г. Хабаровск |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А16-2602/2017 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Е.И. Сапрыкиной,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области
на решение от 19.02.2018
по делу N А16-2602/2017
Арбитражного суда Еврейской автономной области,
рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Доценко И. А
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области
о признании незаконным решения от 22.11.2017
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области (далее - Пенсионный фонд, управление) от 22.11.2017 N 031S19170001572 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 19.02.2018, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган подал в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просил его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, судом неверно применены нормы права, регулирующие спорные отношения, с учетом установленных обстоятельств.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 24.04.2018 производство по апелляционной жалобе приостанавливалось и возобновлено 17.07.2018.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что налоговый орган 06.09.2017 направил по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа сведения за август 2017 года в отношении 86 застрахованных лиц, а 28.09.2017 - дополняющую форму в отношении 87 застрахованных лиц, из которых в отношении 86 застрахованных лиц; сведения соответствуют ранее представленным (06.09.2017), а в отношении 1 застрахованного лица отсутствуют сведения в исходной форме.
По результатам проверки управлением составлен акт от 10.10.2017 и принято решение от 22.11.2017 N 031S19170001572 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, с применением предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закона N 27-ФЗ) финансовой санкции в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо.
Не согласившись с таким решением, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, на основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь наделен правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как видно из материалов дела и не оспаривается управлением, налоговый орган в установленный законом срок представил сведения за август 2017 года. Однако указанные сведения были неполными, в связи с чем налоговый орган самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения пенсионным фондом нарушения, используя право, предусмотренное статьей 15 Закона, представил контролирующему органу дополняющие (достоверные) сведения по форме СЗВ-М за август 2017 года в отношении 87 застрахованных лиц, из которых в отношении 86 застрахованных лиц сведения соответствовали ранее представленным (06.09.2017), а в отношении 1 застрахованного лица отсутствовали сведения в исходной форме.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99).
Соответственно, вывод суда первой инстанции о наличии у управления оснований для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, признает ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, заявленные требования признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", нарушающее права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагающее на него обязанность по уплате финансовых санкций.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции на основании пункта 2 статьи 269, части 2 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 19.02.2018 по делу N А16-2602/2017 отменить.
Заявленное требование Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области от 22.11.2017 N 031S19170001572.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-2602/2017
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области
Ответчик: государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области