Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 декабря 2018 г. N Ф10-5016/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
3 августа 2018 г. |
Дело N А09-4486/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.08.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., при участии от истца - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям - Курицына С.С. (доверенность от 09.01.2017 N УФС-Д-2), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" - Домашневой Я.А. (доверенность от 12.03.2018), в отсутствие представителей третьих лиц - администрации Брянского района, Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, ФГБУ "Брянская МВЛ", муниципального учреждения Отрадненская сельская администрация Брянского района Брянской области, УГИБДД УМВД России по Брянской области, Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянское лесничество", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2018 по делу N А09-4486/2016 (судья Кожанов А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (Брянская область, Брянский район, п. Путёвка, ОГРН 1083254001280, ИНН 3245501056) (далее по тексту - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" (Брянская область, Брянский район, г. Сельцо, ОГРН 1073255002600, ИНН 3255057619) (далее по тексту - общество, ответчик) в бюджет Брянского района Брянской области 11 084 800 рублей в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды; о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" прекратить незаконную деятельность по нарушению плодородного слоя почвы и использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 не по целевому назначению; о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" разработать проект рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107; о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" провести рекультивацию нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером 32:02:0320104:107 в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.
В ходе рассмотрения искового заявления управление в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило взыскать с ответчика в бюджет Брянского района Брянской области 11 084 800 рублей в счет возмещения вреда, причиненного почве земельного участка с кадастровым номером 32:02:0320104:107, как объекту охраны окружающей среды по следующим реквизитам: получатель: ИНН администратора 3245501056, КПП администратора 324501001, Управление Федерального казначейства по Брянской области (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям), счет: 40101810300000010008; банк получателя: отделение Брянск, г. Брянск, БИК 041501001, ОКТМО 15608000, КБК 08111690050056000140, а также заявило отказ от иска в части требований о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" прекратить незаконную деятельность по нарушению плодородного слоя почвы и использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 не по целевому назначению; о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" разработать проект рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107; о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" провести рекультивацию нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером 32:02:0320104:107 в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Брянского района (Брянская область, Брянский район, с. Глинищево), Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области (г. Брянск), ФГБУ "Брянская МВЛ" (г. Брянск), муниципальное учреждение Отрадненская сельская администрация Брянского района Брянской области (Брянская область, Брянский район, с. Отрадное), УГИБДД УМВД России по Брянской области (г. Брянск), Государственное казенное учреждение Брянской области "Брянское лесничество" (г. Брянск).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2018 исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям к обществу с ограниченной ответственностью "Деснянка" удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" в бюджет Брянского района Брянской области взыскано 11 084 800 рублей в счет возмещения вреда, причиненного почве земельного участка с кадастровым номером 32:02:0320104:107, как объекту охраны окружающей среды.
Производство по делу N А09-4486/2016 по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям к обществу с ограниченной ответственностью "Деснянка" в части требований о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" прекратить незаконную деятельность по нарушению плодородного слоя почвы и использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 не по целевому назначению; о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" разработать проект рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107; о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" провести рекультивацию нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером 32:02:0320104:107 в соответствии с утвержденным проектом рекультивации - прекращено.
В апелляционной жалобе ООО "Деснянка" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что суд первой инстанции при разрешении спора не обосновал правомерность выбора способа защиты нарушенных публичных интересов путем компенсации в денежном эквиваленте. Указывает на то, что суд первой инстанции не исследовал вопрос невозможности или неполной возможности возмещения вреда в натуре, не исследовал обстоятельства возможности возмещения обществом причиненного ущерба в натуре и восстановления состояния окружающей среды, существовавшего до причинения вреда. Сообщает, что судом первой инстанции достоверно не установлен показатель S (площадь участка, на которой обнаружена деградация почв) для объективного расчета. Полагает необоснованным применение при расчете размера ущерба КС (коэффициент пересчета в зависимости от изменения степени деградации почв и земель), равного 1,0, а также НС (такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды) в размере 400 руб./м2.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям и администрация Брянского района, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, ФГБУ "Брянская МВЛ", муниципальное учреждение Отрадненская сельская администрация Брянского района Брянской области, УГИБДД УМВД России по Брянской области, Государственное казенное учреждение Брянской области "Брянское лесничество" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Деснянка" осуществляет свою деятельность согласно уставу и владеет, пользуется земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 на основании договора аренды от 31.05.2013 N 4597, по условиям которого земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 предоставлен администрацией Брянского района обществу с ограниченной ответственностью "Деснянка" для сельскохозяйственного производства.
На основании лицензии на пользование недрами от 30.01.2014 серии БРН N 80154, вид лицензии TP, ООО "Деснянка" имеет право до 30.01.2019 осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу строительных песков на участке недр "Нетьинка" Брянского района Брянской области для строительных целей и реализации сторонним организациям.
В соответствии с лицензионным паспортом БРН 80154 TP установлены следующие стадии проведения работ: с 30.01.2014 по 30.01.2015 - геологическое изучение; с 30.01.2015 по 30.01.2019 - добыча полезных ископаемых.
Общество в отсутствие акта о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и утвержденного проекта рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107, в связи с добычей полезных ископаемых, с конца 2014 года приступило к добыче песка на вышеуказанном земельном участке.
В адрес управления 17.11.2014 поступили материалы проверки МО МВД России "Брянский" КУСП-10917 от 14.10.2014, содержащие признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту незаконной разработки карьера общераспространенных полезных ископаемых, в результате чего допущено самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107.
На основании материалов проверки МО МВД России "Брянский" КУСП-10917 от 14.10.2014 и приказа Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 24.11.2014 N 752 "О проведении мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства Российской Федерации на территории Брянского района Брянской области" сотрудниками отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 27.11.2014 произведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 площадью 6.7 га, расположенного в 500 м по направлению на юго-запад от д. N 3а по ул. Вокзальная в п. Нетьинка Брянского района Брянской области.
В ходе осмотра (акт осмотра земельного участка от 27.11.2014) обнаружены четыре карьерные выемки (на плане-схеме обозначены SI, S2, S4, S6), а также два участка на которых снят и перемещен верхний плодородный слой почвы (на плане-схеме обозначены S3, S5).
Так, на площади, обозначенной на плане-схеме S-1 (1.64 га) и S-2 (0.32 га), обнаружены два котлована, частично заполненные водой. Глубина котлованов достигает 3-х метров. Верхний плодородный слой почвы в месте нахождения котлованов изъят, следов его складирования не обнаружено.
На площади, обозначенной S-4 (0.51 га) и S-6 (0.26 га), обнаружено два котлована глубиной до двух метров. Верхний плодородный слой почвы в месте нахождения котлована изъят, следов его складирования не обнаружено.
На площади, обозначенной S-3 (0.50 га), верхний плодородный слой почвы снят и складирован в отвалы длинной около 100 м, шириной около 3 м. и высотой до 2-х м.
При этом плодородный слой почвы частично перемешан с подстилающей породой (песком) и отличается по своим органолептическим (цвет) структурным и гранулометрическим свойствам от подстилающей породы.
На площади, обозначенной S-5 (0.55 га), верхний плодородный слой почвы снят и складирован в отвалы длинной около 90 м, шириной около 3-х м и высотой до 2-х м.
При этом плодородный слой почвы частично перемешан с нижележащей породой (песком) и отличается по своим органолептическим (цвет) структурным и гранулометрическим свойствам от подстилающей породы.
Последующим административным расследованием установлено, что земляные работы проводились на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 площадью 6.7 га, расположенного в 500 м по направлению на юго-запад от д. N 3а по ул. Вокзальная в п. Нетьинка Брянского района Брянской области.
В ходе проведения расследования установлено, что земляные работы на указанном земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 осуществляло ООО "Деснянка".
На момент проведения расследования установлено, что проект рекультивации почвы (плодородного слоя) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 в ООО "Деснянка" отсутствует.
Документов, предоставляющих право производить работы, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы на указанном земельном участке, ООО "Деснянка" не представлено.
Вышеуказанные обстоятельства отражены в фототаблицах от 27.11.2014 и от 22.01.2015, протоколе осмотра места происшествия от 14.10.2014, протоколе осмотра места происшествия от 21.01.2015, акте осмотра земельного участка от 27.11.2014, акте осмотра земельного участка от 22.01.2015, протоколе осмотра земельного участка от 27.11.2014, протоколе осмотра земельного участка от 17.08.2015.
Постановлением Брянского районного суда Брянской области от 24.03.2015 по делу N 5-49/2015, вынесенным на основании материалов проверки МО МВД России "Брянский" КУСП-10917 от 14.10.2014 и материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Деснянка", собранных в процессе проведенного с 07.12.2014 по 30.01.2015, сотрудниками управления административного расследования по факту самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107, общество признано виновным в уничтожении плодородного слоя почвы земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 тысяч рублей.
Размер вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды (ущерба) в стоимостной форме, согласно представленному истцом расчету составил 11 084 800 (одиннадцать миллионов восемьдесят четыре тысячи восемьсот) рублей.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием о возмещении вреда и проведения необходимых мероприятий по восстановлению нарушенных земель, оставлена без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком данной претензии об устранении нарушения требований земельного законодательства и возмещении ущерба послужило основанием для предъявления управлением в арбитражный суд настоящего иска.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре, согласно которому Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В силу пункта 8.11 приказа Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" управление взыскивает штрафы и предъявляет иски о возмещении нанесенного ущерба.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарнолгу надзору и уполномочено в соответствии с пунктом 2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 N 198, осуществлять государственный контроль и надзор в сфере обеспечения плодородия почв, а также в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют в отношении земель сельскохозяйственного назначения государственный земельный надзор за соблюдением требования о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порта земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют в отношении земель сельскохозяйственного назначения государственный земельный надзор за соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель
В силу пункта 3 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 N 198, управление является государственным органом, находящимся в подчинении Россельхознадзора и осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории Брянской и Смоленской областей.
В соответствии с пунктом 9.11 Положения управление наделено полномочиями на предъявление исков на возмещение ущерба, нанесенного в установленной сфере деятельности.
Одним из основополагающих принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (статья 1 Земельного кодекса Росси йской Федерации).
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Почва, как компонент природной среды, является объектом охраны окружающей среды (статьи 1 и 4 Закона N 7-ФЗ).
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) также предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Из анализа статей 77 и 78 ЗК РФ следует, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
На землях сельскохозяйственного назначения, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям, возможно размещение зданий, строений, сооружений, используемых только для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции при условии наличия проекта рекультивации нарушенных земель и разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова (пункты 5, 6, 7, 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67).
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается в исключительных случаях.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктом 2.2 письма Роскомзема от 29.07.1994 N 3-14-2/1139 "О Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель" под степенью деградации почв и земель понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение состава и свойств. Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель.
Письмом Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582 определено, что нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геологоразведочными работами и др.
Согласно ГОСТу 17.5.1.01-83 к плодородному слою почвы относится верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающего благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами. Почвенный профиль - совокупность генетически сопряженных и закономерно сменяющихся почвенных горизонтов, на которые расчленяется почва в процессе почвообразования. Почвенный покров - совокупность почв, покрывающих земную поверхность.
В соответствии с ГОСТом 17.5.3.04-83 "Охрана природы" земли. Общие требования к рекультивации земель" нарушение земель - процесс, происходящий при проведении строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности и образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.
В силу пункта 2 статьи 74, пункта 1 статьи 76 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред; юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" следует, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Факт уничтожения ООО "Деснянка" плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107 подтвержден материалами административных дел в отношении ООО "Деснянка", постановлением Брянского районного суда Брянской области от 24.03.2015 по делу N 5-49/2015, вынесенным в отношении ООО "Деснянка" по делу об административной правонарушении, предусмотренном часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ (в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0320104:107).
В рамках дела N 5-49/2015 судом установлено, что при проведении земляных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107, по адресу: п. Нетьинка, Брянского района Брянской области, ул. Вокзальная, в 500 м по направлению на юго-запад от д. N 3А ООО "Деснянка" в результате земляных работ уничтожен плодородный слой почвы на площади 3,78 га путем механического нарушения почвенного покрова в процессе открытой разработки полезных ископаемых (песка), о чем свидетельствует наличие двух котлованов по добыче полезного ископаемого ( песка) глубиной 2 и 3 м, с изъятием плодородного слоя почвы в месте нахождения котлованов и отсутствием его складирования и перемешиванием плодородного слоя почвы с нижележащей подстилающей породой (песком), что свидетельствует о совершении юридическим лицом - ООО "Деснянка" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Вина ООО "Деснянка" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, подтверждена протоколом об административном правонарушении от 30.01.2015 N БР-ЮЛ-ЗН-0664-004/15, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, актами осмотра земельного участка и план-схемами к ним от 27.11.2014 и 22.01.2015, объяснениями инспекторов отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям Чекеда А.В. и Мачульского Д.А.
Как указал Брянский районный суд Брянской области, осмотром и последующим административным расследованием установлено, что при проведении работ по добыче общераспространённых полезных ископаемых (песка) юридическим лицом ООО "Деснянка" на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107, по адресу: п. Нетьинка, Брянского района Брянской области, ул. Вокзальная, в 500 м по направлению на юго-запад от д. N 3А, уничтожен плодородный слой почвы на площади 3,78 га, мощность плодородного слоя почвы на нарушенном участке составляла 15 см.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт уничтожения ООО "Деснянка" плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:02:0320104:107
материалами дела подтвержден, а доказательства отсутствия вины ответчика материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии у Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям правовых основания для взыскания с ООО "Деснянка" вреда, причиненного почве земельного участка с кадастровым номером 32:02:0320104:107.
Размер вреда, причиненного ООО "Деснянка" почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0320104:107, рассчитан управлением в соответствии с "Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель", утвержденной Минприроды России и Роскомземом от 29.07.1994 N 3-14-2/1139, и составляет 11 084 800 рублей.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт причинения вреда, противоправность поведения ответчика, его вина, причинно- следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска в части возмещение ущерба в размере 11 084 800 рублей.
Отклоняя довод ответчика о том, что рекультивация земель исключает необходимость возмещения вреда в денежном эквиваленте, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", приказу Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (далее по тексту - приказ N 525) земли, нарушенные при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, подлежат рекультивации.
Исходя из содержания приказа N 525 рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (пункт 2 Приложения N 6); рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей (пункт 3 Приказа N 525); рекультивации подлежат почвы, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова (пункт 5 Приказа N 525); условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются на основе проектов рекультивации (пункт 6 Приказа N 525).
Рекультивация нарушенных земель осуществляется в два этапа (технический и биологический). Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно- климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление как раз и осуществляется после процедуры ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.02.2016 N 225-О указал, что осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий для земель сельскохозяйственного назначения.
Реальная стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды может значительно превышать стоимость работ по рекультивации нарушенных земель.
При определении полного экологического вреда учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре.
Таким образом, как верно констатировал суд первой инстанции, проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.
Перечень расходов, входящих в состав затрат на рекультивацию земель, установлен в пункте 7 приказа N 525. К ним, в частности, относится осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование; проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; деятельность рабочих комиссий по приемке- передаче рекультивированных земель, другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
Закон не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в саму сумму ущерба, поскольку такая сумма ущерба в силу Закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.
Возмещение повышенного (экологического) вреда предполагает в качестве неотъемлемой своей составляющей выплату причинителем сумм в соответствии с установленными таксами и методиками. В ходе такой выплаты осуществляется соразмерная и адекватная причиненному экологическому вреду компенсация, поскольку процессы восстановления пострадавшего природного объекта, как правило, носят длительный характер.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 310-ЭС15-1168 по делу N А54-503/2014.
В рассматриваемом случае, как верно указал суд первой инстанции, ответчик рекультивацию нарушенных земель не произвел, тем самым ущерб в натуре не возместил, в то время как истцом заявлены требования о возмещении вреда в денежном эквиваленте.
Довод общества о проведении мероприятий направленных на возмещения вреда окружающей среде в натуре путем ее восстановления как способ полного возмещения экологического вреда признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку, как указано выше, мероприятия, направленные на возмещение вреда окружающей среде в натуре путем ее восстановления не является способом полного возмещения экологического вреда, а лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.
Законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.06.2015 N 310-ЭС 15-1168, при определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.
Довод общества о неправильном определении экспертом площади земельного участка, на котором обнаружена деградация почв, - 17 320 кв. м и учете ее при расчете размера ущерба, так как при экспертном исследовании эксперт принял во внимание координаты поворотных точек земельного участка 32:02:0320104:107 из ЕГРН, тогда как эти данные имеют реестровую ошибку в виде наложения местоположения границ данного земельного участка на земли лесного фонда, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку факт наличия реестровой ошибки в определенном действующим законодательством порядке не установлен. Каких-либо изменений в ЕГРН в части координат поворотных точек земельного участка 32:02:0320104:107 не внесено.
Ссылку общества на необоснованное применение при расчете размера вреда КС (коэффициент пересчета в зависимости от изменения степени деградации почв и земель), равного 1,0 - максимального, суд апелляционной инстанции признает несостоятельной, поскольку в разделе II применяемой при расчете Методики определения размеров ущерба от деградации почв и земель", утвержденной Минприроды России и Роскомземом от 29.07.1994 N 3-14-2/1139, указано, что уничтожение почвенного покрова и порча земель, что имело место быть в рассматриваемом случае, - это крайняя степень деградации, в связи с чем применение максимального коэффициента является правильным.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном применении при расчете размера вреда по вышеупомянутой Методике НС (такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды) в размере 400 руб./м2, которая установлена в приложении N 1 к иной методике - Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2011 N 238, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 3.8 Методики определения размеров ущерба от деградации почв и земель", утвержденной Минприроды России и Роскомземом от 29.07.1994 N 3-14-2/1139, в котором определена формула определения размера ущерба при деградации почв и земель, НС - норматив стоимости подлежал определению согласно приложению N 2. Однако данная методика такого приложения не содержит.
Поскольку из пункта 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2011 N 238, следует, что она предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, что имело место в рассматриваемом случае, то использование значений из ее приложения (в частности, из приложения N 1, ввиду неустановления конкретных значений НС в применяемой управлением Методике), в данном случае, как полагает судебная коллегия, является допустимым.
При этом судебная коллегия отмечает, что сам норматив (такса) применительно к лесорастительной зоне, к которой отнесен спорный земельный участок (зона хвойно-широколиственных лесов в соответствии с Перечнем лесорастительных зон Российской Федерации и Перечнем лесных районов Российской Федерации, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 N 367) применен правильно - 400 руб./м2, что обществом не оспаривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2018 по делу N А09-4486/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деснянка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4486/2016
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям
Ответчик: ООО "ДЕСНЯНКА"
Третье лицо: Администрация Брянского района, ГКУ Брянской области "Брянское лесничество", Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, Отрадненская сельская администрация Брянского района Брянской области, УГИБДД УМВД России по Брянской области, ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория", Чекед Александр Викторович