г. Санкт-Петербург |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А56-6975/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Барминой И.Н., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.,
при участии:
от заявителя: Байкалов А.В., по доверенности от 29.09.2017, Магдо Н.Д., председатель, паспорт,
от заинтересованного лица: не явился, извещён,
от Администрации МО "Выборгский район" ЛО - Яковлева А.А., по доверенности от 27.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-12410/2018, 13АП-12409/2018) Администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" (лицо, не участвующее в деле) и Комитета по управлению муниципальным имуществом МО "Выборгский район Ленинградской области"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2018 по делу N А56-6975/2018 (судья Васильева Н.В.), принятое
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Юг-Плюс",
к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО "Выборгский район Ленинградской области"
о признании отказа незаконным,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Юг-плюс" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" (далее - Комитет) от 22.12.2017 А-8601 в предоставлении земельного участка кадастровый номер 47:01:0116001:121 в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ в безвозмездное пользование сроком на 5 лет с заключением соответствующего договора, просило обязать Комитет предоставить земельный участок кадастровый номер 47:01:0116001:121 в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ в безвозмездное пользование сроком на 5 лет с заключением соответствующего договора.
Товарищество уточнило заявленные требования, просило признать незаконным отказ Комитета от 08.02.2018 N А-744, о чем сделана соответствующая запись в протоколе судебного заседания под роспись представителя.
Решением от 23.03.2018 суд признал незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от 08.02.2018 N А-744 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0116001:121, обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" предоставить садоводческому некоммерческому товариществу "Юг-плюс" земельный участок кадастровым номером 47:01:0116001:121 общей площадью 47257 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Город Выборг", г.Выборг, район мыса Бобовый, в безвозмездное пользование сроком на 5 лет с заключением соответствующего договора, а также взыскал с Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Юг-плюс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" (лицо, не участвующее в деле) и Комитет по управлению муниципальным имуществом МО "Выборгский район Ленинградской области" обратились с апелляционной жалобой, в которых просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Товарищества против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области N 7404 от 12.11.2012 утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 47 257 кв.м., расположенного по адресу: г. Выборг, район мыса Бобовый, муниципальное образование "город Выборг", Выборгского района Ленинградской области на кадастровом плане. Пунктом 1 Постановления определена категория земель - земли населённых пунктов, пункт 2 установил основной вид разрешенного использования земельного участка - для ведения садоводства.
05.02.2013 земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 47:01:0116001:121.
Проект межевания (генплан) земельного участка был утвержден в 2014 году.
В октябре 2017 года заявитель направил в Комитет обращение с предложением о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком.
Письмом Комитета от 08.02.2018 N А-744 в предоставлении земельного участка отказано в связи с отсутствием законных оснований со ссылкой на результаты обследования земельного участка от 17.01.2018, в ходе которых установлено, что фактически в границах СНТ на площади 47257 кв. м расположены садовые (дачные) 1 и 2-этажные бревенчатые и каркасные дома, а также надворные хозяйственно-бытовые постройки (сараи, навесы, теплицы). Сведения о правах на указанные строения отсутствуют.
При этом Комитет дополнительно сообщил, что услуга по утверждению проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с 01.01.2018 будет предоставляться в рамках государственной услуги по принятию решений об утверждении документации по планировке территорий (проектов планировки, проектов межевания).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если на указанном земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства в безвозмездное пользование на срок не более чем пять лет.
Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
Спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для ведения коллективного садоводства, следовательно, нормы ЗК РФ подлежат применению во взаимосвязи с положениями Закона N 66-ФЗ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно руководствовался следующим.
В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу, общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной вышеуказанным способом (статья 13, абзац 2 пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Проанализировав имеющиеся в деле документы, принимая во внимание, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об имуществе, принадлежащем третьим лицам, суд приходит к выводу, что Комитет не доказал наличие правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Помимо этого, заинтересованное лицо не представило доказательства, свидетельствующие о присутствии на спорном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным собственникам, кроме членов садоводческого товарищества.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, Комитет обязан устранить допущенные нарушения.
Апелляционный суд не усматривает оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств, явившихся основанием для выводов суда первой инстанции об удовлетворении требований. Доводы, приведенные заявителями в апелляционных жалобах, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2018 по делу N А56-6975/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6975/2018
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЮГ-ПЛЮС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ МО "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Администрация МО "Выборгский район ЛО", Администрация МО "Выборгский район" ЛО
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13691/18
02.08.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12409/18
02.08.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12410/18
06.06.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7097/18
23.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-6975/18
07.02.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-6975/18