г. Красноярск |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А33-10053/2018 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Севастьянова Е.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" июня 2018 года по делу N А33-10053/2018,
рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Федориной О.Г.,
установил:
закрытое акционерное общество "Искра" (ИНН 2439001597, ОГРН 1022401092812; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290; далее - административный орган, Управление) об отмене постановления от 03.04.2018 N 11/2018.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.04.2018 заявление общества принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
20.06.2018 судом первой инстанции вынесена резолютивная часть решения по делу N А33-10053/2018 об удовлетворении заявленных требований. Постановление от 03.04.2018 N 11/2018 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о привлечении ЗАО "Искра" к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признано незаконным и отменено.
По заявлению Управления судом первой инстанции 29.06.2108 вынесено мотивированное решение.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что законодательство позволяет изменить фактическое использование земельного участка, при этом такое изменение должно быть зафиксировано в кадастре недвижимости. Лицо обязано оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок.
ЗАО "Искра" в установленный судом апелляционной инстанции срок письменный мотивированный отзыв по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представило.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 27.07.2018 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости для вызова сторон в судебное заседание.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи от 02.06.2015 N 5-40, заключенного с администрацией Ужурского района Красноярского края, ЗАО "Искра" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:39:3400001:1654.
На основании распоряжения Управления Росреестра по Красноярскому краю от 11.01.2018 N 91 заместителем главного государственного инспектора Ужурского района и ЗАТО п. Солнечный по использованию и охране земель, главным специалистом-экспертом межмуниципального Шарыповского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО "Искра" требований земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером 24:39:3400001:1654, площадью 4655 кв.м, расположенном по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с.Кулун, ул. Новая, 2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
В результате визуального обследования установлено, что на территории указанного земельного участка расположен двухэтажный жилой дом. Согласно сведениям из ЕГРН здание с кадастровым номером 24:39:3400001:1658, назначение - многоквартирный дом, общей площадью 187,6 кв.м, принадлежит ЗАО "Искра". Имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.12.2009.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки N 25 от 07.03.2018, ЗАО "Искра" административным органом выдано предписание об устранении выявленного нарушения N 13 от 07.03.2018, срок устранения нарушения установлен до 06.09.2018.
28.03.2018 по факту выявленного нарушения (на земельном участке с кадастровым номером 24:39:3400001:1654, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположен объект недвижимости с кадастровым номером 24:39:3400001:1658, имеющий назначение: многоквартирный дом) составлен протокол об административном правонарушении N 11 от 28.03.2018.
Определением от 28.03.2018 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением от 03.04.2018 по делу N 11/2018 ЗАО "Искра" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 03.04.2018 N 11/2018, ЗАО "Искра" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд Красноярского края, установив, что объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого общество привлечено к ответственности в качестве субъекта предпринимательской (экономической) деятельности, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении указываемых административным органом норм земельного и градостроительного законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что заявленный спор подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом при апелляционном обжаловании не оспариваются.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужило допущенное обществом, по мнению административного органа, использование земельного участка с нарушением вида разрешённого использования и целевого назначения, регламентируемых Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:39:3400001:1654, собственником которого является ЗАО "Искра", относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В ходе проверки административным органом установлено, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 24:39:3400001:1658, имеющий назначение: многоквартирный дом. При этом вывод Управления Росреестра по Красноярскому краю о том, что возведенный объект недвижимости является многоквартирным домом основан на сведениях из ЕГРН, согласно которым здание с кадастровым номером 24:39:3400001:1658, назначение - многоквартирный дом, общей площадью 187,6 кв.м, принадлежит ЗАО "Искра". При натурном осмотре земельного участка уполномоченными лицами административного органа установлено, что на рассматриваемом земельном участке расположен капитальный объект недвижимости, имеющий признаки двухквартирного дома, надворные постройки.
В силу части 3 статьи 48 ГрК РФ под объектами индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи.
При этом земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, может быть использован для размещения индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540).
Судом апелляционной инстанции установлено, что первоначально спорный земельный участок (ранее кадастровый номер 24:39:3400001:869) получен ЗАО "Искра" на праве аренды на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 5-12 от 21.08.2008, заключенного между администрацией Ужурского района (арендодатель) и ЗАО "Искра" (арендатор), в соответствии с пунктом 1.1 которого, земельный участок с кадастровым номером 24:39:3400001:869, расположенный: Красноярский край, Ужурский район, с.Кулун, ул.Новая, 2, передан для строительства двухквартирного жилого дома с надворными постройками.
Договор аренды земельного участка N 5-12 от 21.08.2008 заключен на срок с 21.08.2008 по 21.07.2009 на основании постановления администрации Ужурского района N 723 от 20.08.2008.
В постановлении администрации Ужурского района N 723 от 20.08.2008 также имеется указание на цели предоставления земельного участка: для строительства двухквартирного жилого дома с надворными постройками.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:39:3400001:869 от 29.05.2008 N 39/08-853 (приложен к договору аренды), разрешенным использованием является: строительство двухквартирного жилого дома с надворными постройками, фактическое использование/характеристика деятельности: индивидуальная жилая застройка (400 кв.м).
Право собственности на расположенный на указанном земельной участке жилой дом зарегистрировано на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.12.2009 N RU24539000-5/09 (выдано администрацией Кулунского сельсовета Ужурского района Красноярского края) и договора аренды земельного участка N 5-12 от 21.08.2008.
На основании изложенного суд первой инстанции верно указал на то, что двухквартирный жилой дом на рассматриваемом земельном участке построен обществом в соответствии с целевым назначением земельного участка и видом разрешенного использования, имевшими место в момент строительства и получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, на основании договора аренды земельного участка, предоставленного именно в указанных целях.
В последующем, земельный участок с кадастровым номером 24:39:3400001:869 преобразован в земельный участок с кадастровым номером 24:39:3400001:1654 с увеличением площади с 3995 кв.м до 4655 кв.м, и поставлен на кадастровый учет 30.06.2014, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Ссылка Управления на несоответствие фактического использования виду разрешенного использования 2.1 "индивидуальное жилищное строительство", определяемому по Классификатору, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку жилой дом возведен на земельном участке, предоставленном именно для строительства двухквартирного жилого дома с надворными постройками и введен в эксплуатацию в 2009 году, то есть, до утверждения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (2014 год), в связи с чем, его применение в рассматриваемом случае в целях установления соответствия целевому использованию эксплуатации уже существующего строения неправомерно.
Более того, на дату вынесения оспариваемого постановления спорный земельный участок отнесен к зоне Ж-1 (Правила землепользования и застройки на территории Кулунского сельсовета, утв. решением Совета депутатов Кулунского сельсовета Красноярского края, с учетом изменений, внесенных решением Ужурского районного совета депутатов N 23-162р от 14.112017). Согласно указанным правилам, к основным видам разрешенного использования зоны Ж-1 относится как индивидуальная жилищная застройка, так и малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Таким образом, и по действующему в период строительства разрешенному использованию, и по действующим в настоящее время градостроительным нормам и правилам, размещение и эксплуатация рассматриваемого объекта недвижимого имущества не является нарушением разрешенного вида использования земельного участка.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что законодательство позволяет изменить фактическое использование земельного участка, при этом такое изменение должно быть отражено в кадастре недвижимости. Лицо обязано оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отклоняет приведенные доводы, так как нормы статьи 37 ГрК РФ регламентируют порядок внесения изменений в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования, то есть, его дополнения таким видом разрешенного использования, который ранее не был отнесен к числу основных и вспомогательных. Использование же земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, уже включенным Правилами землепользования и застройки в число основных видов, осуществляется землепользователем самостоятельно, по своему усмотрению, без получения разрешения и (или) прохождения иных административных процедур, что прямо указано в части 4 статьи 37 ГрК РФ.
Следовательно, общество не допустило фактов использования земельного участка не по целевому назначению, либо не в соответствии с видом разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях ЗАО "Искра" признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Следовательно, отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 03.04.2018 N 11/2018 в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию незаконным и отмене.
Таким образом, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлены.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" июня 2018 года по делу N А33-10053/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10053/2018
Истец: ЗАО "Искра "
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ