г. Красноярск |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А74-5490/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" августа 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Здрав-ница"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "03" июля 2018 года по делу N А74-5490/2018, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия ИНН 1901065397, ОГРН 1041901024769 (далее - служба, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Здрав-ница" ИНН 1901118916, ОГРН 1141901001846 (далее - общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" июля 2018 года заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в привлечении общества к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ООО "Здрав-ница" приводит следующие доводы:
- допущенное обществом нарушение является незначительным в связи с отсутствием фактического отпуска лекарственных препаратов, непроставление в журнале учета операций (в силу отсутствия соответствующих граф) нулевых показателей ежедневного отпуска лекарственных препаратов не привело к их неверному учету;
- невозможность устранения неточностей при учете лекарственных препаратов в журнале, в том числе количества приобретенных лекарственных препаратов при передаче на уничтожение связано с затоплением помещения аптеки горячей водой в результате технической аварии на трубопроводе;
- административным органом не доказано, что обществом с марта 2017 года не осуществлялась деятельность по отпуску лекарственных препаратов по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, д. 28, помещение 60Н, ком.7; объяснительная генерального директора ООО "ФармЛидер Сибири" не может служить доказательством указанному обстоятельству.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Здрав-ница" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании выданной Минздравом Республики Хакасия лицензии N ЛО-19-02-000504 от 21.03.2017.
Согласно приложению N 1 к лицензии общество осуществляет фармацевтическую деятельность, включающую розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, по адресам: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Некрасова, д. 28, пом. 60Н, комната 7; 655150, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Инициативная, д. 97.
Министерство внутренних дел по Республике Хакасия направило в адрес руководителя административного органа письмо от 02.2018 N 1/16 в котором сообщило, что управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Хакасия располагает информацией о том, что ООО "Здрав-ница" (по адресу: г. Абакан, ул. Ивана Ярыгина, 41, офис 15н) осуществляет безрецептурный отпуск лекарственного препарата "Тропикамид" и лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина "Каффетин" наркозависимым лицам. Так, в 2017 году для реализации от различных поставщиков в ООО "Здрав-ница" поступило не менее 25 487 флаконов "Тропикамида" и 4460 упаковок "Каффетина".
С целью проверки указанных фактов 01.03.2018 руководителем административного органа издан приказ N 48-Пр/18 о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Здрав-ница" с целью контроля за обращением лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества. Срок проведения проверки установлен с 05.03.2018 по 03.04.2018.
Приказ от 01.03.3018 N 48-Пр/18 вручен представителю общества по доверенности, о чем имеется подпись на документе.
Запрос о предоставлении документов от 02.03.2018 N 225/18 в срок до 10.03.2018 направлен обществу по электронной почте.
Общество представило в административный орган имеющиеся у него документы.
По итогам проверки должностными лицами службы составлен акт от 03.04.2018 N 32, в котором зафиксированы выявленные нарушения. Копия акта проверки вручена представителю общества по доверенности 04.04.2018, что подтверждается подписью на акте.
Уполномоченному представителю общества 04.04.2018 вручено уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Помощником руководителя административного органа 06.04.2018 в присутствии представителя общества по доверенности от 09.01.2018 Стрельниковой О.А. составлен протокол об административном правонарушении N 08/18 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором отражены следующие нарушения:
- общество не ведёт должным образом учёт лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учёту, что является нарушением подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании);
- у специалиста, ответственного за учёт и хранение лекарственных средств - Шестиенко М.С. отсутствует высшее или среднее фармацевтическое образование, что является нарушением подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании.
С правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, представитель ООО "Здрав-ница" ознакомлен. Копия составленного в отношении общества протокола об административном правонарушении вручена его представителю в день составления (06.04.2018). В протоколе представитель указал, что пояснения представлены на отдельном листе.
На основании протокола от 06.04.2018 N 08/18 об административном правонарушении служба в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд, обратилась с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу частей 3 и 4 статьи 28.3 КоАП РФ, Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 06.06.2013 N 2294-ПР/13, приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 10.10.2005 N 2220-Пр/05 "Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", приказа Территориального органа Росздравнадзора по Республике Хакасия от 29.12.2015 N 31/к, должностного регламента, утвержденного руководителем Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия 31.01.2016, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом службы в пределах предоставленных ему полномочий.
Требования к организации и проведению внеплановой проверки, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) службой соблюдены.
Основанием для проведения проверки является мотивированное обращение МВД Республики Хакасия о фактах незаконного обращения кодеиносодержащих лекарственных средств, и, соответственно, об угрозе жизни и здоровью граждан, поэтому проведение службой внеплановой документарной проверки соответствует подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, права общества на участие его представителей при составлении протокола об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения судом первой инстанции дела об административном правонарушении, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечание к указанной выше статье определяет, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается соответствующим положением о лицензировании. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения должен соблюдать правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включённых в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту, в специальных журналах учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предметно-количественный учёт лекарственных средств для медицинского применения ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, и медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения, путём регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - специальные журналы).
Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль за соблюдением правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включённых в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту, в специальных журналах, а также за соблюдением правил ведения и хранения специальных журналов возлагается на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование производства лекарственных средств, фармацевтической деятельности и медицинской деятельности, и осуществляется в рамках лицензионного контроля.
Приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н утверждены Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включённых в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту, в специальных журналах учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Правила N378н).
Согласно разделам III и IV приказа Минздрава России от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту" лекарственный препарат "Тропикамид" и комбинированные лекарственные препараты, содержащие кроме малых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества, в том числе кодеин или его соли, относятся к лекарственным средствам для медицинского применения, подлежащим предметно-количественному учёту.
Из инструкции к таблеткам "Каффетин", находящейся в общем доступе в сети Интернет, указанный лекарственный препарат содержит кодеина фосфат 10 мг в расчёте на 1 таблетку.
Правила N 378н устанавливают требования по регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включённых в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в результате которых изменяется их количество и (или) состояние (пункт 1 Правил N 378н).
В соответствии с пунктами 3-5 Правил N 378н регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в специальных журналах учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.
Регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, ведётся по каждому торговому наименованию лекарственного средства (для каждой отдельной дозировки и лекарственной формы) на отдельном развернутом листе журнала учёта или в отдельном журнале учёта на бумажном носителе или в электронном виде.
Регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, осуществляется лицами, уполномоченными руководителем юридического лица на ведение и хранение журналов учёта, или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или на медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 378н записи в журналах учета производятся лицом, уполномоченным на ведение и хранение журнала учета, шариковой ручкой (чернилами) в конце рабочего дня на основании документов, подтверждающих совершение приходных и расходных операций с лекарственным средством.
Согласно пункту 7 Правил N 378н поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Как следует из протокола об административном правонарушении, нарушение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включённых в перечень лекарственных средств для медицинского применения заключаются в ведении журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, с нарушением требований Правил N 378н (в редакции, действовавшей до 20.01.2018), а именно: применяются ненадлежащие формы журналов учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств.
Материалами проверки (товарные накладные) подтвержден и обществом не отрицается факт приобретения в 2017 году лекарственных препаратов: "Тропикамид" капли глазные и "Каффетин" таблетки.
Согласно пояснениям общества предметно-количественный учет указанных препаратов ведется в представленных в ходе проверки журналах.
Журналы учета операций, копии которых представлены обществом в ходе проверки, не соответствуют установленной форме (согласно приложению N 2 Правил). Так, в журнале отсутствует графа 6 "виды расхода", в которой отражается количество отпущенных лекарственных препаратов по рецептам и по требованиям; отсутствует разделение графы 7 на отдельные графы, в которых ежедневно отражается отпуск лекарственных препаратов, а также графа "расход за месяц по каждому виду отдельно".
В соответствии с пунктом 7 Правил N 378н поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Пунктом 9 Правил N 378н предусмотрено, что на последнее число каждого месяца лицо, уполномоченное на ведение и хранение журналов учета, проводит сверку фактического наличия лекарственных средств с их остатком по журналу учета и вносит соответствующие записи в журнал учета.
Таким образом, использование ненадлежащей формы журнала учета операций влечет за собой невозможность соблюдения лицензиатом требований по надлежащему отражению в журнале операций по отпуску лекарственных препаратов.
Довод общества об использовании им надлежащей формы журнала учета, предусмотренной Правилами ведения и хранения журналов регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 644, обосновано отклонен судом первой инстанции, поскольку регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств "Тропикамид" и "Каффетин", осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, указанных в пункте 3 Правил N 378н, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Использование формы журнала, предусмотренной Правилами ведения и хранения журналов регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 644, в данном случае является не приемлемым.
Общество считает, что допущенное им нарушение является незначительным в связи с отсутствием фактического отпуска лекарственных препаратов, а непроставление в журнале учета операций (в силу отсутствия соответствующих граф) нулевых показателей ежедневного отпуска лекарственных препаратов не привело к их неверному учету.
Данные доводы не принимаются во внимание, так как противоречат фактическим обстоятельствам.
Так, протоколом об административном правонарушении зафиксировано выявленное службой при проведении проверки несоответствие в приходе и остатках лекарственных препаратов "Тропикамид" и "Каффетин при отсутствии фактов их розничной реализации.
Тропикамида 1% 10 мл фл./кап по товарным накладным поставлено от поставщиков 31 079 упаковок, на учете состоит 31 465 упаковок, разница составила 386 упаковок. В журнал внесены данные по товарным накладным N 106731-08 от 20.02.2017 в количестве 200 упаковок, по факту эта товарная накладная от 20.02.2018.
Тропикамида 1% 5млХ2 по товарным накладным поставлено 539 упаковок, по журналам предметно-количественного учета 759 упаковок (несоответствие 220 упаковок). Дважды внесены приходные документы от ООО "Пульс" N 30507 и N 88230 в количестве 100 и 120 упаковок, по документу N 807885 от ООО "Агроресурсы" 110 упаковок грузополучатель: г. Абакан, ул. Ярыгина, д.41-15Н, по данному адресу фармацевтическая деятельность обществом не осуществляется.
Тропикамида 0,5% 10 мл фл./кап по товарным накладным в аптечную организацию поставлено 1347 упаковок, в журналах предметно-количественного учета учтено 1422 упаковки (несоответствие 75 упаковок).
В представленном журнале учета операций по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, д.28, помещение 60Н, комната N 7 на странице 2 строка N 4 от 31.01.2017 поставщик ООО "Пульс-Красноярск" N 33507 зафиксировано количество 100 флаконов Тропикамида 1% капли глазные 10 мл и на странице 6 строка N1 поставщик ООО "Пульс-Красноярск" N30507 количество 100 флаконов Тропикамида 1% 5млХ2 глазные капли.
По одному и тому же приходному документу в журнале предметно-количественного учета дважды внесено одно и то же количество лекарственного препарата "Тропикамид" разных форм выпуска.
На странице 2 строка 19 от 20.03.2017 указано поставщик ООО "Пульс-Красноярск" N 88230 120 упаковок Тропикамида 1% капли глазные 10 мл и на странице 6 строка 2 поставщик ООО "Пульс-Красноярск" N 88230 указано количество 120 упаковок Тропикамида 1% 5млN2.
По фактическим данным в соответствии с приходными документами от поставщика ООО "Пульс-Красноярск" по товарным накладным N 33507 от 31.07.2017 и N 88230 от 20.03.2017 поставлен лекарственный препарат Тропикамид 1% 5 мл N 2 в количестве соответственно 100 упаковок и 120 упаковок.
В журнале учета операций по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, д.28, помещение 60Н, комната N 7, на странице 6 строка 4 от 19.05.2017 указаны поставщик ООО "Агроресурсы" N 807885, Тропикамид 1% 5 мл N2 в количестве 110 упаковок, фактически в товарной накладной грузополучатель: г. Абакан, ул. Ярыгина Д.41-15Н - по данному адресу фармацевтическая деятельность не осуществляется.
В журнал учета операций по адресу: г. Абакан ул. Некрасова, дом 28, помещение N 60Н, комната N 7, внесены данные по товарной накладной N 106731-08 от 20.02.2017 в количестве 200 упаковок, по факту эта товарная накладная от 20.02.2018 и грузополучатель: г. Черногорск, ул. Инициативная, д.97, а также данные по товарной накладной КРН 00022058 от 22.01.2017 в количестве 25 упаковок, по факту документ от 22.01.2018 и грузополучатель: г. Черногорск, ул. Инициативная, д.97.
В течение 2017 года поставка лекарственных препаратов для медицинского применения подлежащих предметно-количественному учету поставщиками осуществлялась по адресу: г. Абакан ул. Некрасова, дом 28, помещение N 60Н, комната N7.
В ходе проверки установлено, что деятельность по данному адресу фактически не осуществлялась с марта 2017 года.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о том, что административным органом не доказано прекращение с марта 2017 года деятельности общества по отпуску лекарственных препаратов по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, д. 28, помещение 60Н, ком.7, а также о том, что объяснительная генерального директора ООО "ФармЛидер Сибири" не может служить доказательством указанному обстоятельству.
Согласно объяснительной генерального директора ООО "ФармЛидер Сибири" (т.2, л.д. 92), ООО "Здрав-ница" прекратила свою деятельность по адресу: г. Абакан ул. Некрасова, дом 28, помещение N 60Н, комната N 7 с марта 2017 года, в помещении, ранее занимаемом аптечной организацией ООО "Здрав-ница", находится ателье, на здании имеется вывеска "Ателье".
Данное обстоятельство также подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 15.03.2018, протоколом допроса свидетеля Разновой Людмилы Антоновны (т.2, л.д.102-105), которая является владельцем ателье по указанному адресу.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают факт внесения обществом в журналы учета операций недостоверных записей о поставках лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, что является нарушением правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включённых в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту, в специальных журналах учёта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Доводы общества о том, что недостоверное внесение сведений в журналы учёта операций, повторное внесение сведений - является технической ошибкой, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку доказательства технических ошибок и их исправления не представлены, указанные нарушения обществом допускались систематически, не были учтены при уничтожении лекарственных препаратов (в актах об уничтожении лекарственных средств от 10.02.2018 и от 21.02.2018 указано то же количество лекарственных средств, что и в журнале учета либо большее количество).
Приведенный обществом в судебном заседании 02.07.2018 довод о том, что несоответствие данных о количестве уничтоженных лекарственных препаратов с данными первичных документов (товарных накладных) объясняется тем обстоятельством, что на уничтожение были переданы, в том числе, лекарственные препараты, приобретенные обществом в начале 2018 года, опровергается пояснениями представителей административного органа и документами общества (товарными накладными N 106731 от 20.02.2018, N 130611-08 от 02.03.2018 и N 150265-08 от 13.03.2018), согласно которым в 2018 году до даты составления актов об уничтожении лекарственных препаратов обществом было приобретено 200 упаковок лекарственного препарата "Тропикамид" 1% 10 мл, в то время как расхождение в количестве учтённого по журналу лекарственного препарата в 2017 году и указанного в актах уничтожения лекарственных препаратов составило 854 упаковки, а лекарственные препараты "Тропикамид" 0,5% 10 мл, "Тропикамид 1%5млх2 в 2018 году вообще не приобретались при том, что расхождение между данными актов уничтожения и фактическим количеством приобретенных лекарственных препаратов составляли, соответственно, 75 упаковок и 220 упаковок.
Таким образом, протоколом об административном правонарушении N 08/18 от 06.04.2018, актом проверки N 32 от 03.04.2018, лицензией N ЛО-19-02-000504 от 21.03.2017, иными представленными в материалы дела документами подтверждается факт осуществления обществом фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившемся в нарушении подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Административный орган доказал отсутствие объективных препятствий для ведения обществом учета лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету в соответствии с требованиями законодательства, а обществом не представлены доказательства принятия необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
При таких обстоятельствах вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является установленной.
Таким образом, административный орган доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Повторность вменяемого обществу нарушения подтверждается решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.06.2017 по делу N А74-3258/2017, которым ООО "Здрав-ница" уже было привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения.
Вышеприведенное обстоятельство в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обоснованно учтено судом первой инстанции при назначении административного наказания в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность общества.
Размер административного штрафа определен судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела, избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Рассмотрение апелляционной жалобы на заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" июля 2018 года по делу N А74-5490/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.