г. Киров |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А82-22896/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.06.2018 по делу
N А82-22896/2017, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.
по заявлению публичного акционерного общества "Автодизель"
(ИНН: 7601000640, ОГРН: 1027600510761)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
о признании решения недействительным,
установил:
публичное акционерное общество "Автодизель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Фонд, заявитель жалобы) от 29.08.2017 N 80.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.06.2018 заявленные требования удовлетворены частично: решение Фонда от 29.08.2017 N 80 признано недействительным в части доначисления страховых взносов с суммы 264 059 рублей 22 копеек не принятых к зачету ГУ - ЯРО ФСС расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; доначисления страховых взносов с суммы 141 662 рублей 64 копеек среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами; доначисления страховых взносов за 2014 год по дополнительному тарифу в размере 1 551 рублей 77 копеек с сумм выходного пособия при увольнении работников по соглашению сторон и в размере 01 рублей 53 копеек с сумм компенсации за задержку заработной платы, а также в части соответствующих сумм пеней и штрафа за неуплату страховых взносов.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Общество представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.07.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.07.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, результаты которой отражены в акте от 28.07.2017 N 181.
По итогам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 29.08.2017 N 80 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 25 451 рублей 13 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 127 255 рублей 69 копеек недоимки по страховым взносам, 28 452 рублей 57 копеек пени.
Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 15, 56, 129, 164, 178, 180, 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 9, пунктом 1, подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 Закона.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия, иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В статье 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 указано, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом изложенного Общество правомерно не облагало страховыми взносами средства, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Фонд считает подлежащими включению в базу для начисления страховых взносов не принятые ГУ-Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к зачету расходы Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Между тем, отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется; факт непринятия к вычету расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ спорные расходы не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанные расходы не являются оплатой труда работников, не являются выплатами в виде вознаграждения за их труд, а являются выплатами страхового обеспечения в связи с наступлением соответствующих страховых случаев.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2017 по делу N А82-17687/2017 установлено, что 264 059 рублей 22 копеек расходов по социальному страхованию не являются доходом работника в рамках трудовых отношений.
Следовательно, включение данных выплат в объект обложения страховыми взносами является неправомерным.
Также Фонд считает, что выплаты компенсации за задержку заработной платы и выходного пособия при увольнении по соглашению сторон (за 2014 год) являются объектом для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в общеустановленном порядке.
В силу статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 ТК РФ).
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
В определенный статьей 9 Закона N 212-ФЗ перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи).
В статье 236 ТК РФ установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 ТК РФ, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
Следовательно, суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и также не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В силу подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2014 году) не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Основания выплаты и размер выходного пособия при расторжении трудового договора предусмотрены статьей 178 ТК РФ, в силу части 4 которой трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи выплаты выходных пособий, не предусмотренных ТК РФ, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Таким образом, выплачиваемое работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон выходное пособие в качестве дополнительной гарантии и компенсации при увольнении является установленной компенсационной выплатой при увольнении.
Следовательно, выплата выходного пособия работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон подпадает под действие подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2014 году) и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. Правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 304-КГ16-12189.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.06.2018 по делу N А82-22896/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ярославле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.