г. Саратов |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А57-28127/2017 |
Резолютивная часть определения объявлена 28 августа 2018 года.
Полный текст определения изготовлен 04 сентября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Лыткиной О.В., Волковой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2018 года по делу N А57-28127/2017 (судья Е.В. Пузина)
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов
к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Энгельсская городская поликлиника N 3", г. Энгельс
о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 5 553 535,00 рублей; штрафа в размере 555 353, 50 рублей; пени в размере 15 735, 02 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области с исковым заявлением о взыскании с Государственного автономного учреждения здравоохранения "Энгельсская городская поликлиника N 3" использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 5 553 535,00 рублей; штрафа в размере 555 353, 50 рублей; пени в размере 15 735, 02 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2018 года по делу N А57-28127/2017 в удовлетворении иска отказано.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, не согласившись с принятым решением суда, на основании ст. 42 АПК РФ обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что оспариваемым решением суда нарушаются его законные права, поскольку денежные средства, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда, а остатки субвенции - последующему возвращению в бюджет Федерального фонда.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что производство по апелляционной жалобе федерального фонда обязательного медицинского страхования подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении статей 257, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт.
В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Из материалов дела следует, что федеральный фонд обязательного медицинского страхования к участию в деле в предусмотренном законом порядке (статьи 47, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом не привлекался.
В качестве основания нарушения его прав апеллянт указывает на использование денежных средств медицинской организацией не по целевому назначению, в связи с чем они подлежат возврату в бюджет территориального фонда, а остатки субвенции - последующему возвращению в бюджет Федерального фонда.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Саратовской области, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 29.03.2011 N 160-П, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - Территориальный фонд) является некоммерческой организацией, созданной Саратовской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области.
Территориальный фонд является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в своей деятельности подотчетен Правительству Саратовской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд).
В пункте 7 указанного Положения установлено, что территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", настоящим Положением, законом о бюджете Территориального фонда.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В этой связи апелляционный суд считает, что соответствующие денежные средства являются источником доходов бюджета территориального фонда и поступают в систему обязательного медицинского страхования в целях финансового обеспечения бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Территориальный фонд своим правом на судебную защиту воспользовался.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является лицом, участвующим в деле, решение суда первой инстанции по настоящему делу не затрагивает его прав и законных интересов, а также не возлагает на него какие-либо обязанности.
На основании вышеизложенного апелляционная инстанция считает, что не имеется правовых оснований для признания федерального фонда обязательного медицинского страхования лицом, имеющим право в порядке, предусмотренном статьей 42 Арбитражного кодекса Российской Федерации, обжаловать судебный акт суда первой инстанции по настоящему делу.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Учитывая вышеизложенное, производство по апелляционной жалобе федерального фонда обязательного медицинского страхования подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 49, 184-186, 188, пунктом 4 части 1 статьи 150, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхование на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2018 года по делу N А57-28127/2017 прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления определения в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-28127/2017
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовкой области
Ответчик: ГАУЗ " Энгельсская городская поликлиника N 3"
Третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования