г. Хабаровск |
|
09 октября 2018 г. |
А73-19368/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.,
при участии в заседании:
от ТСЖ "Молодогвардейская-20": представитель не явился;
от МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО: Леонтьева О.В., представитель по доверенности от 12.03.2018 N 9юр/2054.1-8;
от Росимущества, Администрации г. Комсомольск-на-Амуре: представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании по правилам первой инстанции
дело N А73-19368/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску товарищества собственников жилья "Молодогвардейская-20"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
о взыскании 562 225,20 руб.,
третье лицо: муниципальное образование "Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольск-на-Амуре,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Молодогвардейская-20" (ОГРН 1092703003690, г. Комсомольск-на-Амуре, далее - ТСЖ "Молодогвардейская-20") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, г. Москва, далее - Росимущество), межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005, г. Хабаровск, далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) о взыскании 562 225,20 руб., из них: долг за тепловую энергию - 287 832,98 руб., пени - 18 131 руб.; долг за содержание и текущий ремонт - 241 471,36 руб., пени - 14 789,86 руб.
Требования мотивированы невнесением собственником имущества коммунальных платежей и платежей на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома.
Решением от 05.04.2018 с Российской Федерации в лице Росимущества взыскано 562 225,20 руб., из них: долг - 529 304,34 руб., пени - 32 920,86 руб.
В апелляционной жалобе Росимущество считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В обоснование указано на отсутствие договорных отношений с ТСЖ; отсутствие доказательств, подтверждающих факт исполнения ТСЖ обязанности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, указано на передачу объекта недвижимости - помещения 1003, с кадастровым номером 27:22:0030506:1801, расположенного по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Молодогвардейская, 20, в муниципальную собственность Распоряжением МТУ Росимущества в Хабаровском крае N 15 от 31.01.2017, в связи с чем собственником указанного имущества является Администрация г. Комсомольска-на-Амуре.
В этой связи считает, что основания для взыскания долга за период с 01.10.2016 по 30.11.2017 отсутствуют; период для взыскания долга за тепловую энергию должен быть с 01.10.2016 по 30.01.2017.
Кроме того, заявитель не согласен с начислением пени, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие направление ответчикам в спорный период платежных документов с соблюдением требований части 2 статьи 155 ЖК РФ, а также с взысканием в пользу истца государственной пошлины.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Росимущества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции определением от 05.06.2018 перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица муниципального образования "Городской округ "город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольск-на-Амуре (далее - Администрация).
Этим же определением апелляционный суд предложил ТСЖ "Молодогвардейская-20" уточнить исковые требования в порядке статьи 41 АПК РФ, с учетом привлеченного к участию в деле лица (Администрации): определить надлежащих ответчиков, заявив соответствующее ходатайство; указать требования к каждому из ответчиков (сумма долга за тепловую энергию, период ее взыскания; сумма пени за тепловую энергию и период взыскания; сумма долга за содержание и ремонт, период ее взыскания; сумма пени за содержание и ремонт, период взыскания).
Дело рассмотрением откладывалось.
Администрация в своем отзыве указала на отсутствие зарегистрированного права собственности на спорные помещения, считая себя ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании 13.09.2018 представитель ТСЖ "Молодогвардейская-20" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования: просил взыскать с Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО за счет казны Российской Федерации 562 225,20 руб., из них: долг за тепловую энергию - 287 832,98 руб., пени - 18 131 руб.; долг за содержание и текущий ремонт МКД - 241 471,36 руб., пени - 14 789,86 руб.
Требования к Администрации и Росимуществу не предъявил.
Уточнения приняты судом к рассмотрению.
В судебном заседании, назначенном на 26.09.2018, представитель МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
ТСЖ "Молодогвардейская-20", Росимущество, Администрация, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
В заседании суда в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв, информация о котором размещена на официальном сайте в сети Интернет.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Согласно материалам дела ТСЖ "Молодогвардейская-20" образовано и зарегистрировано в качестве юридического лица 12.11.2009, осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Молодогвардейская, 20.
В указанном доме находятся жилые помещения, площадью 585,3 кв.м, собственником которых является Российская Федерация (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.11.2017 N 27/002/200/2017-8545).
25.08.2010 между ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Молодогвардейская-20" (абонент, потребитель) заключен договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды для нужд населения N 34/04310/01808, согласно пункту 7.3 которого абонент (потребитель) обязался производить оплату выписанной ресурсоснабжающей организацией счет-фактуры в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным с указанием назначения платежа.
На основании указанного договора в многоквартирный дом по ул. Молодогвардейская-20 г. Комсомольска-на-Амуре в период с 01.10.2016 по 02.05.2017 и с 01.10.2017 по 30.11.2017 включительно производилась подача тепловой энергии.
Оплата тепловой энергии за период с 01.10.2016 по 30.04.2017 и с 01.10.2017 по 30.11.2017 не произведена. Задолженность составила 287 832,98 руб.
В связи с наличием долга истцом начислены пени в сумме 18 131 руб.
Кроме того, за период с 01.07.2016 по 30.11.2017 ТСЖ оказало услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома; задолженность по внесению платы на содержание общего имущества и отчисления на капитальный ремонт МКД за данный период составила 241 471,36 руб.
Ввиду просрочки уплаты долга истцом начислены пени в сумме 14 789,86 руб.
Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства, позиции участвующих лиц, апелляционный суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.
На основании пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Судебными актами по делу N А73-5403/2017 установлено, что спорное помещение N 1003, кадастровый номер 27:22:0030506:1801, расположенное на 5 этаже дома N 20 по ул. Молодогвардейской г. Комсомольска-на-Амуре, относится к жилому.
Доказательства передачи помещений по договору найма в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, учитывая указанные выше правовые нормы, обязанность по уплате задолженности по незаселенным жилым помещениям должна быть возложена на собственника помещения.
В ходе рассмотрения спора апелляционным судом по правилам первой инстанции истец, уточнив требования в порядке статьи 49 АПК РФ, просил взыскать всю сумму долга и пеней с Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, считая данного ответчика надлежащим.
Уточненные исковые требования предъявлены к Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО. К взысканию заявлен долг за тепловую энергию за период с 01.10.2016 по 30.04.2017, и с 01.10.2017 по 30.11.2017, а также долг за содержание и ремонт общего имущества МКД за период с 01.07.2016 по 30.11.2017.
Между тем, Распоряжением ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае от 31.01.2017 N 15 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "город Комсомольск-на-Амуре" утвержден перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", в том числе помещение 1003 (на поэтажном плане - 5(1-15, 22-27), кадастровый номер 27:22:0030506:1008, площадью 585,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Молодогвардейская, д. 20.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.01.2018 по делу N А73-5403/2017 в иске Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным распоряжения Росимущества от 31.01.2017 N 15 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 N 06АП-1004/2018 указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.06.2018 судебные акты оставлены без изменения.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным Федеральным законом, возникает с даты, определяемой указанными в части 11 этого закона решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, нормы ГК РФ и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на недвижимое имущество, применяются в части, не противоречащей положениям статьи 154 (абзац 33 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Таким образом, в силу прямого указания закона в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом, решение о передаче имущества является основанием возникновения права, а момент возникновения права собственности определяется этим решением.
Учитывая, что пункт 7 Распоряжения от 31.01.2017 N 15 ТУ Росимущества в Хабаровском крае содержит указание на возникновение права собственности муниципального образования с момента утверждения акта приема-передачи, то есть с 28.02.2017, с указанной даты право федеральной собственности на помещение прекратилось и, соответственно, возникло у муниципального образования, независимо от факта государственной регистрации такого права.
Поскольку в спорный период (период взыскания задолженности) помещение находилось изначально в собственности Российской Федерации, а с 28.02.2017 - в муниципальной собственности, апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица муниципальное образование "Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольск-на-Амуре, как собственника имущества, в отношении которого заявлено требование о взыскании задолженности.
Определением от 05.06.2018 апелляционный суд предложил ТСЖ "Молодогвардейская-20" уточнить исковые требования в порядке статьи 41 АПК РФ, с учетом привлеченного к участию в деле лица (Администрации): определить надлежащих ответчиков, заявив соответствующее ходатайство; указать требования к каждому из ответчиков (сумма долга за тепловую энергию, период ее взыскания; сумма пени за тепловую энергию и период взыскания; сумма долга за содержание и ремонт, период ее взыскания; сумма пени за содержание и ремонт, период взыскания).
Вместе с тем, уточненные требования истец сформулировал как взыскание всей спорной задолженности за весь период с Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, считая данного ответчика надлежащим.
В этой связи, с учетом определенного истцом ответчика, рассмотрению подлежит период образования долга по 27.02.2017, то есть период нахождения спорного помещения в собственности Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного между ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией договора от 25.08.2010 в период с 01.10.2016 по 02.05.2017 и с 01.10.2017 по 30.11.2017 ТСЖ оказало услуги по подаче тепловой энергии в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 3 протокола внеочередного общего собрания членов ТСЖ "Молодогвардейская-20" от 25.03.2011 оплата за отопление производится по нормативу потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, согласно постановлению главы Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 28.12.2005 N 99-па и по тарифам, утвержденным постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2015 N 39/5.
По расчету апелляционного суда задолженность ответчика по оплате коммунального ресурса за период с 01.10.2016 по 27.02.2017 составила 158 118,80 руб., соответствующий размер пени за период с 11.11.2016 по 27.02.2017 - 1 033,32 руб.
ТСЖ "Молодогвардейская-20", кроме того, в период с 01.07.2016 по 27.02.2017 оказаны услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 3 протокола N 1 очередного общего собрания членов ТСЖ "Молодогвардейская-20" от 26.04.2014 и пунктом 3 протокола N 1 очередного общего собрания членов ТСЖ от 25.02.2017 цена за содержание и текущий ремонт общего имущества установлена в размере 18,60 руб. за 1 кв.м; с марта 2017 года - 20 руб. за 1 кв.м.
Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 10.07.2015 N 185-пр "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Хабаровского края, на 2016 год" величина взноса на проведение капитального ремонта в ТСЖ "Молодогвардейская-20" с 01.01.2016 установлена в размере 4,80 руб., на 2017 год - 5,28 руб. (постановление Правительства Хабаровского края от 26.05.2016 N165-пр).
По расчету апелляционного суда долг по внесению платы на содержание общего имущества и капитальный ремонт за период с 01.07.2016 по 27.02.2017 составил 105 564,70 руб.; пени за несвоевременную уплату за период с 11.08.2016 по 27.02.2017 - 779,88 руб.
Доказательства оплаты задолженности в материалах дела отсутствуют.
Учитывая доказанность факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, предъявление требования о взыскании пеней является правомерным.
Оснований для применения к сумме пеней положений статей 333 и 401 ГК РФ апелляционным судом не установлено.
Таким образом, с учетом указанных выше правовых норм, с Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО в пользу ТСЖ "Молодогвардейская-20" подлежит взысканию долг - 263 683,50 руб., пени - 1 813,20 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску пропорционально удовлетворенным требованиям, - 6 795 руб.
В удовлетворении остальной части иска надлежит отказать.
Доводы МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО об отсутствии договорных отношений с ТСЖ, отсутствии доказательств направления платежных документов (счетов) не могут быть приняты во внимание, учитывая обязанность собственника помещения в силу закона до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке нести расходы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по оплате коммунальных услуг.
Довод ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих факт исполнения ТСЖ обязанности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежит отклонению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10, от 17.04.2012 N 15222/11, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в заявленный период общее имущество содержалось с нарушением положений пунктов 10, 11 Правил N 491, устанавливающих требования к содержанию общего имущества, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в соответствии со стандартом раскрытия управляющими организациями информации, утв. Постановлением Правительства РФ N 731 от 23.09.2010, на официальном сайте управляющей организации в сети Интернет с 2012 года публикуется информация об оказанных управляющей организацией работах и услугах по каждому многоквартирному дому.
Довод МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО о необоснованном отнесении на ответчика расходов по оплате государственной пошлины подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В этой связи, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Факт уплаты истцом государственной пошлины в сумме 14 245 руб. подтвержден платежным поручением N 82 от 03.12.2017.
По указанным основаниям, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 6 795 руб.
Поскольку судом принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, судебный акт подлежит отмене, а исковые требования - частичному удовлетворению, исходя из приведенных выше мотивов.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.04.2018 по делу N А73-19368/2017 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества собственников "Молодогвардейская-20" долг - 263 683,50 руб., пени - 1 813,20 руб., расходы по оплате государственной пошлины на иску - 6 795 руб.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19368/2017
Истец: ТСЖ "МОЛОДОГВАРДЕЙСКАЯ-20", ТСЖ "МОЛОДОГВАРДЕЙСКАЯ-20", представ. Жорник Александр Викторович
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: "Городской округ "город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольск-на-Амуре