Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2018 г. N Ф07-13978/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А56-68557/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Шатохина А.С. по доверенности от 27.07.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15872/2018) ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2018 по делу N А56-68557/2017 (судья Лебедева И.В.), принятое
по иску МП "Жилищно-коммунальное хозяйство Чеховского района"
к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
о взыскании,
установил:
Муниципальное предприятие Чеховского района "Жилищно-коммунальное хозяйство Чеховского района" (далее - истец, Предприятие, МП "ЖКХ Чеховского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - ответчик, ФКУ "ОСК ЗВО", Учреждение) с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований 3 312 206 рублей 56 копеек задолженности, 75 836 рублей 24 копеек неустойки, законных проценты (статья 395 ГК РФ) на сумму основного долга, начиная с 12.05.2017 по момент фактической оплаты долга.
Решением суда от 25.05.2018 с ФКУ "ОСК ЗВО" в пользу МП "ЖКХ Чеховского района" взысканы 3 312 206 рублей 56 копеек неосновательного обогащения, 50 000 рублей неустойки, законные проценты (статья 395 ГК РФ) на сумму основного долга, начиная с 12.05.2017 по момент фактической оплаты долга. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, ФКУ "ОСК ЗВО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Между истцом и ответчиком заключены только государственные контракты N 030301172225 от 01.01.2017, N 030301172224 от 01.01.2017, которые согласно ответу ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" N 06/8479 от 01.11.2017 оплачены в полном объеме.
Доводы истца о заключении государственных контрактов N 020301171757 от 01.01.2017, N 020401177661 от 01.01.2017 несостоятельны
Таким образом, взыскание денежных средств в отсутствие заключенного контракта является необоснованным.
Истцом не доказан объем оказанных услуг. Ответчик считает, что счета, составленные истцом в одностороннем порядке, не являются надлежащим и достаточным доказательством объема оказанных услуг по теплоснабжению.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
26.07.2018 в судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в 2017 году МП "ЖКХ Чеховского района", в качестве ресурсоснабжающей организации (РСО) осуществляло поставку коммунальных ресурсов (питьевой воды, водоотведения, теплоснабжения) на следующие объекты:
Воинская часть N 03863, расположенная по адресу: Московская область. Чеховский район, пос. Чернецкое.
Здания воинской части N 13818, в/г N 1, расположенные по адресу: Московская область, Чеховский район, пос. Столбовая-2.
Воинская часть N 55443, расположенная по адресу: Московская область. Чеховский район, пос. Столбовая.
В соответствии с п. 185 Положения о порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей Министерства обороны РФ топливно - энергетическими ресурсами, договоры на поставку коммунальных ресурсов с МП "ЖКХ Чеховского района" должно заключать управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами Западного военного округа.
В адрес ответчика были направлены оформленные со стороны РСО договоры:
- от 01.01.2017 N 030301172225 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод по объекту в/ч N13818, по адресу: Чеховский район, пос. Столбовая-2 (письмо от 17.01.2017 N 15/р).
- от 01.01.2017 N 020301171757 на теплоснабжение и горячее водоснабжение по объекту в/ч N03863, по адресу: Московская область, Чеховский район, пос. Чернецкое (письмо от 17.01.2017 N 15/р).
- от 01.01.2017 N 030301172224 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод по объекту в/ч N03863, по адресу: Московская область, Чеховский район, пос. Чернецкое (письмо исх. N15/р от 17.01.2017).
- от 01.01.2017 N 020401177661 на теплоснабжение и горячее водоснабжение по объекту в/ч N55443, по адресу: Московская область, Чеховский район, пос. Чернецкое (письмо исх. N 48/р от 27.02.2017).Указанные документы ответчиком получены, что распиской о получении.
Тем не менее, до настоящего времени оформленные со стороны ФКУ "ОСК ЗВО", договоры в адрес МП "ЖКХ Чеховского района" не поступали.
МП "ЖКХ Чеховского района" со своей стороны направляло в адрес ФКУ "ОСК ЗВО" платежные документы для добровольной оплаты потребленных ресурсов.
Ответчиком не производилась оплата по выставленным платежным документам.
27.03.2017 в адрес ответчика была направлена претензия для добровольного исполнения обязательств по оплате (исх. 53Ю/125 от 27.03.2017). Указанная претензия получена ответчиком 04.04.2017.
Оставление претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к заключению об удовлетворении заявленных исковых требований частично.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета
В силу пункта 2 данной статьи к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно пункту 3 названной статьи договор водоснабжения является публичным договором.
Пунктом 6 статьи 13 Закона N 416-ФЗ установлено, что оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
В пункте 1 статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Факт оказания услуг в спорный период и в заявленном истцом объеме подтверждены представленными в материалы дела актами, счетами-фактурами и счетами на оплату (том 1 л.д. 125-164, том 2 л.д. 1-110), доказательства оплаты образовавшейся задолженности отсутствуют, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Доводы Учреждения о том, что истец не доказал факт и объем оказанных услуг отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Согласно статье 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядку санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств
федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 N 87н, при оплате расходов по государственному заданию казначейство требует предоставления только счетов-фактур.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Обязательными реквизитами счета-фактуры являются, в частности: стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг (подпункт 8 пункта 5 статьи 169 НК РФ)).
Таким образом, наличие счетов-фактур является подтверждением факта надлежащего оказания услуг и их стоимости.
Доказательств опровергающих факт оказания истцом услуг водоснабжения и водоотведения, ответчиком, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. Сведениями о наличии претензий по качеству оказанных истцом услуг суд не располагает.
Доводы Учреждения об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду того, что контракт между истцом и ответчиком не заключен, существенные условия государственного контракта между сторонами не согласовывались, повторяют возражения заявленные ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Отклоняя указанный довод, суд обосновано исходил из того, что доказательств того, что услуги по теплоснабжению объекта осуществлялись не истцом, а иными ресурсоснабжающими организациями, в дело не представлено. Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.к.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 644) договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В пункте 13 Постановления N 644 разъяснено, что абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта договора холодного водоснабжения, проекта договора водоотведения или проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства, направившей такие проекты договоров, предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом). Такое предложение абонента направляется абонентом в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, направившую предложение о заключении договора (договоров), любым способом, позволяющим подтвердить получение предложения абонента организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 12 Постановление N 644 абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры, либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 185 Положения о порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей Министерства обороны РФ топливно-энергетическими ресурсами, договоры на поставку коммунальных ресурсов с истцом должно заключать управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами Западного в военного округа.
Ответчик проекты договора на теплоснабжение и горячее водоснабжение не подписал и не представил письменный отказ от его заключения. МП "ЖКХ Чеховского района" со своей стороны направляло в адрес ФКУ "ОСКЗВО" платежные документы для добровольной оплаты потребленных ресурсов.
Поскольку ответчик в установленный действующим законодательством срок не предоставил истцу подписанные договоры, либо предложения об изменении договоров, истец правомерно, посчитав договоры заключенными, приступил к оказанию соответствующих услуг по водоотведению.
Ответчик, в свою очередь, услугами истца в спорный период пользовался, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается последним.
Коллегия судей приходит к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
Поскольку после подаче апелляционной жалобы на основании заявления ответчика от 13.07.2018 заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы по существу, доказательств оплаты не представлено, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации с подателя апелляционной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2018 по делу N А56-68557/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.