г. Хабаровск |
|
28 августа 2018 г. |
А16-1333/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области: представителя Закона А.М;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
на решение от 21.03.2018 по делу N А16-1333/2017
Арбитражного суда Еврейской автономной области,
принятое судьей Баловой Е.В
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области
о признании недействительными решений от 07.06.2017
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (далее - налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области (далее - Пенсионный фонд, управление) от 07.06.2017 N 031S19170000435 и N 031S19170000436.
Решением суда от 21.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган подал в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просил его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судом неверно применены нормы права, регулирующие спорные отношения, с учетом установленных обстоятельств.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 22.05.2018 производство по апелляционной жалобе приостанавливалось и возобновлено 17.07.2018.
В заседании суда второй инстанции представитель заявителя жалобы на своих требованиях настаивал.
Пенсионный фонд участия не принимал, но в отзыве позицию налогового органа отклонил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом отзыва и пояснений представителя налогового органа, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что налоговый орган в установленный законом срок представил сведения за октябрь, декабрь 2016 года. Однако указанные сведения были неполными, в связи с чем страхователь самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения пенсионным фондом нарушения, используя право, предусмотренное статьей 15 Закона 27-ФЗ, представил 13.04.2017 контролирующему органу дополняющие (достоверные) сведения по форме СЗВ-М за указанные периоды в отношении в отношении еще одного работника.
По результатам проверки составлены акты от 24.04.2017 N 031S18170000238 и N 031S18170000239 и по результатам рассмотрения вышеуказанных актов Пенсионным фондом приняты решения от 07.06.2017 N 031S19170000435 и N 031S19170000436 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, с применением предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закона N 27-ФЗ) финансовой санкции в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо.
Не согласившись с такими решениями, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, на основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь наделен правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как видно из материалов дела и не оспаривается фондом, налоговый орган в установленный законом срок представил сведения за октябрь и декабрь 2016 года. Однако указанные сведения были неполными, в связи с чем страхователь самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения пенсионным фондом нарушения, используя право, предусмотренное статьей 15 Закона, представил контролирующему органу дополняющие (достоверные) сведения по форме СЗВ-М за указанные периоды в отношении еще 1 застрахованного лица, которые отсутствовали в исходной форме.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99).
Соответственно, вывод суда первой инстанции о наличии у Пенсионного фонда оснований для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, признает ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, заявленные требования признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, оспариваемые решения подлежат признанию недействительными, как не соответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", нарушающие права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагающее на него обязанность по уплате финансовых санкций.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции на основании пункта 2 статьи 269, части 2 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 21.03.2018 по делу N А16-1333/2017 отменить.
Заявленное требование Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области от 07.06.2017 N 031S19170000435 и N 031S19170000436.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1333/2017
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
Ответчик: государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области