город Ростов-на-Дону |
|
28 августа 2018 г. |
дело N А53-35670/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черниковой Е.С.,
при участии:
от ответчика: Котловой Э.Е. по доверенности от 05.04.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РостДонИнвест"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2017
по делу N А53-35670/2016, принятое судьей Штыренко М.Е.,
по иску акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ОГРН 1056167043470, ИНН 6167081833)
к обществу с ограниченной ответственностью "РостДонИнвест" (ОГРН 1066165057309, ИНН 6165134705)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - АО "Ростовводоканал") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РостДонИнвест" (далее - ООО "РостДонИнвест") о взыскании 3 495 729,62 руб. платы за технологическое присоединение к сетям централизованной системы водоотведения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2017 исковые требования удовлетворены.
ООО "РостДонИнвест" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим.
Истцом не представлено доказательства выполнения технических условий в полном объеме. Поскольку работы, указанные в акте корректировки от 24.12.2014, истцом не были выполнены, обязательств по внесению третьего платежа у ответчика не возникло. Судом первой инстанции не дана оценка решению УФАС по РО от 26.10.2016. Истец, злоупотребляя правом, пользуясь своим доминирующим положением, нарушая действующее законодательство, неверно определил цену договора (плату за подключение), а также не исполнил в полной мере обязательства по спорному договору.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Ростовводоканал" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "РостДонИнвест" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО "Ростовводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "РостДонИнвест" (заказчик) был заключен договор от 20.11.2014 N 1230-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта - Многоквартирный жилой дом, участок V (с.п.5.1,5.2,5.3), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 109/2 (т.д.1 л.д.10-25).
В соответствии с пунктом 1 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заказчика и в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта согласно приложению N 1 (далее - технические условия) подключить объект к сетям централизованной системы водоотведения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия.
Согласно подпункту "е" пункта 10 договора заказчик обязан внести плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в размере и сроки, которые установлены договором.
Пунктом 13 договора предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) согласно приложению N 4 составляет 9 987 798,90 рублей, в т.ч. НДС 1 523 562,54 рублей.
В силу пункта 14 договора заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 13 договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем порядке:
- 1 498 169,83 руб. (15 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты заключения договора;
- 4 993 899,45 руб. (50 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней с даты заключения договора, но не позднее даты фактического подключения;
- 3 495 729,62 руб. (35 процентов платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения по форме согласно приложению N 5, но не позднее выполнения технических условий.
Заказчиком внесена оплата в размере 1 498 169,83 руб. (15 %) в декабре 2014 года, 4 993 899,45 руб. (50 %) в феврале 2015 года, всего 6 492 069,28 руб.
Обязательство по внесению оставшейся платы за подключение установленной договором в размере 3 495 729,62 руб. заказчиком не исполнено.
19.10.2016 в адрес ответчика была направлена досудебная претензия об оплате суммы задолженности по договору, которая оставлена без удовлетворения (т.д. 1 л.д. 28-29).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На момент рассмотрения спора, договор технологического присоединения N 1230-К от 20.11.2014, заключенный между сторонами, действует в первоначальной редакции без изменений, не расторгнут, не признан недействительным.
В соответствии с п. 98 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в случае, если сроки фактического присоединения объекта заявителя не соблюдаются в связи с действиями (бездействием) заявителя и организацией водопроводно-канализационного хозяйства выполнены все необходимые для создания технической возможности подключения (технологического присоединения) и осуществления фактического присоединения мероприятия, оставшаяся доля платы вносится заявителем не позднее срока подключения (технологического присоединения) по договору о подключении.
Срок подключения объекта, установленный в п. 4 договора - не более 18 месяцев со дня заключения договора (20.11.2014), истек.
Со стороны АО "Ростовводоканал" выполнены мероприятия по созданию (реконструкции) сетей канализации до точек подключения, а также по подготовке сетей к подключению объекта и подаче ресурсов, что подтверждается актом на ввод в эксплуатацию объектов инженерного и коммунального назначения (наружная сеть канализации) от 20.11.2015 (т.д. 1 л.д. 32), подписанным АО "Ростовводоканал", ООО "Водоканалстройкомплект", подрядчиком ООО "Брест", согласно которого участок сети самотечной канализации и колодец построены в соответствии с проектом ООО "Брест" 2/03-2015-00-НК и технического задания от 30.12.2014.
Факт выполнения договорных обязательств по подключению также подтверждается актом о проведении приемочного гидравлического испытания безнапорного трубопровода на герметичность от 28.09.2015 (т.д. 1 л.д. 33).
Статья 780 ГК РФ не содержит указаний относительно того, как можно подтвердить предоставление исполнителем услуг.
Таким образом, при наличии в материалах дела иных доказательств факта оказания услуг по подключению в полном объеме, отказ ответчика от подписания итогового акта не освобождает его от внесения платы за подключения.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельства, являющиеся основанием для внесения последнего платежа - подключение (технологическое присоединение), а именно техническая готовность канализационных сетей на объекте заявителя доказаны истцом и подтверждены материалами дела.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Обязательное условие о внесении платы за подключение (технологическое присоединение) предусмотрено частью 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, согласно которой плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В соответствии с пунктом 82 постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения") (далее - постановление N 406) размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Требования к величине нагрузки указаны в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - правила N 644).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 90 правил N 644 для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства данные об общей подключаемой нагрузке с приложением баланса водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод.
В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона N 416-ФЗ при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
30.09.2014 ООО "РостДонИнвест" обратилось к АО "Ростовводоканал" с заявлением о заключении договора и выдаче ТУ, в котором указаны необходимые объемы водопотребления, в т.ч. на пожаротушение: 70,4 л/с - пожаротушение автостоянки и 46,17 л/с пожаротушение жилого дома, что в переводе на метры куб/час составляет 253,44 куб.м./час и 166,21 куб.м/час. Всего: 419,65 куб.м./час (т.д. 1 л.д. 89).
Решением УФАС по Ростовской области N 993/02 от 26.10.2016 признаны незаконными и нарушающими ФЗ "О защите конкуренции" действия АО "Ростовводоканал", выразившиеся в нарушении порядка подключения к централизованным системам холодного водоснабжения, а также в направлении обществу письма N 1015-1/15 от 24.06.2015 с предложением заключения договора соинвестирования (т.д. 1 л.д. 72-76).
Предписанием N 846/02 от 26.10.2016 УФАС РО обязал АО "Ростовводоканал" прекратить нарушение ч.1. ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении порядка подключения. Для чего АО "Ростовводоканал" необходимо в течение 20 дней с момента получения предписания обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (т.д. 1 л.д.77-81).
Ввиду того, что договор соинвестирования сторонами заключен не был, рассматриваемый спор вытекает из заключенного и исполняемого сторонами договора N 1230-К от 20.11.2014.
Обстоятельства заключения (незаключения) и условия договора, который заключен не был, не имеют значения для рассматриваемого спора.
Во исполнение предписания УФАС N 846/02 от 26.10.2016 АО "Ростовводоканал" направило в Региональную службу по тарифам РО заявление N 17599 от 28.11.2016 об установлении индивидуальной платы.
Письмом N 40.5/8591 от 28.12.2016 РСТ РО сообщила, что установление индивидуальной платы возможно при наличии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта. В отношении спорного объекта такие мероприятия отсутствуют, в связи с чем заявление было возвращено.
С учетом указанного ответа РСТ РО АО "Ростовводоканал" письмом N 1 от 13.01.2017 снова обратился в РСТ РО с просьбой включить в инвестиционную программу на 2017-2025 годы с выделением 1 этапа 2017-2018 мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения объекта капитального строительства "1 очередь строительства жилого комплекса, участок V (с.п. 5.1, 5.2,5.3) ООО "РостДонИнвест", установитель индивидуальную плату за подключение.
Письмом N 40.5/751 от 20.02.201 РСТ РО вернуло заявление истца, затребовав предоставления дополнительных документов.
Между тем, независимо от результатов и движения дела о нарушении антимонопольного законодательства, конкретный гражданско-правовой спор подлежит рассмотрению независимо от результатов рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы РФ, как имеющий самостоятельный предмет и основание.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган, в частности, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 39 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В силу п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), а также создание дискриминационных условий.
Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта как не соответствующих п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, то есть в виде навязывания невыгодных или не относящихся к предмету условий договора, а также создание дискриминационных условий, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие у субъекта доминирующего положения на хозяйственном рынке; наличие действий по навязыванию; доказательства невыгодности навязываемых условий договора или неотносимости данных условий к предмету договора (экономически и технологически необоснованные требования, не предусмотренные законом); совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействие), направленных на создание дискриминационных условий.
В ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, антимонопольный орган принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности. При этом, даже прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление в действиях истца признаков нарушения антимонопольного законодательства само по себе не свидетельствует о необоснованности исковых требований.
Доводы ответчика о навязывании ему невыгодных условий договора обоснованно отклонены судом по следующим основаниям.
Договор о технологическом присоединении для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, является публичным (части 2, 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Плата за технологическое присоединение рассчитывается исходя из установленных тарифов с учетом величины технологически присоединяемой нагрузки и расстояния от точки технологического присоединения объекта капитального строительства заявителя до точки технологического присоединения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (часть 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Договоры о подключении (технологическом присоединении) заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утвержден типовой договор о подключении (технологическом присоединении).
Разделом V типового договора предусмотрено установление платы за технологическое присоединение и порядок ее внесения.
Порядок заключения договора о подключении (присоединении) определен в правилах N 644, согласно пункту 13 которых абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта договора вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства предложение об изменении проекта договора в части, не противоречащей положениям Федерального закона N 416-ФЗ, настоящих правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом).
Поскольку в заключенном между истцом и ответчиком договоре N 1230-К от 20.11.2014 о подключении (присоединении) к централизованной системе водоотведения согласован размер платы за подключение (технологическое присоединение), в материалы дела не представлено доказательств совершения АО "Ростовводоканал" каких-либо действий, которые могли бы рассматриваться как навязывание невыгодных условий договора или неотносимость данных условий к предмету договора, либо связанных с понуждением ООО "РостДонИнвест" к заключению договоров на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях истца признаков злоупотребления правом.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 02.11.2016 N 301-КГ16-14146 по делу N А79-10330/2015.
Нормами ст. 18 Закона N 416-ФЗ предусмотрена возможность установления индивидуального тарифа в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из пункта 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, следует, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, из буквального толкования данной нормы закона следует, что при установлении платы за подключение в отношении объектов с нагрузкой более 10 куб.м/час дополнительно учитываются расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Однако согласно ответу РСТ РО установление индивидуальной платы возможно при наличии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта.
Поскольку необходимые мероприятия в инвестиционную программу не включены, возможность установления индивидуального тарифа для общества отсутствует.
При разработке и утверждении инвестиционной программы ОАО "ПО Водоканал" в нее в соответствии с требованиями действующего в данный период законодательства были включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности, необходимые для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объектов без дифференциации по размеру подключаемой нагрузки. Как следствие, стоимость этих мероприятий также учтена органом местного самоуправления при расчете размера тарифов на подключение, утвержденных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.12.2004 N 210- ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Таким образом, в период действия указанной инвестиционной программы и соответствующих ей тарифов на подключение отсутствовала возможность выделения из нее отдельных мероприятий по увеличению мощности централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения для установления индивидуальной платы за подключение, т.к. расходы на эти мероприятия были уже учтены в тарифе на подключение.
В условиях отсутствия утвержденного индивидуального тарифа правомерно заключение договора на общих условиях, исходя из тарифа, утвержденного нормативно для всех категорий пользователей.
При этом предположительные расчеты сторон относительно размера данного тарифа, и тот факт будет данный тариф больше или меньше общего тарифа не имеют значения для существа спора, т.к. обязательный характер для сторон договора тариф приобретает только с момента его утверждения РСТ РО. Такой тариф не утвержден не был.
Учитывая, что в соответствии с п. 3 Закона N 416-ФЗ договор о подключении является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, при наличии согласия ответчика на заключение договора у истца отсутствовали основания и право отказаться от заключения договора на согласованных сторонами условиях.
Как верно указал суд первой инстанции, все последующие действия ответчика (после заключения договора) по указанию в письмах иных потребностей, также как и обращении в ФАС с жалобами не отменяют и не изменяют условия заключенного договора.
Кроме того, доводам ответчика о навязывании ему невыгодных условий договора дана оценка при рассмотрении дела N А53-11815/2017 по иску ООО "Ростдонинвест" к АО "Водоканал Ростова-на-Дону" о внесении изменений в договоры от 20.11.2014 N 1230-В о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и от 20.11.2014 N1230-К о подключении к централизованной системе водоотведения в части указания платы за подключение (технологическое присоединение) в размере 7976377 руб. 56 коп. и платы за подключение (технологическое присоединение) в размере 15256 руб. 22 коп. При рассмотрении указанного дела суд установил, что ООО "Ростдонинвест" не осуществило действия по финансовому обеспечению (закольцовке) сети, позволяющие осуществить подключение с учетом нагрузки на нужды пожаротушения, расходы в связи с этим не понесены, договор соинвестирования не подписан, индивидуальный тариф РСТ не установлен, мероприятия по созданию (закольцовке) сети водоканала в инвестиционную программу не включены, в связи с чем, в удовлетворении требований о внесении изменений в договоры отказано.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика с ответчика в пользу истца 3 495 729,62 руб. платы за технологическое присоединение к сетям централизованной системы водоснабжения по договору N 1230-К от 20.11.2014.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2017 по делу N А53-35670/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.