Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф01-5234/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А11-798/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.05.2018 по делу N А11-798/2016, принятое судьей Исаковой Ю.А.,
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, г. Владимир, ул. Большая Московская, д.68, ИНН 3329056771, ОГРН 1133340004401, к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 68, ИНН 3329013633, ОГРН 1023303357472, государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж", Владимирская область, г. Киржач, ул. Пушкина, д. 29, ИНН 3316420078, ОГРН 1033301001656, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, г. Владимир, Судогодское шоссе, д. 11Б, ИНН 3329041870, ОГРН 1063340025055, администрации Киржачского района Владимирской области, Владимирская область, г. Киржач, ул. Серегина, д. 7, ИНН 3316300581, ОГРН 1033301001216, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, г.Владимир, ул. Луначарского, д. 13А, государственного казенного учреждения Владимирской области "Киржачское лесничество", Владимирская область, г. Киржач, ул. Рябиновая, д. 54, ИНН 3316000115, ОГРН 1113316002810, сельскохозяйственного производственного кооператива "Киржачский", Владимирская область, г. Киржач, ул.Юматова, д. 15, ИНН 3316005709, ОГРН 1033301001645, общества с ограниченной ответственностью "Аврора", Владимирская область, Киржачский район, д. Хмелево, ул. Речная, д. 22, ИНН 7709505131, ОГРН 1037739859629, Федерального агентства лесного хозяйства, г.Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19, ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298,
об истребовании земельного участка лесного фонда,
при участии: от истца - Котовой Е.Л. по доверенности от 13.12.2017 сроком 31.12.2018;
от ответчика (заявителя) - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - Челышевой Т.Н. по доверенности от 13.03.2018 сроком до 31.12.2018;
от ответчика - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж" - не явились, извещены;
от третьего лица - Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - Яценко Д.В. по доверенности от 09.03.2017 сроком 3 года;
от третьего лица - государственного казенного учреждения Владимирской области "Киржачское лесничество" - Яценко Д.В. по доверенности от 16.06.2018 сроком 3 года;
от иных третьих лиц, участвующих в деле - не явились, извещены,
установил.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской,
Ивановской, Костромской и Ярославской областях обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, государственному бюджетному профессиональному
образовательному учреждению Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж" об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков лесного фонда, местоположение Киржачское лесничество, Южное участковое лесничество, урочище Киржачское, лесной
квартал 22, лесотаксационный выдела 14, 15, в следующих координатах: Н 4
(Х= 196362,92, Y=128729,29), Н 5 (Х=196287,22, Y=128629,54), Н 12 (Х=196303,34, Y=128742,77), Н 13 (Х=196286,62, Y=128756,12), Н 14 (Х=196280,82, Y=128767,73), Н 15 (Х=196281,84, Y=128790,42), Н 28 (Х=196260,69, Y=128805,06), Н 23 (Х=196164,4, Y=128691), Н 24 (Х=196221,23, Y=128685,98), H 25 (Х=196251,4, Y=128681,32), H 26 (Х=196266,84, Y=128667,76), H 6 (Х=196287,22, Y=128629,54), H 7 (Х=196297,53, Y=128611,86), Н 8 (Х=196312,37, Y=128606,06), Н 9 (Х=196347,44, Y=128606,52), Н 10 (Х=196354,75, Y=128601,61), Н27 (Х=
196426,58, Y=128690,26).
В обоснование заявленных требований истец сослался на положения статей 12, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации и указал, что границы истребуемого земельного участка пересекают границы земель лесного фонда в лесотаксационных выделах 14, 15.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области, администрация Киржачского района Владимирской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, государственное казенное учреждение Владимирской области "Киржачское лесничество", сельскохозяйственный производственный кооператив "Киржачский", общество с ограниченной ответственностью "Аврора", Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 15.05.2018 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования, истребовал из незаконного владения государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж" земельный участок земель лесного фонда, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, Киржачское лесничество, Южное участковое лесничество, урочище Киржачское, лесной квартал 22, лесотаксационный выдела 14, 15, в следующих координатах: Н 4 (Х= 196362,92, Y=128729,29), Н 5 (Х=196287,22, Y=128629,54), Н 12 (Х=196303,34, Y=128742,77), Н 13 (Х=196286,62, Y=128756,12), Н 14 (Х=196280,82, Y=128767,73), Н 15 (Х=196281,84, Y=128790,42), Н 28 (Х=196260,69, Y=128805,06), Н 23 (Х=196164,4, Y=128691), Н 24 (Х=196221,23, Y=128685,98), H 25 (Х=196251,4, Y=128681,32), H 26 (Х=196266,84, Y=128667,76), H 6 (Х=196287,22, Y=128629,54), H 7 (Х=196297,53, Y=128611,86), Н 8 (Х=196312,37, Y=128606,06), Н 9 (Х=196347,44, Y=128606,52), Н 10 (Х=196354,75, Y=128601,61), Н27 (Х-196426,58, Y=128690,26).
Дополнительным решением от 15.06.2018 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой обжалует решение в части истребования из незаконного владения государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж" земельного участка земель лесного фонда, просит отменить.
Заявитель указывает на отсутствие доказательств проведения обмеров и установления границ в государственном кадастре недвижимости участков лесного фонда на территории данного кадастрового района, в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда по вышеназванным адресам.
Пояснил, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет, при этом не было выявлено каких-либо данных о пересечении его границ с другими земельными участками.
Полагает, что межевание земельного участка было произведено в соответствии с установленными требованиями.
Не согласен с выводом суда первой инстанции о заявлении требований в пределах срока исковой давности, поскольку о нарушенном праве истец должен был узнать с 12.08.2002 - с даты составления акта согласования границ земельного участка.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение в обжалуемой части считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, ГКУ Владимирской области "Киржачское лесничество" в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения в обжалуемой части, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ГБПОУ Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж", администрация Киржачского района Владимирской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, СПК "Киржачский", ООО "Аврора", Федеральное агентство лесного хозяйства, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Поступившим ходатайством ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей по имеющимся в нем материалам.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 06.11.2002 N 1509 государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище N 8" (правопредшественнику государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж") предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный в районе д. Корытово Киржачского района, общей площадью 54 988 кв.м, под автодром.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р утвержден перечень федеральных государственных учреждений образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию и подлежащих безвозмездной передаче в собственность Владимирской области в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти, в том числе государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 8".
Земельный участок площадью 54 988 кв.м, адрес (описание местоположения): земельный участок расположен примерно в 200 м по направлению на север от ориентира нежилое строение, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, в районе д.Корытово, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под автодром, поставлен на кадастровый учет 14.08.2006 с кадастровым номером 33:02:020833:159 (предыдущий номер 33:02:02 08 33:0001) (кадастровая выписка о земельном участке от 28.03.2016 N 33/202/16-110768).
На основании постановления главы администрации Киржачского района Владимирской области от 06.11.2002 N 1509 Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области зарегистрировано право собственности Владимирской области на земельный участок площадью 54 988 кв.м, расположенный по адресу: Владимирская область, Киржачский район, в районе д. Корытово, кадастровый номер 33:02:020833:159, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 24.06.2008 серии 33 АК N 425461.
Распоряжением директора Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 09.08.2013 N 1125 указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному бюджетному учреждению среднего профессионального образования Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж".
Согласно выписке из реестра государственного имущества Владимирской области от 12.04.2016 на данном земельном участке расположена асфальтовая площадка с учебным элементом "Горка" (автодром), закрепленная за учреждением на праве оперативного управления распоряжением директора Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 30.11.2012
N 1925.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок площадью 179 950 000 кв.м, адрес (описание местоположения): Владимирская область, Киржачский район, категория земель: земли лесного
фонда, разрешенное использование: земельный участок лесного фонда, занятый лесом, кадастровый номер 33:02:000000:793, что подтверждается
свидетельством о государственной регистрации права от 08.04.2004 серии
33 АК N 583029, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.12.2015 N 33-0-1-44/6001/2015-
Данный земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:793 (предыдущий номер 33:36:00 00 00:0001) поставлен на кадастровый учет 04.03.2004, границы земельного участка не установлены (кадастровый паспорт земельного участка от 23.12.2015 N 33/202/15-449831).
При сопоставлении данных государственного кадастра недвижимости, выписки из государственного лесного реестра Владимирской области о лесном участке, лесохозяйственного регламента ГКУ ВО "Киржачское лесничество", планшета N 8 лесоустройства 2000 года выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 на земельный участок категории земель лесного фонда площадью 2 га, местоположение: ГКУ ВО "Киржачское лесничество", Южное участковое лесничество, лесной квартал 22, лесотаксационные выдела 14, 15.
Согласно описанию границ земельных участков с условными номерами 33:02:000000:793:ЗУ1 (лесотаксационный выдел 14) и 33:02:000000:793:ЗУ2 (лесотаксационный выдел 15), входящих в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:793, выполненному кадастровым инженером ООО "Кадастр недвижимости" 07.12.2017, кадастровым инженером определены координаты поворотных точек земельного участка лесного фонда, а именно: лесотаксационный выдел 14, 15, расположенные по адресу: Владимирская область, Киржачский район, лесной квартал 22; площадь пересечения земельного участка с номером 33:02:000000:793:ЗУ1 и земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 составила 9227 кв.м, площадь пересечения земельного участка с номером 33:02:000000:793:ЗУ2 и земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 составила 14 094 кв.м.
В письме от 03.05.2018 ООО "Кадастр недвижимости" сообщило, что на основании натурного обследования земельных участков на местности, выписки из государственного лесного реестра Владимирской области от 28.03.2017 N 12, сведений, полученных в государственном кадастре недвижимости (кадастрового плана территории, выписки из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 33:02:000000:793 и 33:02:020833:159) определены границы земельных участков с условными номерами 33:02:000000:793:ЗУ1 (лесотаксационный выдел 14) и 33:02:000000:793:ЗУ2 (лесотаксационный выдел 15), входящих в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:793, и площадь
взаимного наложения указанных земельных участков с земельным участком
с кадастровым номером 33:02:020833:159.
Указывая на то, что согласно выписке из государственного лесного реестра Владимирской области от 28.03.2017, схеме расположения и границы лесного участка, планам лесных участков, таксационному описанию, плану лесонасаждений, лесохозяйственному регламенту ТО "Киржачское лесничество", утвержденному постановлением губернатора Владимирской области от 29.12.2008 N 952, планшету N 8 лесоустройства 2000 года, каталогу координат, проекту организации и ведения лесного хозяйства СПК "Киржачский" 2001-2002 годов, описанию границ земельных участков от 07.12.2017, выполненному кадастровым инженером
ООО "Кадастр недвижимости", границы земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 пересекают границы земель лесного фонда в лесотаксационных выделах 14, 15, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 33:02:000000:793, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требование об истребовании из незаконного владения государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж" земельного участка земель лесного фонда, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, Киржачское лесничество, Южное участковое лесничество, урочище Киржачское, лесной квартал 22, лесотаксационный выдела 14, 15, в следующих координатах: Н 4 (Х= 196362,92, Y=128729,29), Н 5 (Х=196287,22, Y=128629,54), Н 12 (Х=196303,34, Y=128742,77), Н 13 (Х=196286,62, Y=128756,12), Н 14 (Х=196280,82, Y=128767,73), Н 15 (Х=196281,84, Y=128790,42), Н 28 (Х=196260,69, Y=128805,06), Н 23 (Х=196164,4, Y=128691), Н 24 (Х=196221,23, Y=128685,98), H 25 (Х=196251,4, Y=128681,32), H 26 (Х=196266,84, Y=128667,76), H 6 (Х=196287,22, Y=128629,54), H 7 (Х=196297,53, Y=128611,86), Н 8 (Х=196312,37, Y=128606,06), Н 9 (Х=196347,44, Y=128606,52), Н 10 (Х=196354,75, Y=128601,61), Н27 (Х-196426,58, Y=128690,26).
Дополнительным решением от 15.06.2018 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области отказал.
Решение обжалуется в части истребования из незаконного владения государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж" земельного участка земель лесного фонда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют следующие признаки: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора, т.е. обладание ответчиком имуществом без надлежащего правового основания.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства наличия вышеперечисленных обстоятельств должен представить невладеющий собственник, заявивший о виндикации.
В пункте 36 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 32 и 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у
которого оно фактически находится в незаконном владении. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является
выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а
также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки,
дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из
состава земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в
аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам -
в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности иных лиц земельных участков из состава земель лесного фонда.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2
Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных
лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; о лесных участках и об их границах (часть 2 статьи 91 Лесного
кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ
лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.
Согласно пункту 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и
предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства
природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282, государственный лесной реестр ведется путем заполнения форм государственного лесного реестра, утвержденных приказом МПР России от
20.07.2007 N 187. Формы заполняются на основе, в том числе лесного плана
субъекта Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного
фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Применительно к настоящему спору значимыми по делу обстоятельствами являются установление собственника спорного земельного участка, местоположения земельного участка в определенных границах и факта наложения на него земельного участка, принадлежащего ответчику.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных
планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной
документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Определение границ лесных участков категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение
границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (пункт 3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся
в федеральной собственности.
Действующим законодательством установлены ограничения в обороте земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации такие ограничения установлены для земель из состава лесного фонда.
Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
В соответствии со статьями 9, 29 ЗК РФ статьями 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
Порядок перевода земельных участков из одной категорию в другую, а также состав необходимой документации установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника.
Доказательств перевода спорного участка из категории земель лесного фонда в другую иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения об его отчуждении.
Материалами дела подтверждается факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:793 в собственности Российской Федерации.
При этом спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, входящим в границы квартала 22, лесотаксационные выдела 14, 15 Южного участкового лесничества, ГКУ ВО
"Киржачское лесничество" и земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:793.
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из государственного лесного реестра Владимирской области о лесном участке, лесохозяйственным регламентом ГКУ ВО "Киржачское лесничество", планшетом N 8 лесоустройства 2000 года, планами лесонасаждений, схемами расположения и границы лесного участка, кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 и материалами обследований кадастрового инженера от 07.12.2017.
В отношении спорного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а также установлено наложение границ части земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159
на земельный участок категории земель лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:793, местоположение: ГКУ ВО "Киржачское лесничество", Южное участковое лесничество, лесной квартал 22, лесотаксационные выдела 14, 15.
В описании границ земельных участков с условными номерами 33:02:000000:793:ЗУ1 (лесотаксационный выдел 14) и 33:02:000000:793:ЗУ2 (лесотаксационный выдел 15), входящих в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:793, выполненном кадастровым инженером ООО "Кадастр недвижимости" 07.12.2017, определены координаты поворотных точек земельного участка лесного фонда, а именно: лесотаксационный выдел 14, 15, расположенные по адресу: Владимирская область, Киржачский район, лесной квартал 22; а также площадь пересечения земельного участка с номером 33:02:000000:793:ЗУ1 и земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 в размере 9227 кв.м, площадь пересечения земельного участка с номером 33:02:000000:793:ЗУ2 и земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 в размере 14 094 кв.м.
В письме от 03.05.2018 ООО "Кадастр недвижимости" сообщило, что на основании натурного обследования земельных участков на местности, выписки из государственного лесного реестра Владимирской области от 28.03.2017 N 12, сведений, полученных в государственном кадастре недвижимости (кадастрового плана территории, выписки из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 33:02:000000:793 и 33:02:020833:159) определены границы земельных участков с условными номерами 33:02:000000:793:ЗУ1 (лесотаксационный выдел 14) и 33:02:000000:793:ЗУ2 (лесотаксационный выдел 15), входящих в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 33:02:000000:793, и площадь взаимного наложения указанных земельных участков с земельным участком
с кадастровым номером 33:02:020833:159.
Кадастровым инженером ООО "Кадастр недвижимости" в описании границ земельных участков от 07.12.2017 определены контуры пересечения участка лесного фонда с земельным участком с кадастровым номером 33:02:020833:159 в следующих координатах: Н 4 (Х= 196362,92, Y=128729,29), Н 5 (Х=196287,22, Y=128629,54), Н 12 (Х=196303,34, Y=128742,77), Н 13 (Х=196286,62, Y=128756,12), Н 14 (Х=196280,82, Y=128767,73), Н 15 (Х=196281,84, Y=128790,42), Н 28 (Х=196260,69, Y=128805,06), Н 23 (Х=196164,4, Y=128691), Н 24 (Х=196221,23, Y=128685,98), H 25 (Х=196251,4, Y=128681,32), H 26 (Х=196266,84, Y=128667,76), H 6 (Х=196287,22, Y=128629,54), H 7 (Х=196297,53, Y=128611,86), Н 8 (Х=196312,37, Y=128606,06), Н 9 (Х=196347,44, Y=128606,52), Н 10 (Х=196354,75, Y=128601,61), Н27 (Х-196426,58, Y=128690,26).
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 расположена в лесном квартале 22, лесотаксационный выдел 14, 15, Южного участкового лесничества, ГКУ ВО "Киржачское лесничество" и фактически является частью земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:793.
Достаточных документов, являющихся основанием для отнесения лесных участков к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, материалы дела не содержат.
Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являлись бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могли быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица.
Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в части установленного пересечения занят лесными насаждениями и с начала его использования фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда.
Доказательств обратного не представлено.
При этом судом правомерно отклонены ссылки ответчика на то, что границы участкового лесничества не установлены, истребуемые лесные участки как объекты недвижимости на государственный кадастровый учет не поставлены, право не зарегистрировано, границы истребуемого участка в соответствии с действующим законодательством не установлены, сведения о координатах характерных точек границ участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, истребуемая часть земельного участка не является объектом вещного права, не обладает признаками индивидуально-определенной вещи, поскольку материалами дела подтвержден факт нахождения части спорного участка в вышеуказанных координатах в границах квартала 22, лесотаксационного выдела 14, 15, Южного участкового лесничества, ГКУ ВО "Киржачское лесничество".
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При этом оспаривая достоверность границ указанных истцом лесных участков, ответчик в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о назначении
по делу землеустроительной экспертизы с целью установления мест и площади наложения границ лесного фонда на принадлежащие ответчику земельные участки не заявлял.
Указание ответчика на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 33:02:020833:159 согласованы в 2002 году с ГУ "Киржачсельлесхоз", межевое дело 2002 года, постановление главы администрации Киржачского района от 06.11.2002 N 1505 никем не оспорены, в связи с чем данный земельный участок образован в установленных границах в соответствии с действующим законодательством, является несостоятельным.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 утверждено Положение "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", которым установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, среди прочих, функции по управлению федеральным имуществом. Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Доказательств наделения ГУ "Киржачсельлесхоз" надлежащими полномочиями на согласование от имени собственника - Российской Федерации границ земель лесного фонда со смежными участками в материалах дела не имеется.
Факт пользования ГБУ СПО Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж" спорным земельным участком в установленных координатах сторонами не отрицается.
При этом доказательств наличия правовых оснований для владения спорным земельным участком в указанных координатах ответчиком не представлено.
С учетом изложенного исковые требования об истребовании имущества у ГБУ СПО Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж" обоснованно подлежали удовлетворению.
Судом первой инстанции правомерно не принят во внимание довод ответчика о пропуске срока исковой давности.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право
которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения
применятся общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества,
например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств должно было узнать о таком нарушении права.
Судом установлено, что 03.06.2015 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области поступило обращение ГКУ ВО "Киржачское лесничество" N 322-03-01, в котором сообщалось о выявлении фактов самовольного захвата участков лесного фонда.
Следовательно, истец узнал о возможном нарушении прав Российской Федерации на участки лесного фонда именно из обращения ГКУ ВО "Киржачское лесничество" в 2015 году.
Добросовестность участников гражданских правоотношений презюмируется законом (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим деятельность Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях направлена именно на управление землями лесного фонда, а не на выявление нарушений интересов Российской Федерации другими участниками гражданского оборота до тех пор, пока не возникнут основания подозревать их в недобросовестности.
Иных обстоятельств, которые могли бы повлиять на осведомленность
истца о нарушении прав Российской Федерации ранее, ответчиком не представлено.
При этом сама по себе запись в Едином государственном реестре прав о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в Едином государственном реестре прав лицо знало или должно
было знать о нарушении права (пункт 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности на него также не подтверждает осведомленность уполномоченного органа о пересечении его границ с границами лесных участков.
При таких обстоятельствах требование заявлено истцом в пределах срока исковой давности.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.05.2018 по делу N А11-798/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-798/2016
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Владимирской области
Ответчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "КИРЖАЧСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ", Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРЖАЧСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "КИРЖАЧСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ", Государственное казенное учреждение Владимирской области " Киржачское лесничество", ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "АВРОРА", Производственный кооператив Сельскохозяйственный "Киржачский", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственнй регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области "Киржачский машиностроительный колледж", МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5234/18
27.08.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5441/18
15.06.2018 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-798/16
15.05.2018 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-798/16