Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2018 г. N Ф07-14748/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А13-12871/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
при участии от общества директора Ступникова А.Н., адвоката Тараканова М.А. на основании удостоверения, от управления Роскомнадзора Мурахиной А.В. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2018 года по делу N А13-12871/2017 (судья Киров С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комлайн" (ОГРН 1043500600660, ИНН 3521004360; место нахождения: 162251, Вологодская область, Харовский район, город Харовск, ул. Красное знамя, дом 34; далее - общество, ООО "Комлайн") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (ОГРН 1043500062517, ИНН 3525140148; место нахождения: 160012, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 107; далее - Управление, управление Роскомнадзора) о признании недействительными предписания от 17.07.2017 N П-35/3/94-нд/145351/1/140 и предупреждения от 17.07.2017 N П-35/3/94-нд/145351/7330.
К участию в деле в деле качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы безопасности по Вологодской области (далее - ФСБ).
Решением суда от 19 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Управление Роскомнадзора и ФСБ в отзывах просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФСБ надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и Управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением информации от ФСБ Управлением на основании приказа от 19.06.2017 N 94-нд в период с 03.07.2017 по 17.07.2017 проведена внеплановая документарная проверка общества.
В ходе проверки Управлением установлено, что ООО "Комлайн" оказывает услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа на основании лицензии N 145351 на территории г. Вологды, г. Череповца, г. Харовска без обеспечения реализации установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятиях в целях реализации возложенных на них задач. ООО "Комлайн" по запросу Управления не представлен акт ввода технических средств, обеспечивающих проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - СОРМ).
Результаты проверки нашли отражение в акте проверки от 17.07.2017 N А-35/3/94-нд/119 и послужили основанием для выдачи управлением обществу предписания от 17.07.2017 N П-35/3/94-нд/145351/1/40, которым на ООО "Комлайн" возложена обязанность устранить нарушение статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пунктов 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538), пункта 10 лицензии N 145351 на оказание местной телефонной связи, в срок до 17.08.2017.
Кроме того, обществу выдано предупреждение от 17.07.2017 N ПП-35/3/94-нд/145351/7330 о приостановлении действия лицензии в связи с выявленным нарушением.
Не согласившись с указанными предписанием и предупреждением Управления Роскомнадзора, общество оспорило их арбитражном суде.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Необходимость лицензирования оказания услуг связи предусмотрена пунктом 36 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
На основании пункта 2 статьи 64 этого же Закона операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 64 Закона N 126-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила N 538), согласно пункту 4 которых сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7 Правил N 538).
Согласно пункту 10 названных Правил ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 данных Правил, органа внутренних дел.
Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены приказом Министерства информационных технологий и связи от 16.01.2008 N 6 (далее - Требования).
В силу пунктом 10 Требований технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
На момент проведения Управлением проверки ООО "Комлайн" осуществляло деятельность по оказанию услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, на основании лицензии N 145351, выданной ему Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, со сроком действия с 30.08.2016 по 30.08.2021 (далее - лицензия N 145351).
Пунктом 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 89316 также предусмотрено требование о том, что лицензиат обязан реализовать устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Таким образом, ООО "Комлайн" вправе осуществлять лицензируемую деятельность по данной лицензии при условии обеспечения им реализации устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами мероприятий в целях возложенных на них задач.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 19.11.2012 N 268 ФСБ и обществом совместно разработаны и утверждены Планы мероприятий по внедрению технических средств ОРМ (далее - Планы СОРМ) в населенных пунктах, обслуживаемых обществом.
Согласно пунктам 5, 8, 12 указанных Планов СОРМ общество обеспечивает канал от АПК СОРМ до пульта управления СОРМ Управления ФСБ постоянно на весь срок лицензии; обеспечивает удаленный круглосуточный доступ к сведениям об абонентах, оказанных услугах связи постоянно на весь срок действия лицензии; организует ввод АПК СОРМ в опытную эксплуатацию. При этом пункт 3 примечаний к указанным Планам предусматривает передачу АПК СОРМ в эксплуатацию с оформлением акта приемки по завершению приемо-сдаточных испытаний АПК СОРМ, что соответствует пунктам 10, 13 Правил.
Однако Управлением в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 89316 общество осуществляет деятельность по оказанию услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, в отсутствие акта ввода в эксплуатацию технических средств оперативно-розыскных мероприятий, а также без выполнения пунктов 5, 8, 12 Плана СОРМ, обеспечивающих возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что вопрос исполнения пунктов 5, 8, 12 Плана СОРМ зависит от воли третьих лиц, следовательно, считает, что оспариваемое предписание является неисполнимым.
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку какими-либо доказательствами не подтверждаются.
В материалы дела не представлены доказательства отсутствия у общества объективной возможности выполнения названных пунктов Плана СОРМ.
Кроме того, решением Арбитражного суда Вологодской области 06 октября 2017 года по делу N А13-12957/2017, вступившим в законную силу, ООО "Комлайн" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пункта 10 лицензии N 145351, выразившееся в осуществлении лицензируемого вида деятельности в отсутствие акта ввода в эксплуатацию технических средств ОРМ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным и отмены предписания от 17.07.2017 N П-35/3/94-нд/145351/1/140.
В силу пункта 1 статьи 37 Закона N 126-ФЗ лицензирующий орган до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о приостановлении ее действия в случае:
- выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи;
- выявления уполномоченными на то государственными органами нарушений лицензиатом лицензионных условий.
Поскольку факт нарушения обществом лицензионных условий нашел свое подтверждение, выданное Управлением предупреждение от 17.07.2017 N П-35/3/94-нд/145351/7330 о приостановлении действия лицензии общества также является законным.
Доводы общества о том, что Управление Роскомнадзора при проведении проверки вышло за пределы своих полномочий являются необоснованными, поскольку проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" Управлением не проводилась.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2018 года по делу N А13-12871/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.