г. Хабаровск |
|
21 августа 2018 г. |
А04-2521/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тихоненко А.А.
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 07.12.2017 N 156;
от Министерства обороны Российской Федерации - Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 06.03.2018 N 212/2Д/1;
от Администрации Восточного сельсовета - не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Восточного сельсовета
на решение от 09.06.2018
по делу N А04-2521/2018
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чертыковым Н.А.
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115)
к Администрации Восточного сельсовета (ОГРН 1022801228493, ИНН 2828001328)
об обязании принять объекты в муниципальную собственность
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГКУ "ДТУИО" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском об обязании Муниципального образования "Восточный сельсовет" Тындинского района Амурской области в лице Администрации Восточного сельсовета (далее - ответчик, сельсовет) внести в реестр муниципального имущества сельского поселения, принять к бюджетному учету, обратиться в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в отношении следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Амурская область, Тындинский район, пос. Восточный, военный городок N 8:
1. Здание штаба с караульным помещением, инв. N 72 площадью 401,9 кв.м;
2. Здание казармы, инв. N 75, площадью 792,3 кв.м;
3. Здание товарно-вещевого склада, инв. N 76, площадью 109,5 кв.м;
4. Здание пожарного депо, инв. N 80, площадью 531,6 кв.м;
5. Здание гаража на 9 автомобилей, инв. N 82, площадью 799,8 кв.м.
Определением от 04.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, Минобороны России).
Решением от 09.06.2018 суд обязал Администрацию Восточного сельсовета Тындинского района Амурской области внести в реестр муниципального имущества сельского поселения, принять к бюджетному учету, обратиться с заявлением в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в военном городке N 8 в п. Восточный Тындинского района Амурской области, а именно:
1. Здание штаба с караульным помещением, инв. N 72, площадью 401,9 кв.м;
2. Здание казармы, инв. N 75, площадью 792,3 кв.м;
3. Здание товарно-вещевого склада, инв. N 76, площадью 109,5 кв.м;
4. Здание пожарного депо, инв. N 80, площадью 531,6 кв.м;
5. Здание гаража, инв. N 82, площадью 799,8 кв.м.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация Восточного сельсовета обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 09.06.2018 и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что только то имущество, которое существует в натуре (не погибло, не разрушено, не отсутствует) подлежит передаче. Обращает внимание, что согласно представленным фотоснимкам, датированным 28.01.2012, объекты недвижимости, подлежащие к передаче, не подлежат восстановлению, не пригодны к эксплуатации, либо отсутствуют вовсе, то есть их наличие в ходе осмотра не установлено, следовательно, их передача от одного собственника другому не возможна, поскольку при гибели имущества или его уничтожении право собственности на него прекращается (п.1. статьи 235 ГК РФ). Вещи утрачивают свою оборотоспособность (статьи 128, 129 ГК РФ).
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.08.2018 на 11 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Отзывы на апелляционную жалобу истцом и третьим лицом в материалы дела не представлены.
В судебном заседании представителем истца и третьего лица высказаны возражения по жалобе, даны пояснения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, каких-либо ходатайств не заявлено.
На основании части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2013 N 784 из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Восточный сельсовет" Тындинского района Амурской области переданы следующие объекты недвижимого имущества:
1. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0234, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
2. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0235, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
3. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0236, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
4. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0237, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
5. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0238, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
6. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0239, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
7. здание штаба с караульным помещением, инвентарный номер 72, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
8. здание казармы, инвентарный номер 75, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
9. здание товарно-вещевого склада, инвентарный номер 76, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
10. здание пожарного депо, инвентарный номер 80, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
11. здание гаража на 9 автомобилей, инвентарный номер 82, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8.
Сторонами подписан передаточный акт от 03.10.2013, согласно которому сельсовет принял в собственность следующее имущество:
1. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0234, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
2. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0235, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
3. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0236, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
4. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0237, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
5. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0238, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
6. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0239, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
7. здание штаба с караульным помещением, инвентарный номер 72, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
8. здание казармы, инвентарный номер 75, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
9. здание товарно-вещевого склада, инвентарный номер 76, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
10. здание пожарного депо, инвентарный номер 80, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8;
11. здание гаража на 9 автомобилей, инвентарный номер 82, Амурская область, Тындинский район, Восточный сельсовет, пос. Восточный, в/г N 8.
В акте имеется примечание, что здание штаба, казармы, склад, здание пожарного депо и гаража полностью разрушены и восстановлению не подлежат.
При этом возражения относительно объема передаваемого и принимаемого имущества, порядка принятия и передачи в акте отсутствуют.
Администрация зарегистрировала право муниципальной собственности на следующие земельные участки:
1. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0234, категория земель - земли запаса, вид разрешенного использования - для эксплуатации пожарного депо, дата возникновения права собственности - 27.01.2014;
2. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0235, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для обслуживания автотранспорта, дата возникновения права собственности - 27.01.2014;
3. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0236, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для обслуживания автотранспорта, дата возникновения права собственности - 27.01.2014;
4. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0237, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для обслуживания автотранспорта, дата возникновения права собственности - 27.01.2014;
5. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0238, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для обслуживания автотранспорта, дата возникновения права собственности - 27.01.2014;
6. земельный участок с кадастровым номером 28:26:030000:0239, категория земель - земли запаса, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания насосной легковоспламеняющихся жидкостей, дата возникновения права собственности - 27.01.2014., что подтверждено выписками из ЕГРН.
Регистрационных действий в отношении 5 объектов недвижимого имущества (здание штаба, казармы, склада, пожарного депо и гаража) ответчиком не совершено.
Согласно имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН право собственности на спорные 5 объектов недвижимости зарегистрировано за Российской Федерацией в лице Минобороны России, а право оперативного управления - за ФГКУ "ДТУИО" МО РФ.
Полагая, что спорные земельные участки неправомерно заняты объектами ФГКУ "ДТУИО" МО РФ и Минобороны России, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском о возложении на управление и министерство обязанности по сносу объектов недвижимого имущества и восстановлению земельных участков.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 30.12.2014 по делу N А04-7248/2014 в удовлетворении исковых требований по сносу объектов недвижимого имущества и восстановлению земельных участков отказано. Установлено, что спорные объекты недвижимости фактически приняты сельсоветом в собственность, право собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости прекращено.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо от 14.07.2017 N 141/6/06-05/9368, содержащее требование о принятии спорных объектов недвижимости к бюджетному учету.
Письмом от 16.08.2018 N 249 ответчик проинформировал истца об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
Не совершение ответчиком действий по внесению в реестр муниципального имущества сельского поселения, принятию к бюджетному учету, обращению с заявлением в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в отношении 5 объектов недвижимого имущества послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Порядок передачи находящегося в федеральной собственности имущества в муниципальную собственность, в том числе в отношении высвобождаемого военного имущества, предусмотрен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии с указанной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
Порядок передачи в муниципальную собственность высвобождаемого военного имущества урегулирован положениями Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривалось, что Министерством обороны Российской Федерации в порядке части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ принято соответствующее решение о передаче в муниципальную собственность высвобождаемого военного имущества.
В частности, приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2013 N 784 сельсовету переданы 11 объектов недвижимого имущества, среди которых 6 упомянутых выше земельных участков и 5 объектов спорного недвижимого имущества (здание штаба, казармы, склада, пожарного депо и гаража).
В установленном порядке этот приказ не отменен, недействительным не признан.
В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для:
1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации;
2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество;
3) возникновения на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки права федеральной собственности.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ закреплено, что в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения.
На основании части 13 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ с принятием предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения переданное недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Амурской области от 30.12.2014 по делу N А04-7248/2017, вступившим в законную силу и имеющим в силу положений статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассматриваемого спора, установлено, что наряду с 6 земельными участками спорные 5 объектов недвижимости фактически переданы в собственность сельсовета и получены им по соответствующему акту приема-передачи.
Следовательно, с момента издания приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2013 N 784 право собственности Российской Федерации, а также ограниченные вещные права подведомственных министерству организаций прекращены.
Принимая во внимание положения части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, от 07.02.2012 N 234-О-Р о недопустимости принудительной односторонней передачи федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, фактические обстоятельства дела и представленные в материалы настоящего дела доказательства, а именно, что весь комплекс имущества принят в муниципальную собственность сельсовета добровольно, акт приема-передачи подписан без каких-либо возражений, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требованиях, в связи с чем удовлетворил исковые требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что только имущество, которое существует в натуре (не погибло, не разрушено, не отсутствует) подлежит передаче, а поскольку спорные объекты не подлежат восстановлению, не пригодны к эксплуатации, либо отсутствуют вовсе, что усматривается из представленных фотоснимков, датированных 28.01.2012, следовательно, их передача от одного собственника другому не возможна, поскольку при гибели имущества или его уничтожении право собственности на него прекращается (п.1. статьи 235 ГК РФ), вещи утрачивают свою оборотоспособность (статьи 128, 129 ГК РФ).
Данные доводы апелляционным судом не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 2.1 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования. Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.
В пункте 2.2 названного закона указано, что здания, не предназначенные для проживания граждан, сооружения находятся в аварийном состоянии, исключающем их дальнейшую эксплуатацию, в собственность субъектов Российской Федерации либо муниципальную собственность передаются земельные участки с расположенными на них указанными зданиями, сооружениями.
Действующее гражданское законодательство не содержит запрета на передачу аварийных, разрушенных зданий, строений и сооружений.
Подписывая передаточный акт, сельсовет располагал информацией о техническом состоянии передаваемых объектов.
Ответчик, действуя разумно и добросовестно в своей воле и в своем интересе, добровольно принял в муниципальную собственность весь комплекс передаваемого имущества, в том числе разрушенного, что подтверждается передаточным актом от 03.10.2013. Совершив названные юридически значимые действия, сельсовет получил не только гражданские права, но и породил для себя возникновение обязанностей по содержанию полученного имущества.
Вместе с тем, действий, связанных с бременем содержания полученного имущества, а также действий по внесению в реестр муниципального имущества сельского поселения, принятию к бюджетному учету, обращению с заявлением в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в отношении 5 объектов недвижимого имущества не совершил.
При этом принято во внимание, что иного способа защиты нарушенного права, как возложение на ответчика обязанность совершить юридически значимые действия, у истца не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 09.06.2018 по делу N А04-2521/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.