г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А56-44791/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): Васильев В.В. по доверенности от 28.04.2017
от ответчика (должника): Сучкова Н.А. по доверенности от 10.01.2018; Яценюк И.И. по доверенности от 08.02.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17667/2018) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2018 по делу N А56-44791/2017 (судья Грачёва И.В.), принятое
по заявлению ООО "Глобал Кей"
к Пулковской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобал кей" (ОГРН 1157847282119, ИНН 7802536470, место нахождения: 194295, Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 6, лит. "Б", пом. 402А, 402Б; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Пулковской таможни (ОГРН 1037821027144, ИНН 7830001885, место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая ул., д. 7, лит. "А"; далее - Таможня, таможенный орган) от 30.05.2017 N 10221000-954/2017 и N 10221000-953/2017 о назначении административного наказания.
Решением суда от 24.04.2018 оспариваемые постановления Пулковской таможни признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает ошибочными выводы суда об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ. Податель жалобы считает, что представленные Обществом экспертное заключение Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты от 11.04.2017 N 002-11-01361 и письменная консультация акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" от 04.04.2017 N 101-ис/292 не свидетельствуют об отсутствии у Общества обязанности представлять при декларировании товара декларации о соответствии, поскольку органы по сертификации и экспертные организации не уполномочены разъяснять положения действующего законодательства.
Также таможенный орган указывает, что по своему описанию и характеристикам спорные товары подпадают под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза 16.08.2011 N 768 (далее - ТР ТС 004/2011), и, учитывая их отсутствие в Перечне низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с ТР ТС 004/2011 (Приложение к ТР ТС 004/2011), подача таможенной декларации на данные товары, согласно статье 7 названного Технического регламента, должна сопровождаться представлением декларации о соответствии.
15.08.2017 Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеэкономического контракта от 30.09.2015 N 1-2809, заключенного с компанией "Digi-Key Carporation" (США) 28.04.2016, Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары:
- "подстроечные резисторы со сквозным отверстием представляющие собой переменные резисторы предназначенные для тонкой настройки необходимых устройств в процессе монтажа" по декларации на товары N 10221010/280416/0015631 (далее - ДТ);
- "толстопленочные резисторы постоянные, предназначенные для поверхностного монтажа на электронные печатные платы" по декларации на товары N 10221010/090316/0007808.
В ходе таможенного контроля таможенным органом установлено, что в графе 44 "дополнительная информация" в ДТ не указаны документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что означенные товары подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза 16 августа 2011 N 768 (действовавшего в период ввоза товаров, далее - ТР ТС 004/2011), в связи с чем подача таможенной декларации на них должна сопровождаться представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждений) соответствия.
В связи с этим таможенный орган направил в адрес Общества требования от 15.03.2017 N 07-11/04617 о представлении в срок до 10.04.2017 документов и сведений, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров по спорным ДТ.
ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" письмом от N 7/04/17-2017 от 07.04.2017 представило в таможенный орган запрошенные документы частично и сообщило об отсутствии у Общества обязанности представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при ввозе спорных товаров, поскольку, как следует из письма Федеральной таможенной службы от 17.05.2016 N 14-86/23587, продукция с кодом 8532, 8533, 8541 (кроме 8541 40 100 0), 8542 ТН ВЭД не включена в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91.
В связи с несоблюдением установленных запретов и ограничений должностным лицом таможенного органа в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях N 10221000-0954/2017, N 10221000-0953/2017.
30.05.2017 таможенный орган вынес постановления N 10221000-954/2017, N 10221000-953/2017, которыми Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, сделал вывод об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в связи со следующим.
В соответствии со статьей 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза; далее - ТК ТС).
В соответствии со статьей 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В силу пункта 2 статьи 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включений меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешний торговли товаров, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение N 294).
В подпункте "в" пункта 2 Положения N 294 установлено ограничение в виде необходимости подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, и включенной в перечни продукции, в том числе в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91 (далее - Перечень N 91).
Вместе с тем, ввезенный Обществом товар в Перечне, приведенном в приложении к TP ТС 004/2011, не значится, что обоснованно принято во внимание судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 1 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, заключенного 18.11.2010 декларация о соответствии техническим регламентам Таможенного союза - это документ, которым изготовитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 768 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011) и Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования".
В соответствии со статьей 1 ТР ТС 004/2011 распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.
В соответствии со статьей 3 "Правила обращения на рынке" TP ТС 004/2011, низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, праву Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется.
Согласно пункту 2 статьи 7 "Подтверждение соответствия" TP ТС 004/2011 низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к
настоящему Техническому регламенту Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации, а не включенное в форме декларирования.
Таким образом, для целей установления обязанности декларанта подтвердить соответствие товара требованиям ТР ТС 004/2011 необходимо установить, что ввезенный товар является низковольтным оборудованием.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на территорию Российской Федерации товары, представляющие собой:
- "подстроечные резисторы со сквозным отверстием представляющие собой переменные резисторы предназначенные для тонкой настройки необходимых устройств в процессе монтажа" по ДТ N 10221010/280416/0015631.
- "толстопленочные резисторы постоянные, предназначенные для поверхностного монтажа на электронные печатные платы" по ДТ N 10221010/090316/0007808.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что по своему описанию и характеристикам данные товары подпадают под действие технического регламента ТР ТС 004/2011. Суд первой инстанции, признавая незаконными постановления таможенного органа, установил, что ввезенные Обществом товары не являются низковольтным оборудованием.
При этом суд обоснованно принял во внимание экспертное заключение Торгово-промышленной палаты N 002-11-01361 от 11.04.2017 и письменную консультацию АО "ВНИИС" N 101-ис/292 от 04.04.2017, согласно которой резисторы, конденсаторы, транзисторы являются компонентами электротехнического оборудования. Специалисты разъяснили, что оборудование - это совокупность механизмов, машин, устройств и приборов, необходимых для выполнения определенных, конкретных задач. Термин "оборудование" нельзя применить в отношении резисторов, конденсаторов, транзисторов, т.к. они являются элементами и компонентами оборудования.
На основании изложенного, требования технического регламента TP ТС N 004/2011 на данные изделия не распространяются и представление декларации (сертификата) соответствия не требуется.
Апелляционный суд отклоняет довод Пулковской таможни о том, что "консультация ОАО "ВНИИС" и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты не может подтверждать отсутствие необходимости представления декларации о соответствии, поскольку органы по сертификации и экспертные организации не уполномочены осуществлять разъяснения положений действующего законодательства, имеющие юридическое значение.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ВНИИС" выдан Аттестат аккредитации от 28.07.2015 N RA.RU.11АЯ12; ОАО "ВНИИС" включено в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, в связи с чем, ОАО "ВНИИС" является компетентным органом по аккредитации товаров на соответствие TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования". Недействительность означенного аттестата таможенным органом не доказана.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Таким образом, непредставление Обществом декларации (сертификата) соответствия на изделия, на которые не распространяются требования технического регламента, не образует состава вменяемого заявителю административного правонарушения.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Нарушения норм материального и процессуального права в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2018 г. по делу N А56-44791/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.