г. Самара |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А55-4080/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" - Атласова Н.В., доверенность от 01.01.2018 г.,
от Самарской таможни - Тютюнченко И.А., доверенность от 15.12.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2018 года по делу N А55-4080/2018 (судья Гордеева С.Д.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика",
к Самарской таможне,
о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.2018 N 10412000-1320/2017 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Самарской таможней Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10412000-1320/2017 от 26.01.2018 года, которым Общество с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" на основании ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Самарской таможни на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Самарской таможни напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, статистическая форма с системным номером 1300171129-10190756 за отчетный месяц -сентябрь 2017 года была направлена Обществом с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" (далее - ООО "Тимашевская птицефабрика") (ИНН 6372014195, КПП 637201001, ОГРН 1096372000834, адрес регистрации: 446332, Самарская область, Кинель-Черкасский район, пос. Садгород) на бумажном носителе в Отрадненский таможенный пост Самарской таможни 7 декабря 2017 г., что подтверждается регистрацией на входящем письме от 7 декабря 2017 г. N 668. Статистическая форма была зарегистрирована с присвоением регистрационного номера 10412050/071217/С110452.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме системный номер 130017112910190756 (регистрационный номер 10412050/071217/С110452), по договору N 59-01/17ТП от 1 сентября 2017 г., счёт-фактуре (инвойс) N 3394 от 05 сентября 2017 г., счёту-фактуре (инвойс) N 3468 от 10 сентября 2017 г., ООО "Тимашевская птицефабрика" отгружен товар в Республику Казахстан покупателю Сары-Бас (080000, Казахстан, Тараз г., пр-т Жамбыла, Д.2Д) в сентябре 2017 года.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО "Тимашевская птицефабрика" (ИНН 6372014195, КПП 637201001, ОГРН 1096372000834, адрес регистрации: 446332, Самарская область, Кинель-Черкасский район, пос. Садгород) состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Самарской области и относится к региону деятельности Отрадненского поста Самарской таможни.
Учитывая изложенные требования нормативных документов, статистическую форму на товар, отгруженный в сентябре 2017 года, ООО "Тимашевская птицефабрика" должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, т.е. до 11 октября 2017 г. включительно.
По факту выявленного нарушения должностным лицом таможенного органа 18.12.2017 г. в отношении общества составлен протокол N 10412000-1320/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, который составлен в присутствии представителя общества Атласовой Н.В., полномочия которой надлежащим образом подтверждены, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, указанному лицу разъяснены, о чем свидетельствует подпись данного лица в протоколе.
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении административным органом вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10412000-1320/2017 от 26.01.2018 года, которым Общество с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" на основании ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая постановление незаконным, заявитель оспорил его в судебном порядке.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 19.7.13. КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.
Исходя из сведений, указанных в статистической форме, представленной обществом, ООО "Тимашевская птицефабрика" зарегистрировало статистическую форму за сентябрь 2017 года 07 декабря 2017 г., т.е. с нарушением установленного срока, тем самым, нарушив требования п. 5, 6, 7 Правил статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО "Тимашевская птицефабрика" (ИНН 6372014195, КПП 637201001, адрес регистрации: 446332, Самарская область, Кинель-Черкасский район, п. Садгород) относится к региону деятельности Самарской таможни.
Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закон) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из РФ на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона и постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждена статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил, ведение статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. N 525.
Статистика взаимной торговли государств - членов Таможенного союза включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, установленными приложением N 2 к Правилам ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Пунктом 5 Правил установлено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из РФ на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 6 Правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 7 Правил определено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно п. 10 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ устанавливается ответственность для должностных и юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Таким образом, статистическую форму на товар, отгруженный в сентябре 2017 года, общество должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, т.е. до 11.10.2017 года включительно.
Однако вместо установленного срока - не позднее 11.10.2017 г., статистическая форма за отгрузку товаров, осуществленную в сентябре 2017 г., представлена 07.12.2017 года.
Каких-либо доказательств, опровергающих наличие правонарушения и виновность общества, заявителем суду не представлено.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данная норма корреспондируется с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 г. N 7-П, согласно которому лицо должно знать не только о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правонарушений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Административное правонарушение, совершенное обществом не вызвано объективно непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества, и оно должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения законодательства РФ о таможенном деле, что свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
У общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт административного правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения указанных положений федерального законодательства.
Таким образом, материалами дела доказаны факт допущенного обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и его вина в совершении правонарушения.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения общества к ответственности административным органом соблюдена, нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено.
Довод заявителя о том, что административное правонарушение необходимо квалифицировать как малозначительное, поскольку оно не составляет угрозу охраняемым общественным интересам, судом первой инстанции правомерно отклонен по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений п. 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда, а не обязанностью, она применяется в исключительных случаях независимо от состава административного правонарушения.
Доказательств исключительности рассматриваемого правонарушения не представлено, из материалов дела не усматривается.
В рассматриваемом случае нарушение срока представления статистического отчета составило более чем на месяц. Статистическая форма отчетности представлена в таможенный орган с указанием недостоверного периода представления соответствующих сведений.
Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям закона, отсутствии должного контроля со стороны руководства заявителя за действиями ответственных лиц.
Данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленных на достоверное декларирование товаров и отражение достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП.
Доказательства наличия у общества статуса субъекта малого и среднего предпринимательства суду не представлены.
Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение достоверности официальной статистической информации государств - членов Евразийского экономического союза. Выполняя требования таможенного законодательства, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением сроков предоставления статистической отчетности о перемещении товара через таможенную границу в адрес получателя на территории государства - члена Евразийского экономического союза.
Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Соответственно сам по себе факт отсутствия негативных материальных последствий, не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.
Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.
Доводы заявителя о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности судом первой инстанции правомерно отклонены как несостоятельные.
Направление оспариваемого постановления административным органом по истечении указанного в ст. 29.11 КоАП РФ срока не влечет его отмену.
Срок обжалования данного постановления начинает течь с момента его получения лицом, привлеченным к административной ответственности.
В данном случае заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Самарской таможни в установленный законом срок.
Ссылка заявителя на то, что в протоколе об административном правонарушении помимо сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, ни время составления протокола, ни время совершения правонарушения не указано, судом первой инстанции обоснованно признана несостоятельной, так как в протоколе указана дата составления протокола, а отсутствие в нем точного времени его составления не свидетельствует о его незаконности, так как КоАП РФ не требует этого. Также в протоколе указаны место и время совершения правонарушения.
Необоснованна ссылка заявителя на то, что при составлении протокола присутствовал защитник, имеющий доверенность от 12.12.2017, в которой не указано, по какому конкретно административному делу для участия направляется представитель от юридического лица, в силу чего, по мнению заявителя, полномочия защитника надлежащим образом не подтверждены.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим образом в допустимые законом сроки в присутствии представителя общества Атласовой Н.В., полномочия которой надлежащим образом подтверждены доверенностью, выданной 12.12.2017 генеральным директором ООО "Тимашевская птицефабрика" Пивновым А.Н., на право представлять интересы общества в Самарской таможне при производстве по делам об административных правонарушениях, права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, указанному лицу разъяснены, о чем свидетельствует подпись данного лица в протоколе. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии защитника общества Атласовой Н.В.
В соответствии с разъяснениями в п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании ст. 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Следовательно, отсутствие в доверенности указания на конкретное дело об административном правонарушении, по которому представителю предоставлены полномочия на представительство интересов общества, не лишает данное лицо прав на осуществление данного представительства в административном органе при составлении протокола об административном правонарушении.
Довод заявителя об отсутствии в оспариваемом постановлении ссылки на почтовое уведомление или иной документ, подтверждающий надлежащее уведомление общества, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку данное обстоятельство не влечет отмены постановления, и такого требования КоАП РФ не предъявляет к содержанию постановления о назначении административного наказания.
Нарушение срока составления протокола, на которое заявитель указывает в заявлении, также не имеет в данном случае значения, поскольку данное нарушение не является существенным. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы общества о том, что штраф в размере, указанном в статье, не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер, несостоятельны. Наказание, назначенное административным органом, в размере 20 000 руб. в пределах санкции нормы ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Самарской таможней при назначении наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства (совершение административного правонарушения впервые), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, Самарской таможней в соответствии ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ было назначено наказание в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, а именно в размере 20 000 руб.
Принимая во внимание, что факт допущенного административного правонарушения подтвержден материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, административное наказание назначено в размере минимальной санкции, соответствующее характеру правонарушения, форме вины предприятия, последствиям совершения правонарушения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление N 10412000-1320/2017 от 26.01.2018 о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. является законным и обоснованным.
Выводы суда первой инстанции согласуются со сложившейся в судах правоприменительной практикой, в том числе по делам, где участвовали те же лица.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было правомерно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2018 года по делу N А55-4080/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.