г. Чита |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А19-5175/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2018 года по делу N А19-5175/2018 по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации" (ОГРН: 1023801539673, ИНН 3811022096) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697) о признании незаконным решения от 08.12.2017 N 30-01-48/210 в части,
(суд первой инстанции - Е. В. Дмитриенко),
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - заинтересованное лицо, управление, Пенсионный фонд) от 08.12.2017 N 30-01-48/210 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за N 36 от 28.11.2017 года в части; обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2018 года по делу N А19-5175/2018 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным решение заинтересованного лица от 08.12.2017 N 30-01-48/210 в части привлечения заявителя к ответственности в виде штрафа 106 864 рубля 89 копеек, доначисленных сумм пени в размере 70 667 рублей 25 копеек, недоимки по страховым взносам в размере 534 324 рубля 46 копеек, в части пунктов 3.2, 3.3 решения в обязании уплатить штрафы, указанные в пункте 1, 2 решения.
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
В обосновании суд первой инстанции указал, что не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты, связанные с компенсацией стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, в связи с чем, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для включения в объект обложения страховыми взносами указанные выплаты.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2018 года по делу N А19-5175/2018. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, поскольку Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации" находится на территории г. Иркутска, следовательно, на работников учреждения не распространяются нормы ФЗ РФ от 19.02.1993 N 4520-1 в части предоставления права на получение компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Таким образом, указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.06.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Заявитель просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела на основании решения о проведении выездной проверки Пенсионным фондом проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки Пенсионным фондом сделан вывод в том числе, что в нарушение ст.ст. 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации" занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в результате исключения сумм стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 20.09.2017 N 30-01-47/228, на основании которого, с учетом возражений, представленных ФГБОУ ВО ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации", Пенсионным фондом 08.12.2017 принято решение N 30-01-47/228, которым ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации", в том числе, привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде начисления штрафа в сумме 106 927, 17 руб. (п.1), ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации" также предложено уплатить пени по состоянию на 31.12.2016 в общем размере 70 691,81 руб. (п. 2), недоимку в общем размере 534 635,84 руб. (п. 3), обязании уплатить штрафы, указанные в пунктах 1, 2 решения (п. 3.2, 3.3), внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (п. 4), отразить по строке 120 раздела 1 "Доначислено страховых взносов с начала расчётного периода" раздела 1 уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР)" за 2016 год сумму начисленных страховых взносов в размере 534 635,84 руб. и представить корректирующие формы индивидуальных сведений.
Уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР) с заполненной строкой 120 "Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода" раздела 1 и корректирующие формы индивидуальных сведений представить не позднее одного месяца после истечения квартала, в котором настоящее вступит в силу (п.5).
Не согласившись с решением Пенсионного фонда в части выводов о занижении облагаемой базы, начисления штрафа в размере 106 927, 17 руб., пени в размере 70 691,81 руб., недоимки по страховым взносам в размере 534 635,84 руб., возложения на учреждение обязанности уплатить штрафы, указанные в пункте 1, 2 решения (п. 3.2, 3.3 решения), посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, учреждение в указанной части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, где просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части:
1) пункт 1 решения о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа размере 106 864,89 руб., в том числе:
подпункт 1 - за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 85 834,60 руб.,
подпункт 2 - за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (ФФОМС) в размере 21 030,29 руб.
2) пункт 2 Решения о начислении пени в размере 70 667,25 руб.
3) пункт 3.1. решения в части обязания уплатить недоимку по страховым взносам в размере 534 324,46 руб., в том числе:
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию в размере 429 173,01 руб.,
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 105 151,45 руб.;
4) пункт 3.2. решения в части обязания уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения.
5) пункт 3.3. решения в части обязания уплатить пени, указанные в пункте 2 решения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовое регулирование отношений, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
На основании пункта 1 статьи 18, подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 28 Закона N 212- ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Пунктом 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Как установлено пунктом 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Из материалов дела следует, Управлением Пенсионного фонда в отношении заявителя проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 20.09.2017 N 30-01-47/228, согласно которому плательщиком страховых взносов занижена база для начисления страховых взносов за 2014-2016 год в отношении выплат: компенсация стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно в размере 2062942,22. В результате чего, по мнению Управления Пенсионного фонда, сумма неоплаченных страховых взносов составила:
- за 2014 год - 158 669,85 руб.
- за 2015 год - 157 479,44 руб.
- за 2016 год - 218 486,55 руб.
Итого: 534 635,84 руб.
На основании части 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании пункта 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" из которого следует, что право на оплату проезда, установленное статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1, распространяется также на районы, не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Из буквального содержания названной нормы следует, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом от 19.02.1993 N 4520-1, распространяются на районы Севера, в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Суд первой инстанции установил, что в Иркутской области осуществляется начисление районного коэффициента.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.02.2016 г. N 302-КГ15-19344, установление районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, проживающим в Иркутской области, не свидетельствует об отнесении данных субъектов к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местам, а также к районам Севера.
Следовательно, на работников и государственных служащих, проживающих и работающих в г. Иркутске, не распространяются положения правовых норм в части предоставления права на получение компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно по территории Российской Федерации один раз в два года в соответствии с названным законодательством.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции поддержал довод Пенсионного фонда о том, что применение заявителем положений пункта 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ об исключении из обложения страховыми взносами стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемой плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами, является необоснованным.
Вместе с тем, согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В силу статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, суд первой инстанции установил, что Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации является бюджетным учреждением, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в городе Иркутске. Учредителем ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 г. N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" 02 февраля 2011 года Главным врачом Клиник ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России (сейчас ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России) Гайдаровым Г.М. было утверждено "Положение о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в Клиниках, и членов их семей" (далее - Положение Клиник о компенсации проезда), действующее на сегодняшний день.
Согласно пункту 2 Положения Клиник о компенсации проезда: "Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего Положения, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение выполнения Клиниками функций, установленных Уставом ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, Положением о Клиниках ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, а также иными локальными актами".
Положения Клиник о компенсации проезда устанавливает порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников Клиник и членов их семей.
Согласно пункту 4 Положения Клиник о компенсации проезда: "Работникам Клиник и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов (далее - компенсация расходов).".
Согласно Положению Клиник о компенсации проезда выплаты производятся на основании личных заявлений сотрудников Клиник о компенсации оплаты стоимости проезда при наличии средств федерального бюджета (п.13, 15 Положения).
Указанная гарантия о компенсации расходов на оплату стоимости проезда также нашла свое отражение и в Коллективном договоре Клиник ФГБОУ ВО ИГМК Минздрава России, зарегистрированном в Администрации г. Иркутска 26.01.2017 за N 130-10/17.
Коллективный договор заключается в соответствии с трудовым законодательством РФ каждые три года. Все редакции коллективного договора Клиник, содержат положения о гарантиях работникам и обеспечении условий труда. Так, в частности, раздел 9 коллективного договора "Предоставление гарантий работникам и обеспечение условий труда" содержит пункт 9.7 "Денежная компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа" (стр.23 Коллективного договора), в котором кроме оснований и порядка произведения выплат указано, что "Компенсация расходов является целевой выплатой" (абз.3 п.9.7 Коллективного договора), "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа производится только при выделении целевой субсидии на данные цели за счет средств федерального бюджета" (абз.5 п.9.7 Коллективного договора).
Право ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет "Министерства здравоохранения Российской Федерации" на произведение выплат своим работникам и членам их семей в качестве компенсаций стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха закреплено частью 2 статьи 325 Трудового кодекса РФ и подтверждается Письмом Министерства финансов РФ N 12-03- 08/1546 от 20.04.2011 г., Письмом Министерства здравоохранения РФ N 11-6/3203 от 20.08.2014 г., Письмом отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Иркутской области N АК-30/15141 от 09.10.2015 г., представленных в материалы дела (т.1, л.д. 133-136).
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержден постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. N 455, а относительно работников Клиник и членов их семей еще и Коллективным договором и Положением Клиник о компенсации проезда.
Из материалов дела следует, что выплаты, связанные с компенсацией стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, Учреждением производились за счет целевых субсидий из федерального бюджета, что подтверждается: "Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению на 2015 г." (утверждены Министерством здравоохранения РФ 22.12.2015 г.), "Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению на 2016 г." (утверждены Министерством здравоохранения РФ 10.10.2016 г.). (т.1, л.д. 137-141).
Таким образом, выплаты, связанные с компенсацией на оплату стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно в 2014-2016 гг. производились Клиниками за счет средств целевых субсидий, выделенных из федерального бюджета, на основании личных заявлений работников Клиник, в полном соответствии с действующим законодательством РФ.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из содержания статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
К мерам стимулирующего характера статья 191 Трудового кодекса относит предусмотренные в данной статье меры поощрения работодателем работников за добросовестное исполнение ими трудовых обязанностей - благодарность, премии, ценные подарки и т.п.
Понятие компенсаций определено в статье 164 Трудового кодекса, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Также статья 164 Трудового кодекса содержит понятие гарантий, предоставляемых работникам. Под гарантиями названной нормой понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
Различие между гарантиями и компенсациями заключается в том, что гарантии, в отличие от компенсации, представляющей собой возмещение потраченных работником денежных средств, являются механизмом, обеспечивающим соблюдение прав работника, в том числе путем произведения работодателем определенных выплат вместо работника.
От мер стимулирующего характера гарантии отличаются тем, что они не обусловлены непосредственно характером и качеством выполняемой работником работы и не направлены на поощрение работника за результаты работы.
Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Данные выплаты производятся на основании личных заявлениях сотрудников Учреждения о компенсации оплаты стоимости проезда. В рассматриваемом случае оплата проезда к месту отдыха и обратно производится не только работникам, состоящим в трудовых отношениях с Учреждением, но и членам их семей, которые в трудовых отношениях с заявителем не состоят.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные выплаты не содержат признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей, а также не зависят от трудовых успехов работника и не являются средством вознаграждения его за труд, следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Пенсионным фондом в суд первой инстанции представлено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем обоснованно не начислялись страховые взносы на стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, в связи с чем, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для включения в объект обложения страховыми взносами стоимость проезда, соответственно отсутствовали основания для начисления соответствующих сумм штрафа, пени и недоимки, а также возложения обязанности уплатить штрафы.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2018 года по делу N А19-5175/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.