город Ростов-на-Дону |
|
21 августа 2018 г. |
дело N А32-28186/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от Администрации Крымского городского поселения Крмыского района: представитель Шулыма Т.А. по доверенности 04.01.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Крымский Зерновой Комплекс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.05.2018 по делу N А32-28186/2017, принятое судьей Семушиным А.В.,
по заявлению акционерного общества "Крымский Зерновой Комплекс"
к Администрации Крымского городского поселения Крмыского района
о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Крымский Зерновой Комплекс" (далее - заявитель, АО "Крымский Зерновой Комплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации Крымского городского поселения Крмыского района (далее - администрация), выраженного в письме от 29.05.2017 N 16-17/19з об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:45:010215:1, площадью 58 700 кв. м, назначение объекта земли населенных пунктов - для хранения сельхозпродукции, расположенном по адресу: г. Крымск, ул. Привокзальная, 69; об обязании Администрации Крымского городского поселения Крмыского района в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить АО "Крымский Зерновой Комплекс" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:45:010215:1, площадью 58 700 кв. м, назначение объекта земли населенных пунктов - для хранения сельхозпродукции, расположенном по адресу: г. Крымск, ул. Привокзальная, 69.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что решение принятое администрацией не нарушает права заявителя и соответствует закону, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "Крымский Зерновой Комплекс" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Крымского городского поселения Крымского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя акционерного общества "Крымский Зерновой Комплекс".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Крымский Зерновой комплекс" (далее - ООО "КЗК") по договору купли-продажи движимого и недвижимого имущества и уступки прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 11.03.2013 приобрело в собственность у ООО "Русская Зерновая Компания" следующие объекты недвижимости:
1. Административное здание, назначение: нежилое, площадь: общая 249,8 кв. м, инвентарный номер: 19988, литер А, этажность: 1, подземная этажность: 0, инв. N 00000002, кадастровый номер 23:45:0101215:0:1.
2. Здание весовой, литер Г28, назначение: нежилое, площадь: общая 11,1 кв. м, инв. N 00000004, кадастровый номер 23:45:0101215:0:17.
3. Здание весовой, литер Г, назначение: нежилое, площадь: общая 35,7 кв. м инв. N 00000003, кадастровый номер 23:45:0101215:0:12
4. Здание механической мастерской, литер Г24, назначение: нежилое, площадь: общая 309 кв. м, инв. N 00000019, кадастровый номер 23:45:0101215:0:14
5. Здание насосной, литер Г26, назначение: нежилое, площадь: общая 13,5 кв. м инв. N 00000017, кадастровый номер 23:45:0101215:0:10.
6. Здание перекидной башни, литер Г14, назначение: нежилое, площадь: общая 60,9 кв. м, инв. N 00000022, кадастровый номер 23:45:0101215:0:3.
7. Здание проходной, литер Г7, назначение: нежилое, площадь: общая 11,1 кв. м, инв. N 00000016, кадастровый номер 23:45:0101215:0:13.
8. Здание рабочей башни очистки, литер Г16, назначение: нежилое, площадь: общая 60,9 кв. м инв. N 00000021, кадастровый номер 23:45:0101215:0:21.
9. Здание склада N 13, литер Г19, назначение: нежилое, площадь: общая 1 253,6 кв. м, инв. N 00000014, кадастровый номер 23:45:0101215:0:8.
10. Здание складов N 6, N 7, литер Г21, назначение: нежилое, площадь: общая 2 276,2 кв. м, инв. N 00000013, кадастровый номер 23:45:0101215:0:4.
11. Здание складов N 1, N 2, литер Г1О, назначение: нежилое, площадь общая 2 228,7 кв. м, инв. N 00000009, кадастровый номер 23:45:0101215:0:16.
12. Здание складов N 10, литер Г8, назначение: нежилое, площадь: общая 2 472,1 кв. м, инв. N 00000006, кадастровый номер 23:45:0101215:0:18.
13. Здание склада N 12, литер Г20, назначение: нежилое, площадь: общая 1 924 кв. м, инв. N 00000010, кадастровый номер 23:45:0101215:0:6.
14. Здание складов N 3, N 4, литер Г12, Г22, назначение: нежилое, площадь: общая 1 250,2 кв. м, инв. N 00000011, кадастровый номер 23:45:0101215:0:20.
15. Здание склада N 5, литер Г23, назначение: нежилое, площадь: общая 1 282 кв. м, инв. N 00000012, кадастровый номер 23:45:0101215:0:7.
16. Здание складов N 8, N 9, назначение: нежилое, площадь: общая 2 530,5 кв. м, инв. N 19988, литер: Г9, г1, этажность: 1, подземная этажность: 0, инв. N 00000008; кадастровый номер 23:45:0101215:0:22.
17. Здание столовой, литер Б, назначение: нежилое, площадь: общая 57,5 кв. м, инв. N 00000007, кадастровый номер 23:4.5.:0101215:0:11.
18. Здание сушильно-очистительной башни с подвалом, литер Г13, Г13, назначение: нежилое, площадь: общая 763,6 кв. м, инв. N 00000083, кадастровый номер 23:45:0101215:0:15.
19. Здание трансформаторной подстанции, литер Г11, назначение: нежилое, площадь: общая 62,3 кв. м, инв. N 00000018, кадастровый номер 23:45:0101215:0:2.
20. Здание визировочной с подвалом, литер Г5, Г5, назначение: нежилое, площадь: общая 24,3 кв. м, инв. N 00000005, кадастровый номер 23:45:0101215:0:19.
21. Железнодорожный путь N 35, общая протяженность: 302 м, инвентарный номер: 19988, литер: 12, инв. N 00000050; кадастровый номер 23:45:0101215:0:25.
22. Железнодорожный путь N 37, площадь: общая протяженность: 190 м, инвентарный номер: 19988, литер 13, инв. N 00000050, кадастровый номер 23:45:0101215:0:24.
23. Съезд 2/3, площадь: общая протяженность: 78 м, инвентарный номер: 19988, литер: 14, инв. N 00000050, кадастровый номер 23:45:0101215:0:23.
24. ДСП-32-0Г2 здание сушилки, литер Г18, назначение: нежилое, площадь: общая -120,2 кв. м, инв. N 00000020, кадастровый номер 23:45:0101215:0:9.
25. Здание склада N 14, литер Г15, назначение: нежилое, площадь: общая 1 243,5 кв. м, инв. N 00000015, кадастровый номер 23:45:0101215:0:5 (далее - Объекты недвижимости).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:45:010215:1, площадью 58 700 кв. м, назначение объекта земли населенных пунктов - для хранения сельхозпродукции, расположенном по адресу: г. Крымск, ул. Привокзальная, 69.
ООО "Русская Зерновая Компания" передало ООО "КЗК" объекты недвижимости по акту приема-передачи недвижимого имущества от 19.04.2013.
03.06.2016 ООО "КЗК" преобразовано в АО "Крымский Зерновой Комплекс" (далее - общество).
В настоящее время собственником объектов недвижимости является АО "Крымский зерновой комплекс", что подтверждается выписками из ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером 23:45:010215:1, передан от ООО "Русская Зерновая Компания" к ООО "КЗК" по акту приема-передачи земельных участков от 19.04.2013 и принадлежит обществу на праве аренды согласно договору аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 07.02.2005 N 4500002630. Срок действия договора аренды до 03.02.2054.
17.04.2017 общество обратилось в Администрацию Крымского городского поселения Крымского района (далее - администрация) с заявлением от 17.04.2017 N 82 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:45:010215:1.
К заявлению были приложены правоустанавливающие документы общества, договор аренды от 07.02.2005 N 4500002630, выписки из ЕГРН на объекты недвижимости и земельный участок с кадастровым номером 23:45:010215:1, договор купли-продажи от 11.03.2013.
Письмом от 29.05.2017 N 16-17/19з администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям полученным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Крымский район, земельный участок расположен в территориальной зоне "П-4. Зона предприятий, производств и объектов 4 класса опасности СЗЗ-100 м", в которой хранение сельхозпродукции как разрешенного вида использования не предусмотрено.
В связи с этим, необходимо привести вид разрешенного использования земельного участка (для хранения сельскохозяйственной продукции) в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Заявитель считает отказ администрации Крымского городского поселения Крымского района незаконным, лишающим общество права на приобретение земельного участка в порядке ст. 39.20, пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 39.1. Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В пункте 2 статьи 39.3. Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:25:0101215:1 используется АО "Крымский Зерновой Комплекс" на основании договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения, заключенного с Администрацией муниципального образования Крымский район 07.02.2005 N 4500002630, для хранения сельскохозяйственной продукции.
Довод АО "Крымский зерновой Комплекс" о том, то, что земельный участок с кадастровым номером 23:25:0101215:1 используется на основании договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения, заключенного с Администрацией муниципального образования Крымский район 07.02.2005 N 4500002630, для хранения сельскохозяйственной продукции не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанный земельный участок расположен в территориальной зоне - "П - 4. Зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м", в которой хранение сельхозпродукции как разрешенного вида использования не предусмотрено.
Письмом Администрации Крымского городского поселения Крымского района от 29.05.2017 АО "Крымский Зерновой Комплекс" рекомендовано привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:1 "для хранения сельскохозяйственной продукции" в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края, средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:1 установлена в размере 57 850 611 руб.
АО "Крымский Зерновой Комплекс" кадастровую стоимость не оспаривал.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2460 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:1 в размере 570 564 руб.
Из анализа средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в размере кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края видно, что при определении стоимости спорного земельного участка в 2011 году использовано значение, соответствующее земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, при определении стоимости этого участка в 2016 года - значение соответствующее земельным участкам, предназначенным для сельскохозяйственного использования.
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Кодекса.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101215:1 относится к категории "земли населенных пунктов".
В силу ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в числе которых и зона сельскохозяйственного использования (ст. 85 ЗК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно части 6 статьи 30 ГК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Согласно Правилам землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 10.11.2011 N 144 (в редакции решения Совета Крымского городского поселения Крымского района от 24.11.2016 N 144), земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101215:1 расположен в территориальной зоне - "П-4. Зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности СЗЗ-100 м", в которой основными видами разрешенного использования являются "[6.2.1] -Автомобилестроительная промышленность", "[6.3] - Легкая промышленность", "[6.3.1] - Фармацевтическая промышленность", "[6.4] -Пищевая промышленность", "[6.6] - Строительная промышленность", "[6.9] -Склады", "[4.9] - Обслуживание автотранспорта", "[3.1] - Коммунальное обслуживание", "[8.3] - Обеспечение внутреннего правопорядка", "[12.0] -Земельные участки (территории) общего пользования".
Вид разрешенного использования "для хранения сельскохозяйственной продукции" градостроительный регламент зоны П-4 не содержит.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 производственная деятельность включает в себя размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.1-6.9. В частности, вид разрешенного использования с кодом 6.9 "Склады" включает в себя размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 31.07.2015 N ОГ-Д23-10238 принятие Классификатора было обусловлено положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и направлено на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации, упрощение землепользования.
Согласно пунктам 12, 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Судом первой инстанции определением от 23.01.2017 по делу назначалась судебная экспертиза, на разрешение эксперта ставились следующие вопросы:
1. Определить площадь земельного участка необходимого для обслуживания и эксплуатации зданий, строений, сооружений, принадлежащих ООО "Крымский зерновой комплекс", и расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101215:1? В случае если площадь земельного участка будет меньше площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101215:1, представить наглядную схему земельного участка необходимого для эксплуатации объектов с указанием на поворотные точки. Определить процент застройки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101215:1?
2. Являются ли здания, строения расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0101215:1 единым комплексом неразрывно связанными технологическим процессом и каково их целевое назначение? В случае если строения не являются связанными в технологическом процессе, указать является ли земельный участок делимым?
На основании проведенных исследований эксперт пришел к следующим выводам:
По первому вопросу: процент застройки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101215:1, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Крымск, ул. Привокзальная, 69, составляет - 33%.
Строения и сооружения, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Крымск, ул. Привокзальная, 69, равномерно распределены по территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101215:1, выдел отдельного земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания объектов принадлежащих АО "Крымский Зерновой Комплекс" технически не возможен, так как формирование земельного участка площадью 39 255,40 кв. м, приведет к нарушению технологических процессов производства.
Нормативная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений и сооружений, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101215:1, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Крымск, ул. Привокзальная, 69, составляет 39 255,40 кв. м.
По второму вопросу: в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0101215:1, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Крымск, ул. Привокзальная, 69, расположены объекты, которые используются, для хранения сельскохозяйственной продукции, неразрывно связанными технологическим процессом.
Заявитель правила землепользования и застройки не оспаривал.
Судом первой инстанции установлено, что основным видом деятельности заявителя является только хранение и складирование зерна, дополнительными видами - торговля зерном и перевозка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания заявителя сельскохозяйственной организацией задействованной в производстве продукции, которую хранит на спорном земельном участке.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Из пункта 4 статьи 85 ЗК РФ следует, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Федеральным законодателем в пункте 14 статьи 39.16 ЗК РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 29.05.2015 N 305-КГ15-5980.
Довод общества о том, что изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11 сформулированы следующие правовые позиции. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований. Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра (в настоящее время - ГКН), а не устанавливается этим документом.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 указано, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Следовательно, соответствующий основной или вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, предусмотренный в определенной территориальной зоне, подлежит выбору правообладателем земельного участка посредством осуществления его государственного кадастрового учета и документирования в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований. Аналогичный правовой подход сформирован в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11, 12919/11, от 20.11.2012 N 7943/12.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение принятое администрацией не нарушает права заявителя и соответствует закону, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 по делу N А32-28186/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28186/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2018 г. N Ф08-10076/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Крымский Зерновой Комплекс", ООО "Крымский зерновой комплекс"
Ответчик: Администрация Крымского городского поселения Крмыского района, Администрация Крымского городского поселения Крымского района
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10076/18
21.08.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11354/18
31.05.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28186/17
04.12.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28186/17