Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2018 г. N Ф07-12568/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
03 августа 2018 г. |
Дело N А13-21880/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от публичного акционерного общества "Северсталь" Корната П.И. по доверенности от 08.10.2015, Русанова С.В. по доверенности от 27.02.2018, Костылева М.В. по доверенности от 25.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 апреля 2018 года по делу N А13-21880/2017 (судья Киров С.А.),
установил:
публичное акционерное общество "Северсталь" (ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597; место нахождения: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30; далее - ПАО "Северсталь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833; место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; далее - управление, административный орган) от 18.12.2017 N 54-75-пн-4744/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 апреля 2018 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит решение суда отменить. В обоснование своей позиции указывает на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. По мнению административного органа, пункт 4.4 приложения А "Методики организации и проведения регламентного обслуживания оборудования", утвержденной приказом директора по производству - гласного инженера дивизиона "Северсталь Российская Сталь" от 25.07.2012 N 377 (далее - Методика), противоречит требованиям пунктов 27, 142, 144, 185 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 N 656 (далее - ФНП N 656). Тот факт, что управлением не зафиксировано непосредственное вхождение работников в опасные зоны, по мнению подателя жалобы, не освобождает общество от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Представители ПАО "Северсталь" в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы, приведенные подателем жалобы, ссылаясь на отсутствие у заявителя вмененных ему в вину нарушений требований ФНП N 656 и наличие у общества технологических инструкций, технологических карт, схем, предусматривающих технологию проведения конкретных видов работ на объекте повышенной опасности, которые в том числе утверждены в развитие положений Методики и содержат обязательные требования по соблюдению промышленной безопасности.
Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы административного органа.
Как следует из материалов дела, управлением в период с 25 по 26 октября 2017 проведена проверка опасного производственного объекта 1 класса опасности (цеха по производству проката холоднокатаного (ЦХП)) общества с целью реализации Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 455.
В ходе проверки административным органом установлено, что локальным актом ПАО "Северсталь", а именно Методикой (приложение А, раздел 4.4), допускается возможность выполнения работ, выполняемых без остановки технологического оборудования, с необходимостью входа работников в опасную зону работающего технологического оборудования, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пунктов 27, 142, 144, 185 ФНП N 656.
По результатам проверки составлен акт от 26.10.2017 N 54-75-пн-7490/А, и главным государственным инспектором Череповецкого отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности управления составлен протокол об административном правонарушении от 03.11.2017 N 54-75-рн-4615/ПТ, в котором указано, что общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Начальник Череповецкого отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности управления, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление от 18.12.2017 N 54-75-пн-4744/ПС, которым ПАО "Северсталь" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, установив отсутствие в деянии ПАО "Северсталь" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, признал незаконным постановление административного органа и отменил его.
Апелляционная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, а также Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.10.2017 N 454, протокол об административном правонарушении от 03.11.2017 N 54-75-рн-4615/ПТ составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в несоблюдении обществом требований промышленной безопасности, установленных частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ и пунктами 27, 142, 144, 185 ФНП N 656.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
В силу пунктов 23, 313 ФНП N 656 на металлургических и коксохимических предприятиях должен быть разработан и утвержден руководителем организации порядок организации работ повышенной опасности.
Пунктом 27 ФНП N 656 предусмотрено, что для предупреждения рабочих под рабочей площадкой, на литейном дворе, во всех проходах в опасную зону, о предстоящих операциях: заливка (завалка), продувка (смешение расплавов, введение добавок и другие операции), разливка - должна действовать светозвуковая сигнализация. Временная настройка сигналов должна соответствовать времени выхода работников из опасных зон. Нахождение посторонних лиц в эти периоды в опасной зоне запрещено.
Ремонт, очистка вручную или закрепление движущихся частей и ограждений во время работы технических устройств запрещаются (пункт 142 ФНП N 656).
В силу пункта 144 ФНП N 656 работникам запрещается заходить за ограждения и находиться в зоне работы движущихся, вращающихся частей оборудования.
Во время работы конвейеров запрещается производить работы по обслуживанию и ремонту движущихся частей, натягивать и выравнивать ленту конвейера и очищать какие-либо части вручную (пункт 185 ФНП N 656).
Управление пришло к выводу о том, что Методикой допускается возможность выполнения работ, выполняемых без остановки технологического оборудования, с необходимостью входа работников в опасную зону работающего технологического оборудования, что не соответствует требованиям пунктов 27, 142, 144, 185 ФНП N 656, а также части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ.
Суд первой инстанции признал данные выводы управления необоснованными.
Так, в пункте 27 ФНП N 656 содержится запрет нахождения посторонних лиц в опасной зоне в периоды заливки (завалки), продувки (смешения расплавов, введения добавок и других операций), разливки, а также в период временной настройки сигналов.
В Методике, как верно установлено судом первой инстанции, отсутствуют положения о разрешении нахождения посторонних лиц в опасных зонах в период указанных технологических процессов.
В пункте 142 ФНП N 656 содержится запрет на ремонт, очистку или закрепление движущихся частей и ограждений во время работы технических устройств.
Данный пункт не содержит положений, полностью исключающих возможность проведения работ, выполняемых без остановки технологического оборудования с вхождением работников в опасную зону работающего технологического оборудования.
В силу указанного пункта ФНП только такие технологические операции как ремонт, очистка вручную или закрепление движущихся частей и ограждений должны производиться на отключенном оборудовании.
Пункт 4.4 Приложения А Методики не содержит указаний, предусматривающих возможность проведения ремонта, очистки вручную или закрепления движущихся частей и ограждений без отключения оборудования.
Судом первой инстанции установлено, что данные виды работ проводятся в порядке, предусмотренном пунктами 4.1, 4.2 Приложения А Методики, то есть с обязательным отключением технологического оборудования.
Согласно пункту 144 ФНП N 656 работникам запрещается заходить за ограждения и находиться в зоне работы движущихся, вращающихся частей оборудования.
Данный пункт не содержит положений, полностью исключающих возможность проведения работ в цехе, выполняемых без остановки технологического оборудования, с вхождением работников в опасную зону работающего технологического оборудования.
Названная норма содержит запрет входа за ограждения и нахождения в зоне работы движущихся, вращающихся частей оборудования.
Пункт 185 ФНП N 656 предусматривает, что во время работы конвейеров запрещается производить работы по обслуживанию и ремонту движущихся частей, натягивать и выравнивать ленту конвейера и очищать какие-либо части вручную.
Данный пункт не содержит положений, полностью исключающих возможность проведения работ, выполняемых без остановки технологического оборудования, с вхождением работников в опасную зону работающего технологического оборудования.
Названная норма содержит запрет входа на проведение работ по обслуживанию и ремонту движущихся частей во время работы конвейеров.
Как верно отметил суд первой инстанции, в пункте 4.4 Приложения А Методики не предусмотрена возможность работников проводить работы по обслуживанию и ремонту движущихся частей, натягивать и выравнивать ленту конвейера и очищать какие-либо части вручную, во время работы конвейера.
Более того, в силу пункта 1.1 Методики этот документ определяет общий порядок организации и проведения регламентного обслуживания оборудования и других работ, выполняемых персоналом подрядных организаций, других подразделений предприятия.
В пункте 3.1 названного документа отмечено, что регламентное обслуживание оборудования - это комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности и исправности оборудования, включающий осмотры, профилактический уход, регулировку, смазку, очистку, устранение дефектов и неполадок, необходимые испытания.
Согласно пункту 4.1 Методики регламентное обслуживание оборудования производится в соответствии с требованиями инструкций, разработанных в соответствии с Приложением А к Методике.
Пунктом 4.2 Методики предусмотрено, что конкретный порядок безопасного проведения операций, выполняемых в рамках регламентного обслуживания оборудования, определяется операционными картами (Приложение Б) и проектно-технологической документацией.
Допуск персонала к выполнению работ по регламентному обслуживанию оборудования должен осуществляться с учетом требований инструкций (Приложение А), операционных и адресных карт (пункт 4.5 Методики).
Как пояснили представители общества, Приложением А к Методике утверждена структура (форма) инструкции "Порядок проведения регламентного обслуживания оборудования", в соответствии с которой в производственных подразделениях ПАО "Северсталь" разработаны внутренние инструкции, регламентирующие порядок проведения регламентного обслуживания оборудования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Приложение А к Методике (пункт 4.4 которого оспаривается управлением) является шаблоном (формой) инструкции, по образцу которого в производственных подразделениях ПАО "Северсталь" с учетом видов оборудования, особенностей технологических процессов, опасных производственных факторов и др. должны разрабатываться внутренние (цеховые) инструкции по регламентному обслуживанию оборудования.
Так, в соответствии с пунктом 3.2 приказа от 25.07.2012 N 377 о введении в действие Методики разработка и ввод в действие предусмотренных Методикой инструкций, операционных и адресных карт должны быть завершены в срок до 01.10.2012.
Во исполнение требований вышеуказанного приказа с 01.11.2012 в производстве холодного проката (ПХП) ПАО "Северсталь" в том числе введена в действие инструкция по порядку проведения регламентного обслуживания оборудования производства холодного проката (в редакции, действующей по состоянию на 18.04.2017 (далее - инструкция от 18.04.2017; том 3, листы 45-60)).
Методика, как верно установлено судом первой инстанции, не является документом, описывающим технологию проведения работ по обслуживанию какого-либо оборудования, а является общим методологическим документом, на основании которого в цехах, производствах и иных структурных подразделениях общества разрабатываются конкретные технологические инструкции, технологические карты, схемы и иные документы, непосредственно устанавливающие порядок регламентного обслуживания оборудования, с указанием в них конкретного оборудования (или его узлов), а также видов работ и технологию (процедуру) их выполнения, что следует из вышеприведенных пунктов Методики.
Следовательно, Методика содержит общие положения к организации и проведению регламентного обслуживания оборудования, а отсутствие в ней конкретных правил относительно особо опасных объектов и оборудования не означает, что требования ФНП N 656 при ремонте данных объектов не соблюдаются.
Как указано выше, непосредственно сама технология проведения конкретных работ на объекте повышенной опасности отражается в технологических инструкциях, технологических картах и схемах.
При этом, как пояснили представители общества в заседании суда апелляционной инстанции, цех холодного проката (ЦХП) состоит из отдельных цехов, в состав которых входят опасные зоны и участки, в том числе те, на которые распространяются запреты, предусмотренные в упомянутых выше пунктах ФНП N 656 (зоны (участки) работы движущихся, вращающихся частей оборудования, движущихся частей).
Содержание Методики, согласующееся с этими пунктами ФНП, раскрывается в более детализированных документах, изданных в развитие ее базовых положений, в частности, в инструкции от 18.04.2017 и в инструкциях иных сотрудников ПХП, в которых содержатся запреты, указанные в пунктах 27, 142, 144, 185 ФНП N 656.
Так, в суд апелляционной инстанции ПАО "Северсталь" представлены штатное расписание по ЦХП, составленное по состоянию на 01.01.2017, а также инструкция по охране труда для слесаря-ремонтника СП ПП (ХП) N ИOT-11/2-0,4- 15 (далее - инструкция слесаря - ремонтника); инструкции по охране труда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования СП ПП (ХП) N ИОТ-11/2-0.13-15 (далее - инструкция элетромонтера); инструкция по охране труда для вальцовщика стана холодной АНГЦ цеха покрытия металла N 1 (ЦПМ-1) производства холодного проката (ПХП) N ИOT-116-2.20-13; инструкция по охране труда для оператора поста управления агрегата непрерывного горячего алюминирования (АНГА) и агрегата непрерывного горячего цинкования (АНГЦ) цеха покрытия металла N 1 (ЦПМ-1) производства плоского проката (ППП) N ИОТ-18/2-2.1-17; инструкция по охране труда для резчика холодного металла (пробы) отдельно-стоящих ножниц (ОСН) цеха покрытия металла N 1 (ЦПМ-1) производства плоского проката (ППП) N ИОТ-18/2-2.6-18; инструкция по охране труда для термиста проката и труб агрегата непрерывного горячего алюминирования (АНГА) и агрегата непрерывного горячего цинкования (АНГЦ) цеха покрытия металла N 1 (ЦПМ-1) производства плоского проката (ППП) цеха покрытия металла N 1 (ЦПМ-1) производства плоского проката (ППП) N ИОТ-116-2.3-14; инструкция по охране труда для оцинковщика горячим способом агрегата непрерывного горячего алюминирования и агрегата непрерывного горячего цинкования цеха покрытия металла N 1 (ЦПМ-1) производства плоского проката N ИОТ-116-2.5-13 (далее - инструкция оцинковщика); инструкция по охране труда для аппаратчика электролитического обезжиривания цеха покрытия металла N 1 (ЦПМ-1) производства плоского проката (ППП) N ИОТ-18/2-2.2-17; инструкция по охране труда для оцинковщика горячим способом агрегата непрерывного горячего цинкования (АНГЦ) цеха покрытия металла N 2 (ЦПМ-2) производства холодной проката (ПХП) N ИОТ-116-8.10-13 и общая инструкция по охране труда лиц, участвующих в производственной деятельности ИОТ 0-01-15, в которых отражены предусмотренные ФНП N 656 запреты.
Совокупность предъявленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что требования ФНП N 656, на которые ссылается управление, учтены обществом и доводятся до работников путем ознакомления их с положениями соответствующих инструкций.
В дополнениях от 25.06.2018 управление сослалось на то, что на проверяемом объекте эксплуатируются агрегаты непрерывного горячего оцинкования металла, имеющие в своем составе керамические ванны с расплавами цинка; загрузка чушек производится в ванну с помощью кран-балки (грузоподъемного механизма). Административный орган считает, что Методикой не запрещен вход в данную зону (зона оцинкования), теоретически в данную зону может войти работник в случае возникновения неисправности оборудования.
В пункте 4.4 инструкции от 18.04.2017 указано, что выполнение работ без остановки технологического оборудования с необходимостью входа в опасную зону работающего технологического оборудования допускается в исключительных случаях, при невозможности выполнения работ в порядке, предусмотренном пунктами 4.1-4.3 настоящей инструкции.
В пункте 4.4.13 данной инструкции перечислены конкретные запреты для безопасного выполнения названных выше работ.
В то же время из пояснений представителей заявителя и предъявленного ими фотоматериала следует, что зона оцинкования - часть цеха, входящего в структуру ЦХП, содержащая соответствующие разметки.
Согласно инструкции оцинковщика данный работник обязан удалить посторонних с места производства работ, находиться за стационарными ограждениями в зоне расплава ванны оцинкования (пункты 2 названной инструкции). При этом пунктом 3.2.1 инструкции слесаря-ремонтника и пунктом 3.1.1.4 инструкции электромонтера предусмотрено, что все ремонтные и наладочные работы следует производить после отключения оборудования и полной остановки всех движущихся и вращающихся частей.
Таким образом, из совокупности предъявленных обществом документов можно сделать вывод о том, что спорные пункта Приложения А Методики, а также указанные выше пункты инструкции от 18.04.2017 распространяются только на те зоны и участки, которые не относятся к пункту 27 ФНП N 656 и к пунктам 142, 144, 185 ФНП N 656.
Указанный факт подтверждается в том числе и пунктами 1.8.4, 2.8.8, 3.1.9 инструкция слесаря - ремонтника и положениями инструкции по охране труда для слесаря-ремонтника ИОТ СП ПП (ХП) -11/12-0.4-17 (том 3, листы 11- 44).
Таким образом, пункт 4.4 Приложения А Методики и разработанные на основании данной Методики инструкция в совокупности свидетельствуют о соблюдении обществом требования пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пунктов 27, 142, 144, 185 ФНП N 656.
Данные факты административный орган не опроверг.
Оснований считать, что такой порядок оформления документов не согласуется с вышеприведенными нормами, регламентирующими спорные правоотношения, либо противоречит им (в том числе пунктам 23, 313 ФНП N 656), в рассматриваемой ситуации не имеется. Соответствующих доводов не приведено и подателем жалобы.
Следовательно, в действиях ПАО "Северсталь" отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах требования ПАО "Северсталь" о признании незаконным и отмене постановления управления от 18.12.2017 N 54-75-пн-4744/ПС правомерно удовлетворено судом.
Ввиду этого оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 апреля 2018 года по делу N А13-21880/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-21880/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2018 г. N Ф07-12568/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Северсталь"
Ответчик: Северо-Западное управление Ростехнадзора Череповецкий отдел по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности (Ростехнадзор)
Третье лицо: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)