Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 октября 2018 г. N Ф08-8983/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2018 г. |
дело N А32-28566/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2018 по делу N А32-28566/2015, принятая судьей Журавским О.А по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Бетон-Мастер" при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "РАФ-ЛИЗИНГ"; общество с ограниченной ответственностью "РАФ-ЛИЗИНГ"; акционерного общества "ЛИЗИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" о взыскании субсидии, выданной по договору субсидирования
УСТАНОВИЛ:
Департамент поддержки предпринимательской деятельности и Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (далее - истце, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "Бетон Мастер" (далее - ответчик, общество), при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Раф-лизинг" о взыскании субсидии, выданной по договору субсидирования N 47/13С от 26.09.2013, в размере 2 127 272 руб.
Решением суда от 02.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.01.2017 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Определением суда от 25.09.2017 наименование истца изменено на Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
Определением суда от 15.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Лизинговые технологии".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2018 заявленные требования удовлетворены частично, с общества в пользу департамента взыскана сумма субсидии в размере 933 076 рублей.
Не согласившись с принятым решением, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договорам финансовой аренды от 14.03.2012 N 019/2012, от 14.03.2012 N 020/2012, от 14.03.2012 N 021/2012, от 14.03.2012 N 022/2012. Также департамент указывает, что установление судом факта целевого использования денежных средств для настоящего спора не имеет правового значения, поскольку основанием возникновения спорных правоотношений послужило нарушение условий, установленных для предоставления субсидии. Апеллянт также ссылается на неверный вывод суда о невозможности предоставления договора выкупа предмета лизинга по договору финансовой аренды ввиду нахождения лизингодателя в стадии ликвидации и уклонения от подписания договора.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы" была утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы", действовавшая в период с 18.06.2012 по 01.01.2014.
В 2013 году ответчик обратился к истцу с заявлениями на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Приказом от 25.09.2013 N 203 о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий обществу, уполномоченным органом было принято решение признать ответчика прошедшим отбор на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
26.09.2013 между истцом и ответчиком был заключен договор N 47/13С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Предметом данного договора явилось предоставление истцом бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат ответчика на уплату первого взноса по следующим договорам финансовой аренды (лизинга):
N ДЛ38039-34Ф(23) от 01.11.2012, заключенному с ООО "РАФ Лизинг" в сумме 3 946 904 руб. 70 коп.; N МФС/218/2011 от 30.08.2011, заключенному с ООО "Ман Файненшиал Сервисес" в сумме 10 834 272 руб. 60 коп.; N 019/2012 от 14.03.2012, заключенному с ЗАО "Лизинговые Технологии" в сумме 5 245 225 руб. 86 коп.; N 020/2012 от 14.03.2012, заключенному с ЗАО "Лизинговые Технологии" в сумме 5 245 225 руб. 86 коп.; N 021/2012 от 14.03.2012, заключенному с ЗАО "Лизинговые Технологии" в сумме 5 245 225 руб. 86 коп.; N 022/2012 от 14.03.2012, заключенному с ЗАО "Лизинговые Технологии" в сумме 5 245 225 руб. 86 коп. (п. 2.1 договора).
Согласно п. 2.2 договора субсидия предоставляется в размере 70 % от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего более 30 % от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), в сумме не более 2 127 272 рубля.
05.11.2013 платежным поручением N 8748616 ответчику были перечислены денежные средства в размере 2 127 272 рубля.
В соответствии с пунктом 1.1 Приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 16.08.2013 N 79 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы", субъекты малого и среднего предпринимательства в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляют в министерство копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между продавцом и лизингодателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке; копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга; копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно п. 1.2 Приказа субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в п. 1.4 Порядка:
- срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет;
- в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В соответствии с п. 1.3 Приказа субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в уполномоченный орган информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты предоставления ее в уполномоченный орган.
Отчетность, указанная в подп. 1.2, 1.3 Приказа, предоставляется в уполномоченный орган субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
В случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого и среднего предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.5 Порядка субсидирования).
Полагая, что предусмотренную вышеуказанными положениями отчетность ответчик в уполномоченный орган к установленному сроку не предоставил, истец, в соответствии с п. 3.5 Порядка субсидирования, направил в адрес ответчика уведомление N 333-920/15-02-04 от 20.05.2015 о возврате субсидии в краевой бюджет.
Поскольку ответчик полученную субсидию в краевой бюджет не вернул, истец вынужден обратился в суд с исковым заявлением.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий.
Условия предоставления субсидий, определенные указанными в подпункте 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ актами (нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг), не подлежат расширительному толкованию.
Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.
Нарушение получателем субсидии условий ее использования: недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии.
Пунктом 1.2 Порядка субсидирования предусмотрено, что субсидии предоставляются на возмещение затрат (части затрат) на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым приобретается следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пуско-наладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей, кроме легкового автотранспорта.
В материалах дела содержатся копии четырех договоров выкупа предмета лизинга, заключенных им с ЗАО "Лизинговые технологии", копии актов приема-передачи к данным договорам, а также копии паспортов транспортных средств:
- договор выкупа предмета лизинга N ДВ 019/12-2012 от 29.10.2015 на автомобиль КАМАЗ, VIN: Х6S58149ZC0001283 (сумма субсидии - 207 033 руб.), копия акта приема-передачи от 29.10.2015 к данному договору, копия паспорта транспортного средства серии 02 НН номер 010137);
- договор выкупа предмета лизинга N ДВ 020/12-2012 от 29.10.2015 на автомобиль КАМАЗ, VIN: Х6S58149ZC0001281 (сумма субсидии - 207 033 руб.), копия акта приема-передачи от 29.10.2015 к данному договору, копия паспорта транспортного средства серии 02 НН номер 010133;
- договор выкупа предмета лизинга N ДВ 021/12-2012 от 29.10.2015 на автомобиль КАМАЗ, VIN: Х6S58149ZC0001287 (сумма субсидии - 207 033 руб.), копия акта приема-передачи от 29.10.2015 к данному договору, копия паспорта транспортного средства серии 02 НН номер 010140;
- договор выкупа предмета лизинга N ДВ 022/12-2012 от 20.10.2015 на автомобиль КАМАЗ, VIN: Х6S58149ZC0001299 (сумма субсидии - 207 033 руб.), копия акта приема-передачи от 29.10.2015 к данному договору, копия паспорта транспортного средства серии 02 НН номер 010166.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства направления в адрес истца информационных писем, подписанных обеими сторонами по вышеперечисленным договорам и скрепленных печатями обществ, содержащих сведения о том, что данные договоры не расторгались, не были признаны недействительными, а также о том, что условия, указанные в п. 1.4 Порядка, не изменялись.
Таким образом, довод департамента о том, что по вышеуказанным договорам предоставлена обществом с нарушением установленных сроков, опровергается представленными в материалы дела документами.
Касательно договора финансовой аренды (лизинга) N ДЛ38039-34Ф(23) от 01.11.2012 (сумма субсидии - 366 064 руб.) апеллянт указывает на несостоятельность вывода суда первой инстанции о том, что ответчик не имеет возможности предоставить договор выкупа предмета лизинга, поскольку ООО "РАФ-Лизинг" (лизингодатель) уклоняется от его подписания ввиду нахождения в стадии ликвидации.
Вместе с тем, указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в обоснование использования субсидии, выданной для возмещения части затрат на уплату первого взноса по договору, заключенному с ООО "РАФ-Лизинг", по целевому назначению ответчиком в материалы дела были предоставлены копии непосредственно договора финансовой аренды (лизинга) N ДЛ38039-34Ф(23) от 01.11.2012, заключенного с ООО "РАФ-Лизинг" на сумму 3 964 904 руб. 70 коп., акта приема-передачи/ввода в эксплуатацию имущества от 12.11.2012 по данному договору, платежные поручения N N 1055 от 08.11.2012, 1145 от 06.12.2012, 34 от 15.01.2013, 264 от 12.03.2013, 277 от 13.03.2013, 403 от 01.04.2013, 578 от 06.05.2013, 736 и 737 от 04.06.2013, 889 от 02.07.2013, 890 и 891 от 03.07.2013, 1126 от 09.08.2013, 1305 от 10.09.2013, 1554 от 18.10.2013, 1771 от 21.11.2013, 1902 от 24.12.2013, 43 от 22.01.2014, 247 от 07.03.2014, 412 от 02.04.2014, 596 от 05.05.2014, 823 от 29.05.2014, 1027 от 27.06.2014, 1206 от 30.07.2014, 1371 и 1372 от 02.09.2014, 1578 от 02.10.2014, 1762 от 06.11.2014, 144 от 05.12.2014, 376 от 30.12.2014, 574 от 06.02.2015, 38 от 12.03.2015, 147 от 01.04.2015, от 365 от 30.04.2015, 599 от 01.06.2015, 849 от 01.07.2015, 1097 от 03.08.2015, 1351 от 03.09.2015, 1525 от 22.09.2015, свидетельствующие об оплате выкупного платежа по договору в общем размере 3 946 404 руб. 70 коп., составляющем стоимость предмета лизинга.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что каких-либо документальных доказательств, подтверждающих освоение субсидии, выданной для возмещения части затрат на уплату первого взноса по договору, заключенному с ООО "Ман Файненшиал Сервисес", в соответствии с ее целевым назначением, равно как и предоставления в уполномоченный орган отчетной документации по данному договору в установленный срок, материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции признал сумму субсидии в размере 1 194 196 руб., освоенной ответчиком в соответствии с ее целевым назначением, а требование истца о возврате субсидии, выплаченной по данному договору, подлежащим удовлетворению в сумме 933 076 рублей.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2018 по делу N А32-28566/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.