город Ростов-на-Дону |
|
04 сентября 2018 г. |
дело N А32-6296/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу: представитель Комоза Э.Д. по доверенности от 02.09.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.05.2018 по делу N А32-6296/2018, принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Флагман"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ООО "Флагман", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 06.02.2018 N 11-11/18/99.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 суд привлек ООО "Флагман" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей с конфискацией алкогольной продукцией, поименованной в протоколе ареста товаров и иных вещей от 16.01.2018 N 11-11-18/21. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Флагман" подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована отсутствием вины общества в наступлении выявленных обстоятельств.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Флагман".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу поступило письмо Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 28.12.2017 N у8-20939/07, в котором указано, что решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.11.2017 по делу N А20-3578/2017 привлечено к административной ответственности ООО "Алко-Лайт" (ИНН 0724002644), адрес производства: 361330, КБР, Урванский район, г. Нарткала, ул. Жамборова, 96, по факту производства и оборота пивных напитков, не соответствующих требованиям ГОСТ.
В ходе проведенного анализа системы ЕГАИС установлено, что на территории Южного федерального округа в 4 квартале 2017 закупку пивных напитков производства ООО "Алко-Лайт" осуществляло ООО "Флагман" (ИНН 6165152119, КПП 614001001, юридический адрес: 346782, г. Азов, ул. Кондаурова, 31А).
Согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по состоянию на 12.01.2018 остатки алкогольной продукции производства ООО "Алко-Лайт" у ООО "Флагман" составляют 4230,45 дал.
16.01.2018 по данному факту управлением в отношении ООО "Флагман" возбуждено дело об административном правонарушении N 11-11-18/21 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
16.01.2018 в рамках административного расследования произведен осмотр принадлежащих ООО "Флагман" помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по адресу: Краснодарский край, ст. Ленинградская, ул. Производственная, 7.
При проведении осмотра складских помещений, принадлежащих ООО "Флагман", установлено хранение пивных напитков производства ООО "Алко-Лайт" по состоянию на 16.01.2018, а именно:
- напиток пивной пастеризованный "АЛКОЛАИТ Вишня" объемом 1,5 л, крепостью 6,9, дата розлива 26.06.2017, в количестве 4980 бутылок;
- напиток пивной пастеризованный "АЛКОЛАИТ Клюква" объемом 1,5 л, крепостью 6,9 %, дата розлива 27.06.2017, в общем количестве 9 750 бутылок;
- напиток пивной пастеризованный "АЛКОЛАЙТ Миндаль-Коньяк" объемом 1,5 л, крепостью 6,9 %, дата розлива 16.05.2017, в общем количестве 8632 бутылок;
- напиток пивной пастеризованный "АЛКОЛАЙТ Ром-Кола" объемом 1,5 л, крепостью 6,9 %, дата розлива 26.06.2017, в общем количестве 4314 бутылки.
В ходе административного расследования применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста вышеуказанной алкогольной продукции в общем количестве 27 668 бутылок (протокол ареста от 16.01.2018 N 11-11-18/21).
В целях всестороннего, полного, объективного, своевременного выяснения обстоятельств дела, у ООО "Флагман" истребованы документы, подтверждающие закупку пивных напитков производства ООО "Алко-Лайт" (товаротранспортные накладные, справки по форме А и Б).
В ходе анализа документов, подтверждающих закупку пивных напитков производства ООО "Алко-Лайт" установлено следующее:
ООО "Флагман" осуществило закупку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный "Алколайт" (ALCOLITE) Клюква" по ТТН N КР00-14961 от 14.11.2017 в объеме - 1980дал, по ТТН N КР00-14957 от 14.11.2017 - 79 дал.
1) Согласно представленным справкам по форме А N 623 от 29.06.2017, N 624 от 29.06.2017 ООО "Алко-Лайт" осуществило поставку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный "Алколайт" (ALCOLITE) Клюква", дата розлива 27.06.2017, в адрес ООО "Трейд- ОФФ" (ИНН 0707018605) в общем объеме- 3690 дал.
Согласно представленным справкам по форме Б N 1595 от 05.07.2017, N 1599 от 06.07.2017, N 1598 от 06.07.2017 ООО "Трейд-ОФФ" (ИНН 0707018605) осуществило поставку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный "Алколайт" (ALCOLITE) Клюква" в адрес ООО "Семья" (ИНН 7807391228) в общем объеме - 3801,6 дал.
2) На основании отчета об объеме поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 05.07.2017 по 06.07.2017 установлено, что ООО "Трейд- ОФФ" не осуществляло отгрузку данной алкогольной продукции в адрес ООО "Семья", а на основании отчета об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в аналогичный период - ООО "Семья" не осуществляло закупок от поставщика ООО "Трейд -ОФФ" в период с 05.07.2017 по 06.07.2017.
Согласно данным, зафиксированным в ЕГАИС ООО "Семья" осуществило закупку вышеуказанных пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный "Алколайт" (ALCOLITE) Клюква" у следующих организаций:
- ООО "Торгсервис 342" (ИНН 4202045001) по ТТН N Эк00000540 от 10.11.2017 (id TTN -0157921831) в объеме - 300 дал;
- ООО "Феникс" (ИНН 3525109236) по ТТН N Эк00000538 от 10.11.2017 (id TTN -0157921343) в объеме - 300 дал;
- ООО "Торговый дом "Корона" (ИНН 7204180837) по ТТН N Эк00000527 от 10.11.2017 (id TTN - 0157590765) в объеме - 300 дал;
- ООО "Галерея - Алекс" (ИНН 7704520601) по ТТН N Эк00000535 от 09.11.2017 (id TTN -0157902679) в объеме-300 дал;
- ООО "Торгсервис 36" (ИНН 3664205160) по ТТН N Эк00000539 от 10.11.2017 (id TTN -0157921653) в объеме - 300 дал
- ООО "Торгсервис 138 " (ИНН 3849026798) по ТТН N Эк00000537 от 10.11.2017 (id TTN - 0157921025) в объеме -300 дал;
- "Тошнаевское потребительское общество" (ИНН 5234000220) по ТТН N Эк 00000536 от 10.11.2017 (id TTN -0157921017).
3) Согласно представленным справкам по форме Б N Ся00000986 от 07.11.2017 ООО "Семья" (ИНН 7807391228) осуществило поставку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный "Алколайт" (ALCOLITE) Клюква" в адрес ООО "Петро-Алко" (ИНН 4726002566), однако согласно отчету о поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Семья" не осуществляло поставок пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный "Алколайт" (ALCOLITE) Клюква", дата розлива 27.06.2017, в адрес ООО "Петро-Алко" (ИНН 4726002566).
4) Согласно представленной ТТН N КР00-14961 от 14.11.2017 ООО "Флагман" закупило указанную продукцию в объеме - 1980 дал, однако согласно справок по форме Б к ТТН N КР-14961 от 14.11.2017 объем поставленной алкогольной продукции составляет 1339 дал.
Согласно ТТН N КР00-14957 от 14.11.2017 ООО "Флагман" закупило продукции в объеме - 79 дал, однако справки по форме Б к ТТН N КР-14957 от 14.11.2017 ООО "Флагман" не представлены.
ООО "Флагман" осуществило закупку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАЙТ (ALCOLITE) Миндаль-коньяк" по ТТН N КР00-14957 от 14.11.2017 в объеме -158 дал, N КР00-14727 от 07.11.2017 в объеме - 1267 дал, N КР00-14958 от 14.11.2017 в объеме - 311 дал.
1) Согласно справке по форме А N 553 от 17.05.2017 ООО "Алко-Лайт" осуществило отгрузку алкогольной продукции в адрес ООО "Трейд-ОФФ" в объеме 1980 дал.
Согласно справкам по форме Б N 1594 от 29.06.2017, N 1595 от 05.07.2017 ООО "Трейд-ОФФ" осуществило поставку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный "Алколайт" (ALCOLITE) Миндаль-коньяк" в адрес ООО "Семья", однако ООО "Трейд-ОФФ" не осуществляло отгрузку данной алкогольной продукции в адрес ООО "Семья", что подтверждается отчетом поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 29.06.2017 по 05.07.2017.
Вместе с тем, на основании отчета об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 29.06.2017 по 05.07.2017 установлено, что ООО "Семья" не осуществляло закупок вышеуказанных пивных напитков, у поставщика ООО "Трейд- ОФФ".
2) Согласно данным, зафиксированным в ЕГАИС, ООО "Семья" (ИНН 7807391228) осуществило закупку данной пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАЙТ (ALCOLITE) Миндаль-коньяк" у следующих организаций:
- ООО "Север" (ИНН 6617023111) по ТТН N СВ000000167 от 01.11.2017 (id TTN -0155936860) "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Миндаль-коньяк" с датой розлива 16.05.2017 в объеме -180 дал;
- ООО "Стимул" ИНН 9109002612 по ТТН N Эк00000517 от 01.11.2017 (id TTN-0155924948) "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Миндаль-коньяк" с датой розлива 16.05.2017 в объеме 300 дал;
- ООО "Стройгород (Альметьевск)" (ИНН 1644014572) по ТТН N Эк00000516 от 01.11.2017 (id TTN -0155924948) "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE)
Миндаль-коньяк" с датой розлива 16.05.2017, в объеме 300 дал;
- ООО "Славянка-центр" (ИНН 2128045520) по ТТН N Эк00000515 от 01.11.2017 (id TTN -0155924608) "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Миндаль-коньяк" с датой розлива 16.05.2017 в объеме 300 дал;
ООО "Стройгород (Альметьевск)" (ИНН 1644014572) по ТТН N Эк00000514 от 01.11.2017 (id TTN -0155924252) "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Миндаль-коньяк" с датой розлива 16.05.2017 в объеме 300 дал;
3) Согласно ТТН N КР00-14958 от 14.11.2017 в объеме - 311 дал, однако справки по форме Б к ТТН КР00-14958 от 14.11.2018 обществом не представлены.
По ТТН N КР00-14958 от 14.11.2017 ООО "Флагман" осуществило закупку пивных напитков производства ООО "Алко-Лайт" наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Ром-Кола".
1) Согласно представленной справки по форме А N 617 от 28.06.2017 ООО "Алко-Лайт" (ИНН 0724002644) осуществило отгрузку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Ром-Кола" в адрес ООО "Трейд-ОФФ" (ИНН 0707018605) в объеме - 1980 дал.
Согласно справок по форме Б N 1595 от 05.07.2017, N 1598 от 05.07.2017 ООО "Трейд -ОФФ" (ИНН 0707018605) осуществило отгрузку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Ром-Кола" в адрес ООО "Семья" (ИНН 7807391228), однако на основании отчета об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период 05.07.2017 по 05.07.2017 установлено, что ООО "Трей-ОФФ" не осуществляло отгрузки алкогольной продукции в адрес ООО "Семья". Согласно отчету об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 05.07.2017 по 05.07.2017 ООО "Семья" (ИНН 7807391228) не закупало вышеуказанные пивные напитки у поставщика ООО "Трейд -ОФФ".
2) Кроме того, согласно данным, зафиксированным в ЕГАИС, ООО "Семья" осуществило закупку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Ром-Кола" у следующих организаций:
- ООО "Галерея - Алекс" (ИНН 7704520601) по ТНН N Эк00000531 от 07.11.2017 (id TTN-0157898263) в объеме - 300 дал. По ТТН N Эк00000532 от 07.11.2017 (1д ГШ-0157898432) в объеме- 300 дал.
Согласно представленным справкам по форме Б N Ся00000988 от 07.11.2017 ООО "Семья" (ИНН 7807391228) осуществило отгрузку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Ром-Кола", дата розлива 16.05.2017, в адрес ООО "Петро-Алко" (ИНН 4726002566), однако согласно отчету об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по ТТН N NСя00000988 от 07.11.2017 осуществлена отгрузка пивных напитков "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Клюква", дата розлива 27.06.2017.
По ТТН N КР00-14958 от 14.11.2017, КР00-14957 от 14.11.2017 ООО "Флагман" осуществило закупку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Вишня" по ТТН N КР00-14958 от 14.11.2017 - 871 дал, КР00-14957 от 14.11.2017 в общем -158 дал.
1) Согласно справке по форме А N 620 от 28.06.2017 ООО "Алко-Лайт" осуществило отгрузку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Вишня" в адрес ООО "Трейд-ОФФ" (ИНН 0707018605) в объеме - 1980 дал.
Согласно справкам по форме Б N 1597 от 05.07.2017, Б N 1595 от 05.07.2017 ООО "Трейд-ОФФ" (ИНН 0707018605) осуществило отгрузку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Вишня" в адрес ООО "Семья" (ИНН 7807391228), однако согласно отчету об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 05.07.2017 по 05.07.2017 установлено, что ООО "Трейд-ОФФ" (ИНН 0707018605) не осуществляло отгрузки вышеуказанных пивных напитков в адрес ООО "Семья" (ИНН 7807391228). ООО "Семья" не осуществляло закупки вышеуказанных пивных напитков, что подтверждается отчетом об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2) Кроме того, согласно данным зафиксированным в ЕГАИС, ООО "Семья" (ИНН 7807391228) осуществило закупку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Вишня" у следующих организаций:
- ООО "Восточно - Европейская компания" (ИНН 1834046773) по ТТН N N Вк00000128 от 09.11.2017 (id TTN-0157878457), Вк00000129 от 09.11.2017 (id TTN-0157879263), Вк00000130 от 09.11.2017 (id TTN- 0157880668) в общем объеме - 900 дал; ООО "Дельфин" (ИНН 3906334760) по ТТН N Эк00000525 от 07.11.2017 (id TTN-0157590737) в объеме- 300 дал.
Также согласно представленной справке по форме Б N Ся00000987 от 07.11.2017 ООО "Семья" осуществило отгрузку пивных напитков наименования "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Вишня" с датой розлива 26.06.2017 в адрес ООО "Петро-Алко" (ИНН 4726002566), однако согласно отчету об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по ТТН N Ся00000987 от 07.11.2017 в адрес ООО "Петро-Алко" были отгружены пивные напитки следующих наименований:
- "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Ром-Кола" с датой розлива 26.06.2017;
- "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Миндаль - Коньяк" с датой розлива 16.05.2017;
- "Напиток пивной пастеризованный АЛКОЛАИТ (ALCOLITE) Клюква" с датой розлива 27.06.2017.
3) Согласно ТТН КР00-14957 от 14.11.2017 в объеме -158 дал, однако справки по форме Б к ТТН N КРОО-14957 от 14.11.2017 обществом не представлено.
На основании вышеизложенных обстоятельств, на момент проведения осмотра и дату составления протокола управлением установлено, что сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, в соответствии со ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, у ООО "Флагман" отсутствуют, а представленные обществом документы не подтверждают легальность производства и оборота пивных напитков производства ООО "Алко-Лайт".
Алкогольная продукция производства ООО "Алко-Лайт" в общем количестве 27 668 бутылок, в том числе:
- напиток пивной пастеризованный "АЛКОЛАЙТ Вишня" объемом 1,5 л, крепостью 6,9, дата розлива 26.06.2017, в количестве 4980 бутылок;
- напиток пивной пастеризованный "АЛКОЛАЙТ Клюква" объемом 1,5 л, крепостью 6,9 %, дата розлива 27.06.2017, в общем количестве 9 750 бутылок;
- напиток пивной пастеризованный "АЛКОЛАЙТ Миндаль-Коньяк" объемом 1,5 л, крепостью 6,9 %, дата розлива 16.05.2017, в общем количестве 8632 бутылок;
- напиток пивной пастеризованный "АЛКОЛАЙТ Ром-Кола" объемом 1,5л, крепостью 6,9 %, дата розлива 26.06.2017, в общем количестве 4314 бутылки,-арестована на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 16.01.2018 N 11 -11-18/21.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу 06.02.2016 года в отношении ООО "Флагман", в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества, составлен протокол N 11-11-18/99 об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
По правилам части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях, направленных на оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьями 10.2, 16 и 26 Закона N 171-ФЗ оборот (в том числе розничная продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов и без сертификатов соответствия запрещается.
Перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции и удостоверяющих легальность их производства и оборота, установлен статьей 10.2 Закона N 171 -ФЗ, согласно которой к сопроводительным документам относятся:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
В силу пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (часть 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что у общества имелись все сопроводительные документы : товарно-транспортные накладные, копии справок, суд первой инстанции, по мнению общества, не дал оценки о том, что общество не могло влиять на права и обязанности третьих лиц, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции - пивных напитков производства ООО "Алко-Лайт", в соответствии со ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, у ООО "Флагман" отсутствовали, а представленные обществом документы не подтверждают легальность производства и оборота пивных напитков производства ООО "Алко-Лайт".
Таким образом, из материалов дела следует, что ООО "Флагман" осуществляло оборот алкогольной продукции, при этом, не имея сопроводительных документов в соответствии со ст. 10.2 Федерального закона N 171 -ФЗ.
Указанное нарушение, допущенное обществом, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из системного толкования диспозиции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, состав правонарушения, предусмотренной данной статьей, образует не только фактическое отсутствие документов определенных федеральным законом и сопровождающих оборот алкогольной продукции. Документы на алкогольную продукцию должны удостоверять легальность производства и оборота такой продукции, сведения, изложенные в данных документах должны соответствовать фактически реализуемой/закупаемой алкогольной продукции и соответствовать требованиям законодательства РФ, предъявляемым к документам и к самой алкогольной продукции.
Таким образом, фактическое наличие документов, которые не соответствуют требованиям законодательства РФ и не позволяют удостовериться в легальности производства и оборота алкогольной продукции, не освобождают от ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
ООО "Флагман", являясь профессиональным лицензированным участником алкогольного рынка, имело возможность для соблюдения правил оборота алкогольной продукции, однако, не предприняло мер для их соблюдения.
Так, ООО "Флагман" имело возможность проверить информацию, содержащуюся в документах, сопровождающих оборот алкогольной продукции, в соответствии с п 2.6.2 технической документации к Универсальному транспортному модулю (далее -УТМ), размещённой в личном кабинете http://egais.ru. ТТН проходит через УТМ отправителя груза, попадает в ЕГАИС, проходит там проверку, затем попадает на УТМ организации получателя груза.
Помимо самой ТТН и уведомления о регистрации движения грузополучатель получит следующий документ история движения формы 2 при регистрации ТТН.
Однако, ООО "Флагман" не приняло надлежащих мер для соблюдения законодательства.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
В соответствии с частью 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности правомерно не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место исключительный случай, с учетом того, что данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей. Совершенное обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с абзацем 4 пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать положения частей 2 и 3 статьи 29.10 КоАП РФ, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах, вещах, на которые наложен арест, а также об указании в решении на размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, если при рассмотрении данного дела решался вопрос о возмещении имущественного ущерба.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
Согласно абзаца 2 пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а, следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.
В соответствии со статьями 3.2, 3.7 КоАП РФ конфискация имущества является видом административного наказания и может быть применена лишь в отношении орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 3.3 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
По данному административному правонарушению (часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ) конфискация имущества является дополнительной мерой наказания.
Таким образом, алкогольная продукция, поименованная в протоколе ареста товаров и иных вещей от 16.01.2018 г. N 11-11-18/21, подлежит конфискации.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ранее общество к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекалось, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным наложить на общество наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей с конфискацией алкогольной продукции, поименованной в протоколе ареста товаров и иных вещей от 16.01.2018 N 11-11-18/21.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства и сделан вывод о доказанности управлением совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Апелляционной суд не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления управления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решение суда от 16.05.2018 является законным и обоснованным, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 по делу N А32-6296/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.