Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2018 г. N Ф08-10473/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2018 г. |
дело N А53-8679/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Королевой И.Л. по доверенности от 13.07.2018, заинтересованного лица Усачевой А.В. по доверенности от 22.01.2018, Барабаш Н.А. по доверенности от 27.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Николаевский" (предыдущее наименование: общество с ограниченной ответственностью "Комсервис") на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2018 по делу N А53-8679/2018 (судья Паутова Л.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комсервис" к Государственной жилищной инспекции Ростовской области об оспаривании ненормативного правового акта (предписания от 07.03.2018 N 710)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Николаевский" (предыдущее наименование: общество с ограниченной ответственностью "Комсервис"; далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания от 07.03.2018 N 710.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить, ссылаясь на неисполнимость предписания ввиду его неконкретности. Дополнение к апелляционной жалобе мотивировано незаконностью оспариваемого предписания в полном объёме и решения суда, поскольку не имеется оснований для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения органом местного самоуправления на основании ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), как предписано инспекцией, так как имеется действующий договор управления спорным многоквартирным домом и, следовательно, в соответствии с ч.7 ст. 156 ЖК РФ, размер этой платы определяется на общем собрании собственников помещений в доме.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание откладывалось.
В составе суда произведена замена судьи Ефимовой О.Ю. на судью Гуденица Т.Г. в связи с пребыванием в отпуске судьи Ефимовой О.Ю.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня до 17 час. 50 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей участвующий в деле лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции поступило обращение собственника помещения в многоквартирном доме N 1 Г по ул. Магнитогорской в г. Ростове-на-Дону, по вопросам оформления счет-извещений на оплату жилищно-коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению, порядка определения размера платы за коммунальные ресурсы по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению и водоотведению, потребленные при содержании многоквартирного дома.
На основании указанного обращения распоряжением от 06.02.2018 N 896 в отношении общества была назначена внеплановая документарная проверка. При проведении проверочных мероприятий государственным жилищным инспектором было установлено нарушение обществом требований части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), а именно: с 08.08.2017 размер платы за электроэнергию и холодную воду, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома N 1 Г по ул. Магнитогорской в г. Ростове-на-Дону, превышает рассчитанный исходя из норматива потребления: при расчете используются нормативы потребления коммунальных ресурсов, не утвержденные постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области, а также в части начисления платы за горячую воду, потребленную при содержании общего имущества, в указанного многоквартирном доме, в связи с тем, что до настоящего времени не утверждены нормативы потребления тепловой энергии на подогрев воды и теплоносителя в многоквартирных домах, которые оборудованы крышными газовыми котельными.
По результатам проверки был составлен акт от 07.03.2018 N 896 и выдано обязательное для исполнения предписание от 07.03.2018 N 710, которым обществу предписано в срок до 15.05.2018 года устранить выявленные нарушения: при необходимости выполнить перерасчет всем потребителям в многоквартирном доме N 1 Г по ул. Магнитогорской в г. Ростове-на-Дону с 08.08.2017. В дальнейшем начисления производить согласно требованиям действующего законодательства (пункт 1), а также произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по горячей воде, потребленный при содержании общего имущества многоквартирного дома N 1 Г по ул. Магнитогорской в г. Ростове-на-Дону в период с 08.08.2017 (пункт 2).
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, оспариваемое в деле предписание инспекции как ненормативный правовой акт может быть признано недействительным при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Дополнительно оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии в деле указанной совокупности условий для признания оспариваемого предписания инспекции недействительным в полном объёме.
Согласно положению о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1086, государственная жилищная инспекция является органом обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющим контроль, в том числе за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением порядка и правил перевода жилых домов и помещений в нежилые.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован законом N 294-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 10 закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу ч. 1 ст. 17 закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушений законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
По смыслу ст. 17 закона N 294-ФЗ, предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
В силу ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
На основании приведенного правового регулирования суд приходит к выводу, что до утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов коммунальных ресурсов установлен переходной период, в соответствии с которым плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в МКД, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Из буквального содержания части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, пункта 29 Правил N 491 следует, что размер платы за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее норматива потребления коммунальной услуги, поэтому при определении размера такой платы следует руководствоваться порядком ее исчисления при применении норматива потребления коммунальной услуги.
Порядок применения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных до 01.01.2017, регламентировался пунктами 40, 44 - 46 Правил N 354, которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета.
После внесений изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, действующих с 01.01.2017, Постановлением N 1498 также были внесены изменения в Правила N 354 и Правила N 491, приводящие ранее действующую редакцию в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В соответствии с этими изменениями в пункт 40 Правил N 354 порядок расчета подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме платы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, но с учетом корректировки исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, подлежит применению только в случаях непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме. В случае же управления многоквартирным домом управляющей компанией с 01.01.2017 подлежит применению порядок расчета платы за содержание, установленный с учетом положений части 2 статьи 154, части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил N 491 - в размере нормативов потребления коммунальных ресурсов без учета показаний общедомового прибора учета. В переходный период до установления субъектами Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов применение норматива коммунальных услуг должно осуществляться с учетом положений пунктом 40, 44 - 46 Правил N354, то есть исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.
Из материалов дела видно, что общество произвело начисление размера платы за коммунальные ресурсы: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, используемые при содержании общего имущества многоквартирного дома за расчетные периоды с августа 2017 года, собственникам жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме по нормативам потребления коммунальных услуг без учета фактических показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, а по нормативам потребления, не утвержденным постановлением РСТ РО.
Следовательно, оспариваемое предписание содержит обоснованный вывод о нарушении обществом требований законодательства (части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ и пункта 29 Правил от 13.08.2006 N 491), в связи с чем на заявителя правомерно возложена обязанность по устранению нарушения, а именно выполнению перерасчета платы за коммунальные ресурсы электрическая энергия, горячая вода, холодная вода, используемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме собственникам жилых помещений многоквартирного дома за расчетные периоды с августа 2017 года в соответствии с действующим законодательством.
Довод апеллянта о том, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об утверждении потребления холодной, горячей воды, электрической энергии, водоотведения в целях содержания общего имущества для многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Магнитогорская, 1 Г в размере ХВС 0,06 куб.м., ХВ 0,06 куб.м., для ГВС 0,06 куб.м., электроэнергия 3 кВ/час, водоотведение 0,12 куб.м., умноженное на действующий тариф и площадь мест общего пользования и распределить пропорционально общей площади квартир (пункт 13 протокола N 1 от 08.08.2017) был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен ввиду следующего.
Собственниками должно быть принято конкретное решение, освобождающее исполнителя коммунальной услуги (управляющую организацию) от обязанности нести расходы по оплате разницы между фактическим и нормативным объемом коммунальной услуги, предоставленной на ОДН.
Принимая такое решение, собственники должны понимать, что они добровольно и осознанно принимают указанные расходы на себя.
Между тем, наличие данного решения собственников помещений не исключает обязанность управляющей компании в силу части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ производить первоначальный (с 1 января 2017 года) расчет, исходя из того, что он не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Кроме того, заявитель не обосновал применение формулы для расчета по ОДН, учитывая тот факт, что при расчетах ОДН заявителем используются нормативы потребления коммунальных ресурсов, не утвержденные постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области, а установленные собранием собственников.
Довод общества о неисполнимости обжалуемого предписания не находит подтверждения в материалах дела. Апеллянт не указал на обстоятельства, препятствующие исполнению предписания.
Судом установлено, что в предписании содержатся указание на выявленное нарушение и способ его устранения, а также срок устранения, изложение содержания предписания не содержит различных толкований, является четким и понятным.
Административным органом установлен достаточный срок для исполнения требований предписания.
Таким образом, предписание выдано обществу правомерно, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено. При наличии вопросов об исполнении оспариваемого предписания общество вправе обратиться в административный орган с заявлением о его разъяснении, однако заявитель таким правом не воспользовалось.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2018 по делу N А53-8679/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.