Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 декабря 2018 г. N Ф03-5072/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А51-5113/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления инистерства внутренних дел России по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-5032/2018
на решение от 01.06.2018
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-5113/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Берга Петра Генриховича (ИНН 253700174100, ОГРН 304253726100112)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2540019970, ОГРН 1032502257050) третье лицо: Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
о признании незаконным решения, выраженного в письме об отказе согласовании маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза от 29.01.2018 N 173/5;
при участии:
от УМВД РФ по Приморскому краю: Пустовит И.С., по доверенности от 31.01.2017 сроком действия на 3 года, удостоверение; Кислицын Ю.В., по доверенности от 13.06.2016 сроком действия на 3 года, удостоверение;
от Департамента транспорта и дорожного хозяйства ПК: Шемчук Н.В., по доверенности от 26.12.2017 сроком действия на 1 год, паспорт; Шестакова Е.В., по доверенности от 01.12.2015 сроком действия на 3 года, удостоверение;
Берг П.Г. - лично, паспорт;
ИП Берг П.Г.: Коновалов В.В., по доверенности от 01.02.2018 сроком действия на 3 года, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Берг Петр Генрихович (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению внутренних дел по Приморскому краю (далее по тесту - ответчик, управление, уполномоченный орган) о признании незаконными решения об отказе согласовании маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, выраженного в письме от 29.01.2018 N 173/5.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление Министерства внутренних дел России по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что заявителей в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, обосновывающих необходимость передвижения пустых прицепов в составе данного крупногабаритного транспортного средства по дорогам Артемовского городского округа.
Настаивает на том, что движение по автомобильным дорогам крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств является исключительной мерой и допускается только в случае перевозки неделимых грузов.
В судебном заседании представители Управления доводы апелляционной жалобы поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель и его представитель на доводы апелляционной жалобы возразили, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным.
Представители Департамента транспорта и дорожного хозяйства ПК также возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 21.08.2018 до 13 часов 20 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
Из материалов дела судом установлено, что предприниматель обратился в Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края с заявлениями на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов за N 10 от 18.01.2018, согласно которому просил выдать специальное разрешение для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза па транспортное средство в составе автопоезда с неделимым грузом (ТИП в контейнере BDF), габариты которого составляют: длина - 28,550 метров, ширина - 2,600 метра, высота 4,250 метра.
05.02.2018 Уполномоченный орган отказал Заявителю в выдаче специального разрешения на основании отказа Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю от 29.01.2018 N 173/5 и направил в адрес Заявителя письмо от 05.02.2018 N 16/1081/8 "Об отказе в выдачи специального разрешения", из которого следует, что Уполномоченный орган предоставил на согласование в Управление ГИБДД, заявку N 16/634/8 от 24.01.2018 и специальное разрешение N 0150190 для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза на транспортное средство в соответствии с Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов".
Управлением было принято решение отказать в согласовании маршрута транспортного средства указанного в специальном разрешении N 0150190, оформленное письмом от 29.01.2018 N 173/5.
В обоснования отказа от 29.01.2018 N 173/5 в согласовании маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза Управлением положена ссылка на разъяснение Главного Управления но обеспечению безопасности дорожного движения МВД России N 13/5-5230 от 05.07.2016, статью 29 Федерального закона от 03.07.2016 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.51 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N7 (далее нормативно правовые акты).
Предприниматель, полагая, что решение Управления внутренних дел по Приморскому краю об отказе в согласовании маршрута перевозки препятствует в получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств осуществляющих перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением, которое удовлетворено судом первой инстанции.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2.2.38 Положения о Департаменте транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Положение), утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 24.07.2015 N 245-па, Департамент выдает специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случаях, установленных пунктом 3 части 10 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об автомобильных дорогах").
В силу части 9 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах" движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с требованиями частью 1 и (или) 2 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах".
Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 и (или) 2 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах", включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - Порядок N 258), который определяет правила приема, рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, оформления и выдачи (отказа в выдаче) указанного специального разрешения (далее - специальное разрешение).
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка специальное разрешение выдается на одну или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинаковую характеристику (наименование, габариты, масса). Специальное разрешение выдается на срок до трех месяцев.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 Порядка N 258 уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет соблюдение требований о перевозке делимого груза и принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены (подпункт 3 пункта 40 Порядка N 258).
После регистрации данной заявки уполномоченный орган согласовывает маршрут с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 16 Порядка N 258).
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки устанавливаются Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (пункт 1 Правил N 272).
В соответствии с пунктом 76 указанных Правил размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
Пунктом 5 Правил N 272 введены следующие понятия:
Делимый груз - это груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах.
Грузовое место - материальный объект, принятый для перевозки.
В приложении N 1 к Правилам N 272 приведены допустимые массы транспортных средств, а в приложении N 2 к указанным Правилам, приведены допустимые осевые нагрузки транспортных средств. В приложении N 3 к Правилам N 272 указаны предельно допустимые габариты транспортных средств, при превышении которых транспортные средства относятся к крупногабаритным транспортным средствам.
Таким образом, пункт 75 Правил N 272 запрещает осуществлять перевозку делимого груза, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 и более грузовых местах, который будет превышать общую массу транспортного средства с таким грузом и (или) нагрузку на ось указанные в приложении N 1 и N 2 Правил соответственно, а также габариты транспортного средства, указанные в приложении N 3 Правил.
В соответствии с Законом N 257-ФЗ под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством РФ (пункт 17 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
Крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 18 статьи 3 Закона N 258-ФЗ), а именно: по длине - более 20 метров, по ширине - более 2,55 метров и по высоте более 4 метров (приложение N 3 к Правилам).
Неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза (пункт 19 статьи 3 Закона N 258-ФЗ).
При этом, понятие неделимого груза состоит из двух частей.
Первая часть определения констатирует физические характеристики груза, характерные для тяжеловесного транспортного средства.
Вторая часть определения вводит специальное исключение в терминологии, согласно которому при перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза.
Таким образом, неделимым грузом при перевозке на крупногабаритном транспортном средстве, габариты которого без груза превышают допустимые габариты транспортного средства (более 20, 2,55 и 4 метров по длине, ширине и высоте соответственно), будет груз, габариты которого будут превышать допустимые габариты транспортного средства, при погрузке на него такого груза, и габариты которого будут являться неделимыми, то есть данные габариты являются цельными и не подлежат разделению без физического воздействия.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.
Указанный запрет не распространяется на крупногабаритные транспортные средства без груза (порожние транспортные средства), которые осуществляют перевозку неделимого груза, то есть груза, габариты которого превышают допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза и данный груз будет являться неделимыми по габариту (габаритам).
В заявлении, поданном 18.01.2018 в департамент в соответствии с требованиями пункта 18 Порядка, были указаны следующие сведения:
Маршрут движения: город Артем, улица Гагарина, д. 76 - 733-732 км. а/д "М-60 "Уссури" - 2-1 км съезда N 1 а/д "Подъезд к аэропорту г. Владивостока" - 1-0 км съезд N 2 а/д "Подъезд к аэропорту г. Владивосток" - город Артем, ул. 2-я Рабочая, д. 142Б;
Груз - контейнер BDF с товарами народного потребления массой - 12344 кг, габариты контейнера: длина - 7,82 метра, ширина - 2,6 метра, высота - 2,9 метра.
Автопоезд в составе:
Тягача Volvo FH - Truck 6x4 регистрационный знак С712АХ 50RUS;
Прицепа ZW-333 регистрационный знак НС9490 53 RUS;
Прицепа KRONE AZW18 регистрационный знак АЕ1799 25 RUS.
Масса автопоезда - 18,367 тонн, из которой масса тягача - 10,668 тонн, прицепов - 5 тонн и 2,7 тонны соответственно.
Полная масса автопоезда с грузом - 30,711 тонн.
Расстояние между осями автопоезда (м): 4,9 - 1,37 - 6,36 - 1,36 - 1,36 - 4,9 - 5,07.
Нагрузки на оси автопоезда (т): 8,0 - 7,505 - 7,506 - 1,7 - 1,6 - 1,7 - 1,35 - 1,35.
Габариты автопоезда с грузом (м): длина - 28,55, ширина - 2,6, высота - 4,25.
Необходимость автомобиля прикрытия: Автомобиль прикрытия.
Маршрут движения транспортного средства (автопоезда) указанный в заявлении проходит по автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог) строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку 10 тонн/ось.
В соответствии с приложение N 1 Правил, допустимая масса транспортного средства (автопоезда) с количеством осей шесть и более составляет 44 тонны.
В соответствии с приложением N 2 Правил, допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств для автомобильных дорог, построенных под нормативную осевую нагрузку 10 тонн/ось, при указанных выше (в заявлении) расстояниях между осями автопоезда составят: 9,0 - 8,0 - 8,0 - 7,0 - 7,0 - 7,0 - 9,0 - 9,0 тонн на первую, вторую, третьею, четвертую, пятую, шестую, седьмую и восьмую ось соответственно.
В заявлении на получение специального разрешения, нагрузки на оси транспортного средства (автопоезда) с грузом имели следующие значения: 8,0 - 7,505 - 7,506 - 1,7 - 1,6 - 1,7 - 1,35 - 1,35 тон на первую, вторую, третьею, четвертую, пятую, шестую, седьмую и восьмую ось соответственно.
В связи с тем, что заявленные нагрузки, производимые транспортным средством (автопоезд) с грузом не превышают допустимые осевые нагрузки (допустимые осевые нагрузки более чем на два процента), то данное транспортное средство (автопоезд) с грузом не является тяжеловесным транспортным средством.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", контейнер - это оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза.
Таким образом, контейнер является неделимым, то есть данные габариты контейнера являются цельными и не подлежат разделению без физического воздействия.
Заявление предпринимателя содержит сведения о технических характеристиках транспортного средства (автопоезд) (без грузов), в том числе длина - 28,55 метра, что превышает установленные габариты по длине на 42,75 % и свидетельствует о том, что транспортное средство (автопоезд) заявителя отвечает признакам крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов более чем на два процента.
При установке контейнера высотой - 2,9 метра и шириной - 2,6 метра, на автопоезд (без груза) длиной - 28,55 метров, который в соответствии с техническими характеристиками имеет погрузочную высоту - 1,35 метра, общая высота и ширина автопоезда (с грузом) составит - 4,25 метра и 2,6 метра соответственно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что транспортное средство (автопоезд) осуществляет перевозку неделимого груза (контейнер BDF с товарами народного потребления), и превышает допустимые габариты транспортного средств (автопоезда) по длине, высоте и ширине более чем на 2 процента, в связи с чем запрет, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ, на данное транспортное средство не распространяется.
Доводы Управления о том, что оспариваемое решение об отказе в согласовании маршрута транспортного средства не нарушает права предпринимателя, поскольку указанное решение адресовано департаменту и именно департамент отказал предпринимателю в согласовании такого маршрута, коллегией отклоняется.
Как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 16 Порядка N 258 после регистрации заявки уполномоченный орган согласовывает маршрут с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, именно оспариваемый отказ Управления в согласовании маршрута транспортного средства, выраженный в письме от 29.01.2018 N 173/5, послужил основанием для отказа Департамента в выдаче специального разрешения, следовательно, именно отказ Управления в рассматриваемом случае повлек нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Таким образом, решение Управления от отказе в согласовании маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, выраженный в письме от 29.01.2018 N 173/5 является необоснованным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2018 по делу N А51-5113/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.