Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 декабря 2018 г. N Ф05-20576/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А40-225324/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей С.Л. Захарова, В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.Г. Кобяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.05.2018 по делу N А40-225324/17, принятое судьей М.В. Лариным (107-4021),
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС" (ОГРН 1024701893336)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Шохина О.М. по дов. от 09.04.2018, |
от ответчика: |
Мусохранов И.Д. по дов. от 03.10.2017, |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК ЕЭС" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 15.06.2017 N 44 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 10.05.2018 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований для изменения (отмены) судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 на основании представленной ПАО "ФСК ЕЭС" 25.10.2016 первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) за 3 квартал 2016 года проведена камеральная налоговая проверка.
По итогам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 10.02.2017 N 13, рассмотрены возражения налогоплательщика от 13.03.2017, материалы проверки и материалы проведенных инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесено решение от 15.06.2017 N 44, которым обществу доначислен НДС в размере 35109503 руб.
Указанное решение обжаловано ПАО "ФСК ЕЭС" в Федеральную налоговую службу.
Решением ФНС России от 02.10.2017 N СА-4-9/19676@ оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Полагая решения от 15.06.2017 недействительными, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов по НДС, уплаченному при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, установлен п. 1 ст. 172 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Как установлено нормой п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ и Приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Требования п. 6 ст. 169 НК РФ считаются выполненными, если при выставлении счета-фактуры он будет подписан руководителем и главным бухгалтером организации, либо иным уполномоченным лицом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О изложена правовая позиция, согласно которой, требование пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.
Право на принятие сумм налога на добавленную стоимость к вычету может подтверждаться только документами, определенными законом, причем в соответствии с вышеизложенными нормами закона эти документы исходят от третьих лиц -контрагентов налогоплательщика должны быть оформлены в установленном законом порядке. Документальное обоснование права на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике.
В п. 1 и 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды (право на получение возмещения налога) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах неполны, недостоверны или противоречивы. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть при отсутствии реальных хозяйственных операций (совершенных налогоплательщиком сделок), исходя из отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (отсутствие управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств), учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций.
Кроме того, в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 разъяснено, что о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
Оспариваемым решением налогового органа установлено, что заявитель неправомерно учел в декларации за 3 квартал 2016 вычеты по НДС в размере 35109503 руб., приходящиеся на счета-фактуры от 10.08.2016 N 15 и N 16, выставленные ООО "Энерготехкомплект" за выполненные работы. При этом налоговый орган исходил из следующих допущенных нарушений: обществом предъявлен к вычету НДС по операции, не подлежащей в силу пп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогообложению в виду осуществления ее контрагентом, признанным банкротом; к вычету заявлены суммы по работам (услугам) не соответствующим договору или фактически оказанным в 2011 - 2014 годах; счета-фактуры составлены с нарушением установленного п. 3 ст. 168 НК РФ пятидневного срока с даты фактического выполнения работ; дополнительное соглашение от 10.06.2017 N 7 и акты по форме КС-2 от 10.08.2016 на выполнение работ переданы конкурсному управляющему контрагента бывшим заместителем директора, им же подписан итоговый акт приемки объекта в эксплуатацию по форме КС-14, что является нарушением законодательства о банкротстве и свидетельствует о недостоверности актов и счетов-фактур.
По итогам исследования материалов дела установлено следующее.
ПАО "ФСК ЕЭС" (заказчик) на основании заключенного с ООО "Энерготехкомплект" (подрядчик) Договора подряда от 22.10.2010 N 38-СД/ДП на разработку проектной документации, поставку материалов и выполнение работ по титулу "ПС 220 кВ Мангезия" перечислило в 2010, 2012 годах авансы в размере 738407772 руб., включая НДС в размере 112638473 руб., который был на основании п. 12 ст. 171 НК РФ принят в состав налоговых вычетов в декларациях за 4 квартал 2010 и 4 квартал 2012 годов.
В период с 2010 по 2016 год подрядчик выполнял для заказчика работы по договору, принимаемые по актам по форме КС-2, с выделением НДС, также принимаемого к вычету по выставляемым счетам-фактурам, с одновременным восстановлением части НДС с авансов к уплате на основании ст. 170 НК РФ.
После признания решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2015 по делу N А40-40001/14-24-39 "Б" ООО "Энерготехкомплект" банкротом между подрядчиком и обществом было подписано дополнительное соглашение от 10.06.2016 N 7 к Договору, в соответствии с которым скорректирована общая стоимость договора и перечень работ, уменьшенная до 2151004697 руб., включая НДС в размере 328119360 руб.
Обществом и подрядчиком подписаны акты по форме КС-2 от 10.08.2016 N 260, 261, 262, 263, 264, 265 и др., справки по форме КС-3 на принятие выполненных в период с 25.04.2011 по 10.08.2016 и с 26.06.2011 по 10.11.2014 работ (услуг) по Договору, с учетом дополнительного соглашения от 10.06.2016 N 7 на сумму 230162294 руб., включая НДС в размере 35109502 руб., а также выставлены счета-фактуры от 10.08.2016 N 15 и N 16 на указанные работы, НДС по которым был принят в состав вычетов в декларации за 3 квартал 2016 года.
Все работы по Договору, включая перечисленные в актах по форме КС-2 от 10.08.2016, были фактически выполнены и приняты заказчиком вместе с принятием всего объекта в эксплуатацию по акту по форме КС-14 от 30.12.2016 N 1669.
Дополнительное соглашение от 10.06.2016 N 7, акты по форме КС-2, справки по форме КС-3 и счета-фактуры от 10.08.2016, а также акт по форме КС-14 от 30.12.2016 подписаны со стороны подрядчика конкурсным управляющим Устюговой И.Б.
Нормой п. 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на уменьшение общей суммы налога, исчисленной в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей вычеты, при соблюдении условий определенных п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которым налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В настоящем случае, заявленные налогоплательщиком суммы НДС в размере 35109502 руб. подтверждаются выставленными подрядчиком счетами-фактурами от 10.08.2016 N 15 и N 16, актами по форме КС-2 и справками по форме КС-3, на основании которых выполненные работы (услуги) были приняты заказчиком к учету, все документы подписаны уполномоченным лицом (конкурсным управляющим), факт выполнения работ (оказания услуг) налоговым органом не оспаривается, объект сдан в эксплуатацию, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вычеты заявлены обществом правомерно.
Довод апелляционной жалобы о включении в счета-фактуры и акты работ, не предусмотренных договором, не принимается, поскольку все работы полностью соответствуют договору, сметам и дополнительным соглашениям, а также указаны в итоговой ведомости работ, являющейся приложением к акту по форме КС-14.
Ссылка на передачу дополнительного соглашения, актов и справок на подпись конкурсному управляющему бывшим заместителем генерального директора не принимается в качестве доказательства недостоверности подписанных документов, поскольку как установлено судом все перечисленные документы подписаны именно конкурсным управляющим, являющимся в силу законодательства о банкротстве единственным законным представителем подрядчика, действующим от него без доверенности.
Доказательств сговора или занижения стоимости работ, а равно включения в счета-фактуры фактически не существующих и не выполнявшихся работ налоговый орган в нарушение требований ст. 200 АПК РФ не представил.
Довод апелляционной жалобы о включении в акты работ, выполненных в 2011 - 2014 годах, не может являться основанием для признания актов и счетов-фактур недостоверными, а расходы и вычеты, отраженные в них, необоснованно заявленными, поскольку сам по себе факт выполнения работ не является основанием для их принятия заказчиком при наличии расхождений или необходимости подтверждения результата работ заключением экспертизы.
В данном случае выполненные в 2011 - 2014 годах работы не были приняты в виду необходимости получения заключения государственной экспертизы и согласования их стоимости, оконченного путем подписания дополнительного соглашения N 7 от 10.06.2016.
В отношении доводов апелляционной жалобы о несоблюдении принципа зеркальности.
Как следует из протокола допроса конкурсного управляющего ООО "Энерготехкомплект" Устюговой И.Б. от 25.01.2017 (Т 1, л.д. 119-126) причиной непредставления налоговой отчетности по НДС за 3 квартал 2016 года является то, что документы бухгалтерского учета ООО "Энерготехкомплект" конкурному управляющему не были переданы. Бухгалтерский учет необходимо восстанавливать.
Между тем инспекцией не опровергнуто, что ООО "Энерготехкомплект" исчислен и уплачен в бюджет НДС по полученным от общества авансам.
Учитывая, что в настоящее время бухгалтерский и налоговый учет ООО "Энерготехкомплект" не ведется, указанным лицом не заявлялся налоговый вычет по ранее исчисленным суммам НДС с полученных авансов в размере 35109502,62 руб.
Соответственно НДС, уплаченный ООО "Энерготехкомплект" с авансов, ранее поступил в федеральный бюджет. При применении налоговых вычетом обществом принцип зеркальности налогообложения по НДС соблюден.
При таких обстоятельствах, налогоплательщиком правомерно заявлены вычеты по НДС за 3 квартал 2016 года в размере 35109502 руб. по счетам-фактурам, предъявленным подрядчиком ООО "Энерготехкомплект", все требования ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ при заявлении указанных вычетов налогоплательщиком соблюдены, в связи с чем, оспариваемое решение от 15.06.2017 N 44 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.05.2018 по делу N А40-225324/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.