Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф08-9974/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2018 г. |
дело N А53-9770/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии (до перерыва) представителя заинтересованного лица Пантелеевой О.С. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2018 по делу N А53-9770/2018, принятое судьей Чернышевой И.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Легион" к заинтересованному лицу Государственному учреждению -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Легион" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону (далее - заинтересованное лицо, фонд) от 28.03.2018 N 071S19180003986 и акта проверки от 16.02.2018 N 071S18180002125.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2018 решение фонда N 071S19180003986 от 28.03.2018 признано незаконным и отменено. Производство по делу в части признания незаконным акта проверки от 16.02.2018 N 071S18180002125 прекращено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована ошибочностью вывода суда первой инстанции о самостоятельном выявлении и устранении ошибки обществом.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня до 17 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 16.02.2018 фондом в отношении общества проведена камеральная проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2017 года, по результатам которой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 (одного) застрахованного лица.
Из акта проверки от 16.02.2018 следует, что СЗВ-М (исходная) за апрель 2017 представлена 15.05.2017, а СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2017 предоставлена 13.02.2018.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода фонда о предоставлении страхователем неполных сведений на апрель 2017 года.
28.03.2018 по результатам рассмотрения материалов проверки фондом принято решение N 071S19180003986 о привлечении страхователя к ответственности в соответствии с абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с выводами, сделанными в акте проверки от 16.02.2018, а также с вынесенным решением от 28.03.2018, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВМ "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн": - код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; - код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21 декабря 2016 г. N 766н (далее - Инструкция N 766н) в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно нормам Инструкции N 766н, которая предусматривает случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются: случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Управление; выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
Так, согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
При этом как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкция N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации указал на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Иными словами, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
Для представления корректирующих сведений установлен срок равный пяти рабочим дням, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Из материалов дела видно, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Материалами дела также подтверждается и по существу не оспаривается заявителем, что СЗВ-М (исходная) за апрель 2017 представлена 15.05.2017, а СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2017 предоставлена 13.02.2018, то есть с нарушением установленного срока.
22.02.2018 заявитель направил в фонд возражения (исх. N 25/02), в котором указывал, что сведения о 91 (девяносто одном) застрахованном лице за апрель 2017 года по форме СЗВ-М были предоставлены обществом 15.05.2017, то есть установленные Законом N 27-ФЗ сроки.
Общество, ссылаясь на самостоятельное выявление ошибки в представленных ранее сведениях, указывает, что 13.02.2018 предоставило в фонд форму СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2017 г., в которой предоставлены сведения еще об 1 (одном) застрахованном лице.
По мнению общества, только после получения дополняющей сведения формы отчетности, фонд провел проверку представленных сведений и выявил нарушение Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о том, что материалы дела содержат доказательства выявления нарушения непосредственно самим страхователем, а не уполномоченным органом, в связи с чем основания для составления акта о выявленном нарушении у заинтересованного лица отсутствовали, ошибочным ввиду следующего.
Материалами дела подтверждается, что 29.01.2018 страхователем была представлена отчетность по форме СЗВ-М СТАЖ по каналам электронного документооборота.
29.01.2018 фондом была проведена сверка ранее представленных сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-М СТАЖ, в результате которой было выявлено расхождение в указанных сведениях.
29.01.2018 фондом в адрес общества было направлено письмо о выявленных расхождениях, в связи с чем довод общества о самостоятельном выявлении допущенной ошибки является несостоятельным и опровергается материалами дела (л.д. 50, 55-56).
Кроме того, из приведенных выше правовых норм следует, что финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления ошибок в сведениях о конкретном застрахованном лице, предоставленных ранее.
В данном же случае имело место дополнительное представление сведений на сотрудников, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованное лицо.
Страхователь не исправил (не уточнил) представленную отчетность, а вновь сдал сведения на других застрахованных лиц, следовательно, представленные сведения в рамках отчетного периода были неполными.
Таким образом, представление страхователем по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Закона N 27-ФЗ, сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованных лиц, в отношении которых в установленные сроки ранее не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" свидетельствует о том, что исходные сведения были неполные и недостоверные, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, оснований для признания оспариваемого решения фонда от 28.03.2018 N 071S19180003986 незаконным и необоснованным у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем, судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что акт проверки от 16.02.2018 N 071S18180002125 не имеет признаков ненормативного правового акта либо решения органа, наделенного публичными полномочиями, а лишь фиксирует результаты контрольных мероприятий, выявленные в период проведения проверки, в связи с чем производство по заявлению общества в этой части правомерно прекращено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба фонда подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону от 28.03.2018 N 071S19180003986.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2018 по делу N А53-9770/2018 отменить в части признания недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону N 071S19180003986 от 28.03.2018.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Легион" в части признания недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону N 071S19180003986 от 28.03.2018 отказать.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.