом апелляционная коллегия исходит из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области поступили в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу) 04 декабря 2017 года и 11 декабря 2017 года.
Порядок рассмотрения таких заявлений урегулирован Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления) рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (Пункт 6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 порядка).
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2017 по делу N А60-41204/2017 приняты меры по обеспечению требований кредиторов, Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области запрещено вносить изменения в реестр лицензий Свердловской области, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный сервис", в том числе: N 74, N 72, N 36, N 62 по ул. Береговая в г. Первоуральск и N 53Б по ул. Вайнера в г. Первоуральск (л.д. 69-75).
Указанное определение направлено для исполнения в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
В связи с этим, со ссылкой на установленный арбитражным судом запрет по внесению изменений в реестр лицензий, Департамент 15.12.2017 отказал обществу "Жилищный сервис" в удовлетворении его заявления (л.д. 10-11).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов в силу ч. 2 ст. 16 АПК РФ влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Нормы об ответственности за неисполнение судебного акта арбитражного суда содержатся в статье 332 АПК РФ, в соответствии с частью 1 которой за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 АПК РФ в размере, установленном федеральным законом.
Таким образом, ввиду наличия определения арбитражного суда от 08 декабря 2018 года по делу N А60-41204/2017 о принятии обеспечительных мер, прямо запрещающих Департаменту вносить изменения в реестр лицензий Свердловской области, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный сервис", в том числе: N74, N72, N36, N62 по ул. Береговая в г. Первоуральск и N53Б по ул. Вайнера в г. Первоуральск, у Департамента отсутствовали законные основания для принятия решения о внесении изменений в реестр на основании заявления, поданного заявителем.
Суд апелляционной инстанции, считая по существу верными выводы суда в отношении прав граждан при выборе управляющей организации, не соглашается с возможностью преодоления на их основании положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рамках рассмотрения настоящего дела права граждан на выбор способа управления многоквартирным домом, на изменение способа управления домом и выбор управляющей компании не оспариваются и арбитражным судом не восстанавливаются. Отказывая во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, Департамент на невозможности реализации этих прав граждан также не основывался. Следовательно, указанные выводы не имеют отношения к рассматриваемым отношениям общества и Департамента по отказу во внесении изменений в реестр лицензий.
Апелляционная коллегия отмечает, что определение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2018 года по делу N А60-41204/2017 никем, включая заинтересованных в этом граждан, не обжаловано, вступило в законную силу. За разъяснением данного определения или отменой принятых мер также никто не обращался. В связи с этим не просматривается какая-либо правовая связь между исполняемым Департаментом определением арбитражного суда о принятых обеспечительных мерах в рамках дела о банкротстве и потенциальным нарушением прав граждан на управление многоквартирным жилым домом.
Действия Управления по исполнению судебного акта арбитражного суда о принятии обеспечительных мер и отказу на этом основании в удовлетворении заявления о внесении изменений в реестр являются правомерными, совокупность условий, необходимых в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта Управления незаконным, отсутствует.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1 и 2 части 2 статьи 270 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания", суд апелляционной пришел к следующим выводам.
Исходя из смысла пункта 6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П заинтересованные лица, в том числе не привлеченные к участию в деле, вправе обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных неправосудным судебным решением.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 (далее - Постановление Пленума N 35) разъяснено, что если конкурсные кредиторы полагают, что их права и законные интересы нарушены судебным актом, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование (в частности, если они считают, что оно является необоснованным по причине недостоверности доказательств либо ничтожности сделки), то на этом основании они, а также арбитражный управляющий вправе обжаловать в общем установленном процессуальным законодательством порядке указанный судебный акт.
Право конкурсного кредитора и арбитражного управляющего обжаловать судебный акт, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование конкурсного кредитора является правовым механизмом, обеспечивающим право на судебную защиту лиц, не привлеченных к участию в деле, в том числе тех, чьи права и обязанности обжалуемым судебным актом непосредственно не затрагиваются. Данный механизм обеспечивает право на справедливое судебное разбирательство в целях наиболее полной его реализации и подразумевает наличие у лица, обращающегося с соответствующей жалобой по делу, в котором оно до этого не принимало участия, права представить новые доказательства и заявить новые доводы в обоснование своей позиции по спору. Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2016 по делу N 309-эс16-7158.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 304-ЭС15-12643 полномочиями по сбору и оценке доказательств (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обладают только суды первой и апелляционной инстанций (статьи 65, 71, 162 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В этой связи право на обжалование судебных актов в порядке, установленном пунктом 24 Постановления Пленума N 35, должно осуществляться таким образом, чтобы гарантии, обеспечивающие возможность представления новых доказательств и заявления новых доводов, могли быть осуществимы с учетом соблюдения принципа последовательного обжалования судебных актов.
Из приведенной нормы следует, что право на обжалование принятых в отношении должника в деле о банкротстве - общества "Управляющая компания "Жилищный сервис" - судебных актов может быть признано лишь за кредиторами, приобретшими статус лиц, участвующих в деле о банкротстве ответчика. Для признания за такими кредиторами права на обжалование принятого в отношении должника судебного акта также необходимо, чтобы на обжалуемом судебном акте было основано заявленное в деле о банкротстве требование другого кредитора.
В настоящем деле спорными являются решения Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу) от 15 декабря 2017 года N 29-01-82/31778 и N 29-01-82/332058к об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Между тем общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" не представило доказательств того, что на обжалуемом судебном акте основано заявленное в деле о банкротстве ООО "Управляющая компания "Жилищный сервис" требование другого кредитора.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" не вправе обжаловать в апелляционном порядке решение от 27 марта 2018 года по настоящему делу, поскольку данное решение не принято о его правах и обязанностях и на данном решении не основано заявленное в деле о банкротстве ООО "Управляющая компания "Жилищный сервис" требование кредитора.
При таких обстоятельствах производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" подлежит прекращению, уплаченная при ее подаче государственная пошлина - возврату.
Руководствуясь статьями 42, 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2018 года по делу N А60-70735/2017 отменить. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис" о признании недействительными решений Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по западному управленческому округу) от 15 декабря 2017 года N29-01-82/31778 и N29-01-82/332058 отказать.
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 6673162327) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (Трех тысяч) рублей, уплаченную по платежному поручению N 2882 от 19.06.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.