Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф02-5648/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А19-15142/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Даровских К.Н., Гречаниченко А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пахомовой Ж.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2018 года по делу N А19-15142/2017 по заявлению публичного акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052, место нахождения: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 75) к Муниципальному унитарному предприятию Ангарского городского округа "Благоустройство" (ОГРН 1083801006816, ИНН 3801098353, место нахождения: Иркутская область, г. Ангарск, 4-й Новый микрорайон, корпус 110/2) в лице председателя ликвидационной комиссии Понятовского Максима Маратовича о признании незаконными действий,
третьи лица: Администрация Ангарского городского округа (ОГРН 1153850021797, ИНН 3801131762, место нахождения: Иркутская область, г. Ангарск, 63-й квартал, дом 2), Понятовский Максим Маратович (г. Ангарск), конкурсный управляющий МУП АГО "Благоустройство" Долгополов Сергей Анатольевич
установил:
публичное акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (далее - ПАО "СКБ-банк", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным заявлением: о признании незаконными действий Муниципального унитарного предприятия Ангарского городского округа "Благоустройство" (далее - МУП "Благоустройство", ответчик) в лице ликвидационной комиссии по не составлению промежуточного ликвидационного баланса в разумные сроки, предусмотренные гражданским законодательством; об обязании МУП "Благоустройство" в лице ликвидационной комиссии включить в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс требования ПАО "СКБ-банк" в четвертую очередь в размере 2 945 407 руб. 72 коп.; об обязании МУП "Благоустройство" в лице ликвидационной комиссии направить кредитору ПАО "СКБ-БАНК" по адресу: 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д.75, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс по результатам проведения процедуры ликвидации не позднее 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу; о взыскании с МУП "Благоустройство" в пользу ПАО "СКБ-БАНК" сумму оплаченной государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда, имеющимся в материалах дела доказательствам, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что суд не дал правовой оценки незаконным действиям МУП "Благоустройство" в лице ликвидационной комиссии в виде не составления промежуточного ликвидационного баланса и неисполнения законных требований ПАО "СКБ-БАНК" о предоставлении информации о наличии или отсутствии имущества, о включении требований в промежуточный ликвидационный баланс в целях исполнения судебного акта при обращении ПАО "СКБ-БАНК" с исполнительным листом о взыскании денежных средств с казны Муниципального образования город Ангарск в порядке субсидиарной ответственности.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы не представили.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в силу решением Ангарского городского суда Иркутской области от 08.05.2013 по гражданскому делу N 2-975/2013 удовлетворены требования ПАО "СКБ-банк", с МУП "Благоустройство" и Усачева Сергея Викторовича солидарно взыскано 2 899 914,65 руб. основного долга по кредитному обязательству, 25 955,53 руб. процентов за пользование кредитом и 19 397,38 руб. пени, а при недостаточности имущества у МУП "Благоустройство" взыскать задолженность в размере 2 945 407,72 руб. с казны Муниципального образования город Ангарск как с субсидиарного ответчика.
На основании исполнительного листа ВС N 053160719, выданного судом в отношении МУП "Благоустройство", исполнительного листа серия ВС N 053160720, выданного судом в отношении должника Усачева Сергея Викторовича, судебным приставом-исполнителем Ангарского РОСП N 1 возбуждены исполнительные производства N 35540/14/48/38 и N 35541/14/48/38.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ангарского РОСП N 1 УФССП России по Иркутской области от 21.10.2014 исполнительное производство в отношении Усачева СВ. было окончено по п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ангарского РОСП N 1 УФССП России по Иркутской области от 13.05.2015 исполнительное производство в отношении МУП "Благоустройство" было окончено по п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получение сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Постановлением Администрации Ангарского городского округа Иркутской области от 30.05.2016 г. N 1250-па, являющегося учредителем МУП "Благоустройство", принято решение ликвидировать МУП "Благоустройство", назначена ликвидационная комиссия, председателем ликвидационной комиссии назначен Понятовский М.М. Принято решение провести инвентаризацию имущества и обязательств, составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, произвести расчеты с кредиторами в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом.
Согласно сообщению N 27(590) от 13.07.2016, опубликованному в Вестнике государственной регистрации о том, что МУП "Благоустройство" с 13.07.2016 находится в стадии ликвидации, а требование кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.
15.07.2016 Банк обратился к руководителю ликвидационной комиссии МУП "Благоустройство" о включении требований ПАО "СКБ-БАНК" в промежуточный ликвидационный баланс.
08.11.2016 Банк направил в адрес ликвидатора письмо, в соответствии с которым просил предоставить информацию, включены ли требования ПАО "СКБ-БАНК" в промежуточный ликвидационный баланс, установлены ли ликвидационной комиссией недостаточность имущества у предприятия, для удовлетворения всех требований кредиторов в целях инициирования процедуры банкротства и сроки обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением должника, так же Банк просил направить в свой адрес промежуточный ликвидационный Баланс или его проект, сообщить сроки его утверждения.
23.11.2016 от ликвидатора поступил ответ, в котором он указал, что ликвидационная комиссия рассмотрела заявление о включении требований ПАО "СКБ-БАНК" в промежуточный ликвидационный баланс и включила их в перечень требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда. Промежуточный и ликвидационный баланс будет сформирован и утверждён в ближайшее время.
28.12.2016 ПАО "СКБ-БАНК" повторно обратился с заявлением о предоставлении информации об утверждении на текущую дату промежуточного ликвидационного баланса, установлена ли недостаточность имущества у предприятия для удовлетворения всех требований.
Ответа на заявление Банка от 28.12.2016 не последовало, в связи с чем ПАО "СКБ-БАНК" 23.03.2017 обратился с письмом о предоставлении утвержденного собственником предприятия промежуточного ликвидационного баланса с документами, подтверждающими его направление в налоговый орган по месту регистрации предприятия и информации о документах, подтверждающих установление недостаточности имущества для удовлетворения всех требований кредиторов в срок до 10.04.2017.
Банком были направлены заявления N 7.6.1/15380 от 30.11.2016, N 7.6.1/7065 от 13.04.2017, N 7.6.1/26280 от 15.11.2017 с исполнительными листами (выданными во исполнение решения суда по гражданскому делу N 2-975/2013) в адрес Комитета по экономике и финансам Администрации Ангарского городского округа об исполнении исполнительного документа.
Письмами N 2801 от 19.12.2016, N 770 от 20.04.2017, N 2209 от 24.11.2017 за подписью председателя Комитета по экономике и финансам Администрации Ангарского городского округа Иркутской области было отказано в исполнении исполнительных документов в связи с отсутствием обстоятельств наступления субсидиарной ответственности, поскольку факт недостаточности имущества у основного должника не подтвержден, исполнительные листы были возвращены Банку без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "СКБ-БАНК" в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции установив, что полномочия ликвидационной комиссии МУП "Благоустройство" прекращены, поскольку решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.12.2017 по делу N А19- 9083/2017 МУП "Благоустройство" признано несостоятельным (банкротом) и введена процедура конкурсного производства, а требование Банка в сумме 2 956 871 руб. 24 коп. определением от 18.05.2018 включено в третью очередь реестра требований кредиторов, отказал ПАО "СКБ-БАНК", в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По правилам части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права, а их восстановление является целью судебной защиты.
Следовательно, при обращении в суд заявитель прежде всего должен доказать наличие у него права (интереса) и нарушение этого права (законного интереса), а учитывая, что предъявление иска имеет целью восстановление нарушенного права, лицо, обратившееся за защитой права или интереса, также должно доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
При этом право определения предмета и основания иска принадлежит только истцу.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Лицо, обращающееся с требованием о признании незаконными конкретных действий ликвидационной комиссии, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
В данном случае истец в качестве способа защиты нарушенного права просит суд присудить исполнение обязанности в натуре, то есть обязать ликвидационную комиссию включить требования ПАО "СКБ-БАНК" в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс МУП "Благоустройство", а также обязать ликвидационную комиссию направить указанные балансы кредитору ПАО "СКБ-БАНК".
Выбранный истцом в настоящем деле способ защиты нарушенного права в виде понуждения ликвидационной комиссии выполнить указанные выше действия, не может быть осуществлен и привести к защите прав ПАО "СКБ-БАНК".
Порядок ликвидации юридического лица регламентируется статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам названного Кодекса, прекращается, а ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В силу пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве, с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, именно он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.
Таким образом, с момента признания должника банкротом, полномочия ликвидационной комиссии МУП "Благоустройство" были прекращены в силу закона, и в этой связи суд не имел возможности возложить какие-либо обязанности на несуществующую ликвидационную комиссию.
Кроме того, нормами Закона о банкротстве не предусмотрена подготовка промежуточного ликвидационного баланса, а требования кредиторов учитываются не в промежуточном ликвидационном балансе, а в реестре требований кредиторов, формируемом в порядке, предусмотренном статьями 71, 100 Закона о банкротстве. При этом в ходе рассмотрения иска в настоящем деле, требования ПАО "СКБ-БАНК" уже были включены в реестр в деле о банкротстве МУП "Благоустройство", а соответственно защита законных прав и интересов ПАО "СКБ-БАНК" в качестве кредитора лица, признанного банкротом, должна осуществляется в особом порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Таким образом, истцом в данном случае был избран ненадлежащий способ защиты права, связи с чем его требования не могли быть удовлетворены судом.
Более того, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы ни положения статей 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положения Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", также как и положения иных нормативных актов, не устанавливают обязанность ликвидационной комиссии направлять кредиторам промежуточный ликвидационный баланс и сведения об имуществе предприятия, находящегося в процедуре ликвидации.
То есть в настоящем деле истец также не доказал и наличия ненадлежащих действий со стороны ответчика, то есть самого факта нарушения прав истца, а соответственно не доказал и права на иск.
Приведенные заявителем апелляционной жалобы доводы не свидетельствуют о наличии других значимых для рассмотрения дела обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции, а лишь выражают несогласие принятым судебным актом.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31.05.2018 по делу N А19-15142/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.