28 августа 2018 г. |
Дело N А83-93/2010 |
Судья Двадцать первого арбитражного апелляционного суда Колупаева Юлия Васильевна, рассмотрев апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.01.2010 по делу N А83-93/2010 (N 2-11/93-2010) (судья Потопальский С.С.)
по иску физического лица - предпринимателя Михайленко Степана Ильича к открытому акционерному обществу "Крыммолоко", при участии третьего лица: Крымского республиканского предприятия "Симферопольское междугороднее бюро регистрации технической инвентаризации"
о признании действительным договора и о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.01.2010 по делу N А83-93/2010 (N 2-11/93-2010) исковые требования физического лица - предпринимателя Михайленко Степана Ильича к открытому акционерному обществу "Крыммолоко" о признании действительным договора и о признании права собственности удовлетворены в полном объеме. Суд признал действительным договор N 22 от 26.10.2009 г купли-продажи объекта недвижимости - здание административно-бытового корпуса с переходной галереей (букв А в целом), общей площадью 2262,8 кв. м, расположенного по адресу: АР Крым г. Симферополь, ул. Севастопольская, 35, заключенный между Открытым акционерным обществом "Крыммолоко" и физическим лицом-предпринимателем Михайленко Степаном Ильичом. Также данным решением суда выделено в натуре из состава имущественного комплекса (регистрационный номер объекта 6312696; владелец - ОАО "Крыммолоко", ОКПО 00450693), расположенного по адресу: 95015, АРК, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 35, объект недвижимости со статусом самостоятельного домовладения - здание административно-бытового корпуса с переходной галереей (букв А в целом), общей площадью 2262,8 кв. м, расположенное на земельном участке площадью 3567 кв.м, (в пределах и конфигурации согласно приложению N 1 к выводу эксперта от 25.01.2010 N 3318), с присвоением указанному объекту самостоятельного адреса: г. Симферополь, ул. Севастопольская, 35 "б". Суд также признал за физическим лицом-предпринимателем Михайленко Степаном Ильичом право собственности на объект недвижимости в целом - здание коммерческого назначения (здание административно-бытового корпуса с переходной галереей ( букв А в целом), общей площадью 2262,8 кв. м, расположенное на земельном участке площадью 3567 кв.м., с присвоением указанному объекту самостоятельного адреса: г.. Симферополь, ул. Севастопольская, 35 "б".
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.01.2010 по делу N А83-93/2010 (N 2-11/93-2010) отменить, прекратить производство по делу.
Одновременно с апелляционной жалобой Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы на вышеуказанный судебный акт, поскольку срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к следующему.
Часть 3 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.
Согласно статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обжалование решения суда первой инстанции предоставлено лицам, участвующим в деле, а также иным лицам в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановление от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении статей 257, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
К лицам, имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства, относятся также правопреемники лиц, участвующих в деле, не вступившие в процесс при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции, и прокурор по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ, даже если он не участвовал в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции.
В случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Разрешение вопроса о нарушении судебным актом арбитражного суда прав и обязанностей заявителей, и, соответственно, о возможности его оспаривания ими как лицами, не принимавшими участия в рассмотрении дела, осуществляется арбитражным судом в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает, что постановлением Высшего Хозяйственного суда Украины по делу N 2-12/2535-2009 от 16.02.2010 установлено право собственности Фонда имущества Автономной Республики Крым на 17/1000 долей нежилых помещений по адресу: г. Симферополь, ул. Севастопольская, 35. При этом, ОАО "Крыммолоко" 26.10.2009 заключило договора купли-продажи с ФЛП Михайленко С.И. на имущество, принадлежащее на тот момент Фонду имущества Автономной Республики Крым, которое перешло в собственность общества только 28.10.2009 согласно постановлению Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28.10.2009.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым N 1745-6/14 от 17 марта 2014 г. "О независимости Крыма" все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Пунктом 1 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе" определено, что исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно пункту 1.7 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157 (с изменениями от 20.02.2015 N 50) предусмотрено, что Министерство является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации государственной собственности Республики Крым и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлся Фонд имущества Автономной Республики Крым, в связи с чем податель апелляционной жалобы полагает, что оспариваемый судебный акт принят о его правах и законных интересах.
Однако, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый судебный акт не содержит выводов о правах и обязанностях заявителя апелляционной жалобы или Фонда имущества Автономной Республики Крым, который также не являлся участником дела.
Из содержания судебных акта не следует, что он принимался о правах и обязанностях Фонда имущества Автономной Республики Крым или на него были возложены определенные обязанности.
При этом, лица, названные в статье 42 Кодекса, обязаны предоставить доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов.
В суд апелляционной инстанции заявителем апелляционной жалобы не представлены доказательства того, что данным решением затронуты и нарушены права и законные интересы заявителя.
Утверждения Министерства о том, что ОАО "Крыммолоко" 26.10.2009 заключило договора купли-продажи с ФЛП Михайленко С.И. на имущество, принадлежащее на тот момент Фонду имущества Автономной Республики Крым, которое перешло в собственность общества только 28.10.2009 согласно постановлению Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28.10.2009 по делу N 2-12/2535-2009, не имеют существенного значения для разрешения заявленного ходатайства, поскольку постановлением Высшего Хозяйственного суда Украины от 16.02.2010 по данному делу постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28.10.2009 отменено, дело отправлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В дальнейшем, исковые требования по данному делу были оставлены без рассмотрения.
Кроме того, Министерством не представлено в суд доказательств наличия у него имущественных прав на спорный объект недвижимого имущества. Оставление исковых требований по судебному делу N 2-12/2535-2009 без рассмотрения не может быть оценено как надлежащее доказательство наличия у заявителя вещных прав на спорный объект.
Лица, не представившие доказательства того, что судебный акт затрагивает их права либо возлагает на них обязанности, не являются лицами, о правах и обязанностях которых принят судебный акт, и не вправе обжаловать данный судебный акт в порядке, установленном статьей 42 АПК РФ.
Из текста и содержания оспариваемого судебного акта не усматривается, что судом принято решение о каких - либо правах и обязанностях заявителя, какие-либо выводы об установлении прав заявителя либо возложении на него каких-либо обязанностей в нем не содержатся, следовательно на заявителя не распространяется действие статьи 42 АПК РФ, и это лицо не имеет права на подачу апелляционной жалобы на решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.01.2010 по делу N А83-93/2010 (N 2-11/93-2010).
В силу пункта 1 статьи 2 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как разъяснено в пункте 52 совместного Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Между тем заявитель апелляционной жалобы не лишен возможности защитить свои права и охраняемые законом интересы, избрав соответствующий способ защиты, при наличии оснований, в порядке установленном действующим законодательством Российской Федерации, предъявив соответствующий самостоятельный иск, в связи с чем отказ в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы не может быть расценен как ограничение прав на доступ к правосудию и не повлечет нарушения прав Министерства.
В данном случае заявитель, обратившись с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по существу, избрал ненадлежащий способ оспаривания нарушений права собственности на недвижимое имущество, вступив тем самым в дело без предусмотренных законом оснований для участия в нем.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 6-П от 17.03.2010, на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного - разумного по своей продолжительности - периода. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Необоснованное восстановление пропущенного процессуального срока может привести к нарушению принципа правовой определенности и соответствующих процессуальных гарантий.
Арбитражный процессуальный кодекс не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный во времени пересмотр судебных решений.
Наличие законодательно установленных сроков не может рассматриваться как препятствие для реализации права на оспаривание судебных актов. Вводя сроки подачи жалоб, процессуальный закон тем самым устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с одной стороны, и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим возможность исправления судебных ошибок, с другой.
Безосновательное восстановление процессуального срока противоречит принципам процессуального равноправия и состязательности, закрепленным в статьях 8, 9, 41 АПК РФ.
После принятия решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.01.2010 по делу N А83-93/2010 (N 2-11/93-2010) прошло более 8 лет.
Утверждения министерства о том, что орган узнал об оспариваемом судебном акте только после привлечения Министерства как правопреемника Фонда имущества Автономной Республики Крым к участию в гражданском деле N 2-773/2018, рассматриваемому Центральным районным судом города Симферополя Республики Крым, в качестве третьего лица определением от 19.07.2018 не подтверждаются надлежащими доказательствами. Так, Министерством не представлено в суд апелляционной инстанции копия определения Центрального районного суда города Симферополя Республики о привлечении его к участию в деле. В тоже время, на официальном сайте Центрального районного суда города Симферополя Республики в списке лиц, участвующих в деле N 2-773/2018, отсутствуют сведения об участии третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в данном деле. Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемое решение является доказательством в данном гражданском деле. Какие - либо иные доказательства, свидетельствующие о том, что заявителю стало известно об оспариваемом решении только 19.07.2018 в суд не представлено.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае, основания для восстановления срока на подачу апелляционной жалобы отсутствуют и ссылка на часть 2 статьи 259 АПК РФ заявителя апелляционной жалобы безосновательна и не состоятельна.
Учитывая изложенное суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 264 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если она подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы, установленного в настоящем Кодексе, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано.
В этой связи апелляционная жалоба Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.01.2010 по делу N А83-93/2010 (N 2-11/93-2010) подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 117, 121, 184, 185, 259, 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. В восстановлении срока подачи апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.01.2010 по делу N А83-93/2010 (N 2-11/93-2010) отказать.
2. Возвратить апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.01.2010 по делу N А83-93/2010 (N 2-11/93-2010).
Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня его вынесения.
Приложение: апелляционная жалоба на 7-ти листах с приложениями на 59- ти листах.
Судья |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-93/2010
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Михайленко Степан Ильич
Ответчик: ПАО "Крыммолоко"
Третье лицо: Крымское республиканское предприятие "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации"
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-364/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-93/10
12.10.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2320/18
28.08.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2320/18