Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2018 г. N Ф05-17853/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А40-71002/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
В.А. Свиридова, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2018 по делу N А40-71002/18, принятое судьей В.В. Лапшиной,
по заявлению ООО "Союз СВ" (ОГРН 1127746251687, ИНН 7733798312)
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251; ИНН 7735573025)
о взыскании процентов, начисленных на сумму незаконно (излишне) взысканных таможенных платежей в размере 289 567,30 руб.,
при участии:
от заявителя: Суджян А.В. по довю от 22.05.2018;
от ответчика: Кучма А.П. по дов. от 15.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Союз СВ" (далее - ООО "Союз СВ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможенный орган, ответчик) о взыскании процентов, начисленных на сумму незаконно (излишне) взысканных таможенных платежей в размере 289 567,30 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2018 указанное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Московская областная таможня обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2018 не имеется.
Как указывает истец и следует из материалов дела, 13.07.2016 Обществом на ОТО и ТКN 2 Черноголовский (Московская областная таможня) была подана электронная декларация N 10130192/130716/0006599 на товары: аппарат для беспроводной передачи данных, антенны, наушники, части для радиостанций.
Таможенное декларирование осуществлял таможенный представитель ООО "Оптимальная логистика" на основании договора на оказание услуг таможенного представителя N ОЛ/ТП-1571 от 15.07.2015.
Товар ввезен в рамках заключенного внешнеторгового контракта N UQ-2/2013 от 01.03.2013 на условиях FOB Ксиамень (Инкотермс 2010) и в соответствии с проформой инвойса ЕСН0151224 от 24.12.2015 и с инвойсом ЕСН0151224 от 01.03.2016.
Таможенная стоимость ввезённых обществом товаров была определена заявителем в соответствии с пунктом 1 статьи 2, 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" в редакции, действующей на момент подачи декларации.
В ходе таможенного контроля таможенный орган предположил, что представленные к оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной обществом таможенной стоимости товара по первому методу, в связи, с чем таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки от 14.07.2016 и представлен расчет суммы обеспечения.
В целях исполнения требований таможенного органа по предоставлению суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, ООО "Союз СВ" платежным поручением N 538 от 14.07.2016 перечислило в качестве авансовых платежей сумму в размере 6 556 000 руб.
15.07.2016 товары по спорной декларации N 10130192/130716/0006599. были выпущены в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением сумм обеспечения (денежного залога) уплаты таможенных платежей, о чем таможенным органом выдана таможенная расписка N 10130192/150716/ТР-5574704. Сумма обеспечения (денежного залога) составила 3 615 308,77 руб.
По результатам проверки и оценки документов, представленных заявителем при подаче декларации, а также дополнительных документов, представленных заявителем при дополнительной таможенной проверке, таможенный орган не согласился с заявленной таможенной стоимостью и вынес решение от 29.09.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров. В связи с принятием таможенным органом указанного решения Обществу дополнительно были начислены таможенные платежи в размере 3 615 308,77 руб.
05.12.2016 ООО "Союз СВ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Московской областной таможне с требованием признать незаконным решение таможенного органа от 29.09.2016 г. по корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары N 10130192/130716/0006599.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2017 по делу N А40-241913/16 решение Московской областной таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 29.09.2016, заявленных в декларации на товары N 10130192/130716/0006599, признано незаконным и суд обязал Московскую областную таможню в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов ООО "СОЮЗ СВ".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2017 по делу N А40-241913/16 оставлено без изменения.
Из материалов дела усматривается, что после вступления решения Арбитражного суда города Москва от 20.01.2017 в силу истец обратился в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
06.06.2017 таможенный орган оформил форму корректировки декларации на товары N 10130192/130716/0006599, таможенная стоимость принята 05.06.2017.
В дальнейшем, 27.07.2017 таможенный орган платежным поручением N 80261 перечислил на счет ООО "Союз СВ" денежные средства в размере 3 615 308,77 руб.
Однако ООО "Союз СВ", посчитав, что незаконные действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров привели к тому, что истец был лишен возможности пользоваться денежными средствами в размере 3 615 308,77 руб., начислило проценты за пользование чужими денежными средствами.
Материалами дела подтверждается, что 01.02.2018 Общество направило в адрес Московской областной таможни претензию и расчет процентов, начисленных на сумму незаконно (излишне) взысканных таможенных платежей, однако требования общества таможенный орган не исполнил, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
В соответствии частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу части 4 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
Частью 7 статьи 67 ТК ЕАЭС установлено, что возврат (зачет) сумм авансовых платежей, иных денежных средств (денег) осуществляется в случаях, порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведена уплата таких авансовых платежей, иных денежных средств (денег).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, осуществляется таможенным органом того государства-члена, в котором было предоставлено такое обеспечение, в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством этого государства-члена.
В силу пункта 1 части 9 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, осуществляется в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечено денежными средствами (деньгами), внесенными в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла.
Согласно части 1 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное внесение изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствии с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей (абзац 3 пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ N 18).
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой (абзац 4 пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ N 18).
Истцом в материалы дела представлен расчет, согласно которому сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.09.2016 по 19.06.2017 составляет 289 567,30 руб.
Указанный расчет был проверен судом первой инстанции и признан арифметически и методологически верным.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
В апелляционной жалобе таможенный орган ссылается на то, что уплаченная истцом сумма таможенных пошлин не является излишне взысканной, а являются излишне уплаченными, поскольку Общество самостоятельно (добровольно) оплатило выставленные требования, в связи с чем, по мнению ответчика, суд первой инстанции необоснованно применил положения главы 18 Закона о таможенном регулировании.
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм права, противоречащие разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 27 постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
В рассматриваемом случае при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции правильно применены положения главы 18 Закона о таможенном регулировании во взаимосвязи с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Таким образом, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.05.2018 по делу N А40-71002/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71002/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2018 г. N Ф05-17853/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО СОЮЗ СВ
Ответчик: Московская областная таможня, МОТ