Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2018 г. N Ф05-20844/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А40-227003/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Д.Н. Садиковой, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С.Момот,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества "Якутскэнерго"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2018 года
по делу N А40-227003/17, принятое судьей О.В. Дубовик,
по иску Публичного акционерного общества "Якутскэнерго"
(ОГРН: 1021401047260; 677009, Якутск, улица Федора Попова, 14)
к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
(ОГРН: 102470189333, 117630, Москва, улица Академика Челомея, 5А, 6)
третьи лица: ООО "Транснефтьэнерго", ООО "Транснефть-Восток"
о взыскании 8 372 410 рублей 79 копеек неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца: Алексеева О.А. (по доверенности от 16.10.2017)
от ответчика: Безымянный Д.Ю. (по доверенности от 26.05.2017), Хренков А.С. (по доверенности от 21.12.2017)
от третьих лиц: ООО "Транснефть-Восток" - Гаранин И.В. (по доверенности от 10.12.2017), ООО "Транснефтьэнерго" - Арутюнова О.Л. (по доверенности от 01.01.2018)
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", ответчик) о взыскании 8 732 410 рублей 79 копеек неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Транснефтьэнерго", ООО "Транснефть-Восток".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что принадлежащие ПАО "ФСК ЕЭС" объекты электросетевого хозяйства, присоединенные к спорному объекту НПС-16 не были включены в спорный период в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, ответчику не был установлен тариф на передачу электрической энергии по объекта, не входящим в ЕНЭС, ввиду чего ПАО "ФСК ЕЭС" не является сетевой организацией в спорный период.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 27.08.2018.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 27.08.2018 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчика и третьих лиц возражали против удовлетворения жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2018 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Приказом Минэнерго России от 26.11.2013 N 849 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" ПС 220 кВ НПС-16 и ВЛ 220 кВ Нижний Куранах - НПС-16 отнесены к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС).
Между ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Транснефтьэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 01.07.2011 N 517/П. Дополнительным соглашением от 11.02.2013 N 9 реестр обслуживаемых энергосбытовой организацией потребителей дополнен ООО "Востокнефтепровод" НПС-16 (в настоящее время ООО "Транснефть-Восток"). Переток электрической энергии на ПС 220 кВ НПС-16 (питающую НПС-16) осуществляется из сети ЕНЭС по ВЛ 220 кВ "Нижний Куранах -НПС-15 с отпайкой на ПС220 кВ НПС-16".
В результате аварии, произошедшей 21.11.2014 в 23-45 в энергосистеме Дальнего Востока, в связи с отсутствием резервов реактивной мощности и с целью минимизации объемов ограничения режима потребления электроэнергии (мощности) в Западном энергорайоне Амурской области и Южно-Якутском энергорайоне, диспетчером Амурского регионального диспетчерского управления (филиал АО "СО ЕЭС") отдана команда на переключение НПС-16 (нефтеперекачивающая станция) на питание от генерирующих объектов, находящихся в технологически изолированной территориальной энергетической системе (письмо филиала АО "СО ЕЭС" РДУ энергосистемы Амурской области от 25.11.2014 N Р9-б1-1-19/2374 "О согласовании схемы питания ПС 220 кВ НПС-16"). Письмом от 26.11.2014 N ЭНС/15002 "О согласовании схемы питания ПС 220 кВ НПС-16" ПАО "Якутскэнерго" уведомило об измененной с 22.11.2014 схеме питания и просило учесть данную информацию при формировании баланса электроэнергии и мощности на оптовом рынке. Обратное переключение произведено 06.12.2014.
Поскольку энергопринимающее устройство НПС-16 непосредственно присоединено к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС", а в период с 22.11.2014 по 09.12.2014 электрическая энергия, выработанная ПАО "Якутскэнерго", была отпущена в сеть ответчика в отсутствие на то законных и договорных оснований, истец обратился в суд с настоящими требованиями о взыскании 8 732 410 рублей 79 копеек неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что истцом не представлено доказательств извлечения ответчиком выгоды от поступившего объема электрической энергии, произведенное переключение 22.11.2014 применительно к сетям ПАО "ФСК ЕЭС" сформировало ситуацию опосредованного подключения, что не позволяет утверждать о неосновательном обогащении ответчика.
Истец, не согласившись с указанными выводами суда первой инстанции, настаивал на доводах о том, что принадлежащие ПАО "ФСК ЕЭС" объекты электросетевого хозяйства, присоединенные к спорному объекту НПС-16 не были включены в спорный период в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, ответчику не был установлен тариф на передачу электрической энергии по объекта, не входящим в ЕНЭС, ввиду чего ПАО "ФСК ЕЭС" не являлось сетевой организацией в спорный период.
Вместе с тем, доводы истца подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно - диспетчерского управления в электроэнергетике.
Из статьи 3 Закона об электроэнергетике следует, что услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям оказывает организация по управлению ЕНЭС - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (пункт 2 статьи 7, статьи 8-10 Закона об электроэнергетике, статья 3 Устава).
ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со статьей 8 Закона об электроэнергетике является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которая представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
В силу пункта 4 статьи 8 Закона об электроэнергетике организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и ее аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии и мощности (за исключением покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных (хозяйственных) нужд; покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика).
В соответствии с пунктом 4 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 потребителем услуг по передаче электрической энергии могут быть признаны лица, владеющие объектами электроэнергетики.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства
Однако, как следует из подпункта "а" пункта 41 раздела III ПНД, при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.
Таким образом, ПАО "ФСК ЕЭС" в силу закона не может быть потребителем электрической энергии.
Кроме того, в период ПАО "ФСК ЕЭС" не выставляло на оптовый рынок объемы электроэнергии, для их покупки энергосбытовой организацией ООО "Транснефтьэнерго", в отношениях по энергоснабжению объекта НПС-16 ПАО "ФСК ЕЭС" выступало в качестве сетевой организацией (организацией по управлению ЕНЭС).
Истцом не опровергнуто то обстоятельство, что ПАО "ФСК ЕЭС" не препятствовало перетоку электрической энергии на НПС-16, не представлено доказательств возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Доводы истца о том, что судом первой инстанции не учтена позиция по делу N А19-13667/2016 и не приняты дополнительные документы, имеющие значения для правильного рассмотрения спора, подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не привели к принятию неверного решения судом первой инстанции, ввиду надлежащей оценке представленным в материалы дела доказательствам, верного применения норм материального и процессуального права.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2018 года по делу N А40-227003/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.