г. Вологда |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А13-6473/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 сентября 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от медицинского частного учреждения Вологодской областной Федерации профсоюзов санатория "Новый источник" Кочиной И.А. по доверенности от 19.01.2018 N 9, от государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Петровой О.В. по доверенности от 01.07.2018 N 6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу медицинского частного учреждения Вологодской областной Федерации профсоюзов санатория "Новый источник" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 июня 2018 года по делу N А13-6473/2018 (судья Логинова О.П.),
установил:
медицинское частное учреждение Вологодской областной Федерации профсоюзов санатория "Новый источник" (ОГРН 1023500596217, ИНН 3507009976; место нахождения: 160548, Вологодская область, Вологодский район, поселок Новый источник; далее - учреждение, санаторий) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Вологодской области (ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916; место нахождения: 160017, Вологодская область, город Вологда, микрорайон Тепличный, дом 8а; далее - фонд) о признании недействительным пункта 1 требования от 11.04.2018.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что оплата работ по ремонту помещений предусмотрена в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, соответственно, эти затраты в сумме 1 166 586 руб. 24 коп. являются обоснованными и не подлежащими возврату в фонд.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Фонд в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, фондом на основании приказа от 14.03.2018 проведена комплексная проверка санатория, в том числе на предмет использования средств, полученных санаторием на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт от 30.03.2018.
В ходе проверки фондом выявлено нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования учреждением в размере 1 166 586 руб. 24 коп. на ремонт помещений "Операционный блок" (малая операционная).
На основании акта проверки по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений санатория директором фонда утверждено требование от 11.04.2018.
В пункте 1 данного требования санаторию предписано восстановить в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования средства обязательного медицинского страхования в размере 1 166 586 руб. 24 коп., израсходованные не по целевому назначению, и в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) уплатить штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в сумме 116 658 руб. 63 коп.
Не согласившись с пунктом 1 названого требования, учреждение оспорило данное требование в указанной части в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из акта проверки, расходы на ремонт помещения "Операционный блок" (малая операционная) являются нецелевыми, поскольку объемы медицинской помощи и их финансовое обеспечение на 2017 год установлены для санатория только по одному виду медицинской помощи - медицинская реабилитация, который не предполагает наличие операционного блока. Кроме того, фонд установил, что у санатория отсутствует лицензия на медицинскую деятельность по профилю "хирургия".
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Фонд вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводить проверки и ревизии, а также предъявлять медицинской организации требования о возврате в бюджет фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению, на основании пункта 5 части 1 статьи 6, пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, пунктов 2 и 3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
В соответствии с положениями части 5 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется медицинской организацией на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. На основании такого договора медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств бюджетов территориальных фондов на иные цели не предусмотрено.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В пункте 1 статьи 39 названного Закона указано, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Законом порядке.
Согласно части 1 статьи 36 этого же Закона территориальная программа обязательного медицинского страхования - это составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъект Российской Федерации.
Постановлением Законодательного собрания Вологодской области от 25.01.2017 N 15 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
При этом, как установлено судом и не оспаривается подателем жалобы, решениями Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в отношении санатория установлены объемы медицинской помощи и их финансовое обеспечение на 2017 год только по медицинской реабилитации в стационарных условиях.
Доводы апеллянта о том, что создание малой операционной (а по сути, перевязочной) необходимо для оказания пациентам услуг по медицинской реабилитации в стационарных условиях, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу пункта 6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1705н медицинская реабилитация включает в себя: а) оценку (диагностику) клинического состояния пациента; факторов риска проведения реабилитационных мероприятий; факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий; морфологических параметров; функциональных резервов организма; состояния высших психических функций и эмоциональной сферы; нарушений бытовых и профессиональных навыков; ограничения активности и участия в значимых для пациента событиях частной и общественной жизни; факторов окружающей среды, влияющих на исход реабилитационного процесса; б) формирование цели проведения реабилитационных мероприятий, формирование программы реабилитации, комплексное применение лекарственной и немедикаментозной (технологий физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, лечебного и профилактического питания, мануальной терапии, психотерапии, рефлексотерапии и методов с применением природных лечебных факторов) терапии, а также средств, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента и (или) функциональные возможности пациента к окружающей среде, в том числе, посредством использования средств передвижения, протезирования и ортезирования; в) оценку эффективности реабилитационных мероприятий и прогноз. Медицинская реабилитация осуществляется в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа: а) первый этап медицинской реабилитации осуществляется в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) и отсутствии противопоказаний к методам реабилитации; б) второй этап медицинской реабилитации осуществляется в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения в стационарных условиях медицинских организаций (реабилитационных центрах, отделениях реабилитации); в) третий этап медицинской реабилитации осуществляется в ранний и поздний реабилитационный периоды, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения в отделениях (кабинетах) реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии, медицинской психологии, кабинетах логопеда (учителя-дефектолога), специалистов по профилю оказываемой помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также выездными бригадами на дому (медицинская реабилитация на третьем этапе осуществляется пациентам, независимым в повседневной жизни при осуществлении самообслуживания, общения и самостоятельного перемещения (или с дополнительными средствами опоры), при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала).
В материалах дела усматривается, что по итогам проверки фондом установлено, что в санатории при создании "Операционного блока" (малой операционной) проведены ремонтные работы помещений четвертого этажа главного корпуса санатория: произведена перепланировка, в результате которой три помещения площадью 14,1 кв. м, 13,8 кв. м, 15,7 кв. м и часть коридора объединены в одно помещение площадью 60 кв. м.
Вместе с тем, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, оказание медицинских услуг по профилю "хирургия" не входит в состав медицинской реабилитации, а также при оказании услуг медицинской реабилитации не предусмотрено создание операционного блока (малой операционной).
Доказательств иного подателем жалобы в материалы дела не предъявлено. Ссылка апеллянта на то, что фактически санаторием создана перевязочная, в которой не предусмотрено проведение каких-либо хирургических операций, материалами дела не подтверждается и опровергается наименованием созданного в результате ремонта помещения.
Кроме того, подателем жалобы не отрицается тот факт, что в проверяемый период у санатория отсутствовала лицензия на оказание медицинских услуг по профилю "хирургия".
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Хирургия входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Таким образом, как верно отмечено судом, отсутствие лицензии на указанный вид медицинских услуг исключает оказание таких услуг медицинской организацией.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 4.1 договора на оказание и оплату медицинской помощи от 10.12.2015, заключенным санаторием с обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина", с пунктом 4.1 договора на оказание и оплату медицинской помощи от 25.01.2013, заключенным санаторием с открытым акционерным обществом "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", страховые организации обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, указанной в приложении 1 к договорам.
В приложениях 1 к указанным договорам установлены объемы медицинской помощи и их финансовое обеспечение на 2017 год только по медицинской реабилитации в стационарных условиях.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что нормативные положения и условия договора предполагают оплату фактически оказанных медицинских услуг по медицинской реабилитации в стационарных условиях, а финансирование медицинских услуг, в том числе хирургических, которые будут оказаны в будущем, не предусмотрено.
Доводы представителя фонда о фактическом проведении санаторием капитального ремонта, а не указанного в договорах подряда и локальных сметах текущего ремонта, признаны судом несостоятельными по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 1 оспариваемого требования ответчика о восстановлении в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования суммы средств обязательного медицинского страхования в размере 1 166 586 руб. 24 коп., израсходованных не по целевому назначению, и уплаты штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в сумме 116 658 руб. 63 коп. является законным.
В связи с этим суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем несогласие учреждения с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 июня 2018 года по делу N А13-6473/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу медицинского частного учреждения Вологодской областной Федерации профсоюзов санатория "Новый источник" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.