город Ростов-на-Дону |
|
05 сентября 2018 г. |
дело N А32-44224/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкчаевой,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вместе"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.12.2017 по делу N А32-44224/2017, принятое судьей Тамахиным А.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вместе"
о взыскании 1 093 778,74 руб. задолженности за потребленную сверх норматива потребления горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за период с июня по июль 2017 года, 8 101,83 руб. пени за период с 11.07.2017 по 14.09.2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - истец, ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вместе" (далее - ответчик, ООО "УК "Вместе") 1 093 778,74 руб. задолженности за потребленную сверх норматива потребления горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за период с июня по июль 2017 года, 8 101,83 руб. пени за период с 11.07.2017 по 14.09.2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2017 с ООО "УК "Вместе" в пользу ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" взыскано 1 093 778,74 руб. задолженности за потребленную сверх норматива потребления горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за период с июня по июль 2017 года, 7 426,67 руб. пени за период с 11.07.2017 по 14.09.2017 и 24 004,28 руб. расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вместе" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит приобщить к материалам дела документы, которые у ООО "УК "Вместе отсутствовала возможность представить в Арбитражный суд Краснодарского края в связи с тем, что ООО "УК "Вместе" не было извещено о судебном заседании, заявленные истцом исковые требования - оставить без удовлетворения, в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" к ООО "УК "Вместе", - отказать полностью. В обоснование апелляционной жалоб ответчик ссылается на то, что 03.07.2017
ООО "УК "Вместе" в адрес ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" направлено письмо, зарегистрированное за исх. N 16, с просьбой направить проект договора ресурсоснабжения на содержание общего имущества, в многоквартирных домах находящихся в управлении ООО "УК "Вместе", о месте и времени получения просили сообщить по телефону или направить по электронной почте. Данное письмо зарегистрировано ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" за N 1426 от 06.07.2017.
17.08.2017 ответчиком получено письмо N 1495 от 14.07.2017 от истца, с ответом исх. N16 от 03.07.2017, в котором сообщалось, что для согласования и дальнейшего подписания передается проект договора на содержание общего имущества многоквартирных домов.
В ответ на исх. N 1495 от 14.07.2017, ответчиком в адрес истца направлено письмо N 57 от 15.09.2017, с просьбой скорректировать и дополнить приложения N 1 и N 2 для всестороннего рассмотрения договора и точного расчета расходов по договору ресурсоснабжения на содержание общего имущества, так как приложения N 1 подготовлены всего на 19 из имеющихся многоквартирных домов, а приложения N 2 на 18 из имеющихся 37 многоквартирных домов.
Ответчик ссылается на то, что от истца не поступало ни писем, ни отредактированного проекта договора ресурсоснабжения на содержание общего имущества многоквартирных домов находящихся в управлении ООО "УК "Вместе", о котором и велась переписка между организациями. В связи с отсутствием договора ресурсоснабжения и нежеланием истцом заключить договор ресурсоснабжения с ООО "УК "Вместе", ответчик считает, что основания для взыскания средств по незаключенному договору, у ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" - отсутствуют.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 04.04.2018 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции по следующим основаниям.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции (часть 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Согласно части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
По смыслу части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: 1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован; 2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд; 3) копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Согласно разъяснению, данному в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в Едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Суд апелляционной инстанции установил, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, адресом места нахождения ООО "УК "Вместе" является 353910, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Черняховского, д. 6, помещ. 2.
Как следует из материалов дела, определение от 24.10.2017 о принятии заявления к производству направлено судом первой инстанции по указанному адресу. Судебная корреспонденция возвращена в суд первой инстанции с отметкой органа почтовой связи "Истек срок хранения". На конверте (т. 1 л.д. 153) отсутствуют отметки ГУП "Почта России" о направлении первичного и вторичного извещений о получении корреспонденции.
Приказом федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 05.12.2014 N 423-п утверждены и введены в действие особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное" (далее - Особые условия), устанавливающие общий порядок приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", под которыми понимаются заказные письма и заказные бандероли, отправляемые судами, образованными в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в которых пересылаются судебные повестки, судебные акты (определения, решения, постановления суда).
Согласно пунктам 3.2 - 3.4 Особых условий заказные письма разряда "Судебное" доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении. При отсутствии адресата в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляется извещение с приглашением адресата на объект почтовой связи для получения почтового отправления. При неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда "Судебное" в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения.
Не врученные адресатам заказные письма разряда "Судебное" возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи (пункт 3.6 Особых условий).
По смыслу пункта 3.1 Особых условий вручение почтовых отправлений разряда "Судебное" осуществляется, в том числе в соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным приказом N 114-п (далее - Порядок).
В силу пункта 20.15 Порядка почтовые отправления разряда "Судебное" хранятся в отделении почтовой связи семь календарных дней со дня поступления. При этом согласно пункту 20.17 Порядка при неявке адресатов за почтовым отправлением разряда "Судебное" в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. На оборотной стороне почтового отправления делается отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником. По истечении установленного срока хранения не полученное адресатом почтовое отправление возвращается по обратному адресу, указанному на почтовом отправлении (пункт 21.1 Порядка).
В целях проверки довода ответчика о ненадлежащем извещении о судебном заседании в суде первой инстанции судом апелляционной инстанции направлен запрос в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" для предоставления информации о том, по каким причинам корреспонденция не была вручена.
В ответ на запрос суда от УФПС Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России" поступил ответ от 03.04.2018 N 9.2.12.1-01/2452 из которого следует, что заказное письмо с простым уведомлением разряда "судебное" N 35093110160210 поступило 02.11.2017 в отделение почтовой связи Новороссийск 353910 с адресом: г. Новороссийск, ул. Черняховского, 6, пом. 2 УК "Вместе". В тот же день передано в доставку почтальону, но не вручено по причине отсутствия адресата по указанному адресу. В связи с отсутствием почтового ящика и вывески организации письмо с извещением ф. 22 возвращено в ОПС в картотеку "Судебное" для вручения адресату. Вторичное извещение ф. 22-в по указанной причине не выписывалось. Уполномоченный представитель адресата за получением заказного письма в отделение связи не обращался. Возвращено заказное письмо 10.11.2017.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд (пункт 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса).
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание содержание информации, указанной в письме организации почтовой связи от 03.04.2018 N 9.2.12.1-01/2452, приходит к выводу о том, что требования о вторичном извещении органом почтовой связи не выполнены, в связи с чем, ответчик не был надлежащим образом извещен о начавшемся судебном процессе.
Какие-либо доказательства информированности ответчика о возбуждении настоящего дела в суде (ходатайства, отзыв, извещение посредством факсимильной связи, телефонограммы и т.д.), в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" ходатайствовал об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, просил суд взыскать с ООО "УК "Вместе" в пользу ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" задолженность за представленный коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества за период с июня 2017 года по июль 2017 года в размере 1 093 778,74 руб. основного долга, 6 526, 47 руб. - пени.
Суд апелляционной инстанции определением от 01.08.2018 в порядке статьи 49 АПК РФ принял данные уточнения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 27.08.2018 в связи с нахождением судьи Илюшина Р.Р. в отпуске, в составе суда в порядке ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена на судью Гуденица Т.Г., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство истца о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку горячей воды в многоквартирные дома расположенные в г. Геленджике, по следующим адресам: ул. Гринченко д. 18, ул. Жуковского д. 2 корп. А, ул. Калинина д. 33 корп. А, ул. Колхозная д. 98, ул. Леселидзе д. 2, 4, 6, 8, мкр. Парус д. 3, 4, 17, 18, ул. Полевая д. 6, 10, 33, 37, 45 корп. А, ул. Орджоникидзе д. 5 корп. Б, ул. Свердлова д. 19, ул. Советская д. 66, 68, ул. Ульяновская д. 23, ул. Маяковского д. 4, пер. Сосновый д. 3/1, ул. Островского д. 142 корп. А.
Согласно сведениям с официального интернет-сайта "Реформа ЖКХ" и интернет-сайта государственной жилищной инспекции Краснодарского края ответчик является компанией, обслуживающей указанные многоквартирные дома, т.е. управляющей компанией.
Договор энергоснабжения на поставку сверхнормативного объема ОДН между истцом и ответчиком не заключен.
За период с июня по июль 2017 года по указанным выше домам ответчиком осуществлено потребление горячей воды на общедомовые нужды сверх установленного норматива на общую сумму 1 093 778,74 руб., что подтверждается счетами-фактурами за указанный период, расчетом, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.
В адрес ответчика выставлялись счета на оплату потребленной горячей воды.
Ответчик оплату за поставленную горячую воду, потребленную на общедомовые нужды сверх норматива, не оплатил, в связи с чем, за ним образовалась задолженность в размере 1 093 778,74 руб. в связи с чем, истец обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
29.06.2016 Постановлением Правительства РФ N 603 были внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно новой редакции от 29.06.2016 пункта 44 Правила N 354, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Тем самым, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, Постановлением N 603 от 29.06.2016 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) дополнены п. 21 (1),который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, (п. 21 (1) Правил N 124).
При наличии оснований определенных пунктом п. 21 (1) Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vd = Vodny - Vnomp, где:
Vodny - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vnomp - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг". В указанных целях Постановлением N 603 от 29.06.2016 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N 124, а также в пункте 4 Правил N 124.
Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
В то же время, в решении Верховного суда от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию. Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Судом установлено, что согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ответчиком.
Кроме того, обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и после 01.01.2017.
Между тем, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и обществом в рассматриваемом случае не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017.
В рассматриваемом случае позиция ответчика, по существу, сводится к полному освобождению управляющей компании от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статей 10, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, исковые требования в части взыскания 1 093 778,74 руб. задолженности за потребленную сверх норматива потребления горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за период с июня по июль 2017 года подлежат удовлетворению.
Истцом в суде апелляционной инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены исковые требования в части взыскания пени с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,25% и просит взыскать пени за период с 11.07.2017 по 14.09.2017 в размере 6 526, 47 рублей.
За июнь 2017 года начислено 694 747, 79 период просрочки с 10.08.2017 по 14.09.2017 составляет 36 дней по ставке ЦБ РФ 0,0725 1/300, таким образом, сумма просрочки составляет 6 044,31 рублей, за июль 2017 года начислено 399 030,95 период просрочки с 10.09.2017 по 14.09.2017 составляет 5 дней по ставке ЦБ РФ 0,0725 1/300, таким образом, сумма просрочки составляет 482,16.
Таким образом, сумма задолженности, подлежащая взысканию, составляет 1 093 778, 74 рублей, сумма пени, подлежащая взысканию, составляет 6 526, 47 рублей.
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Судом апелляционной инстанции проверен расчет пени истца и признает его арифметически и методологически верным.
В соответствии с п. 87 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения" утв. ПП РФ N 1075, ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" расчеты за поставленный коммунальный ресурс "горячая вода" на территории МО г-к. Геленджик производит по двухкомпонентному тарифу включающего в себя стоимость холодной воды, и тепловой энергии, утверждаемому региональной энергетической комиссией - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее РЭК по Краснодарскому краю).
Согласно Приказа РЭК по Краснодарскому краю от 30.11.2015 N 51/2015-т на территории МО г-к. Геленджик для ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" в период с 01.06.2017 по 30.06.2017 действовал тариф на компонент т/э в размере - 2 890,25 руб./Гкал (без НДС).
Однако, приказом от 01.06.2017 N 26/2017- Т РЭК по Краснодарскому краю был установлен новый тариф на компонент т/э в размере - 2 536,67 руб./Гкал.
Данный тариф стал обязателен к применению ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" с момента вступления в законную силу вышеуказанного приказа, а именно, с 12.06.2017.
В связи с чем, в счет-фактурах выставленных ООО УК "Вместе" за июнь 2017 года ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" включил два расчета за тепловую энергию с учетом действия тарифов до и после вступления в законную силу вышеуказанного приказа РЭК по Краснодарскому краю.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять собственникам МКД плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Исходя из положения пп. в) п.21.1 Правил утв. ПП 124 Объем коммунального ресурса потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме после выхода из строя ранее введённого эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки установленные законодательством, определяется исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъекта РФ.
Доводы ответчика о неправомерности расчета объема коммунального ресурса исходя из утвержденного норматива не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку из представленных в адрес Истца показаний общедомовых приборов по части многоквартирных домов находящихся в управлении ООО "УК "Вместе" усматривается их неработоспособность.
Доводы ответчика о том, что между сторонами отсутствует договор теплоснабжения на поставку коммунального ресурса в целях содержания общего имущества, а также нежеланием ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" заключить договор ресурсоснабжения, не дает правовых оснований для освобождения ООО УК "Вместе" от обязанности оплачивать коммунальный ресурс поставляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах находящихся в управлении ООО УК "Вместе".
Ссылка на спор по урегулированию положений договора теплоснабжения в обоснование отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края не может признаваться надлежащим основанием, поскольку возник данный спор в период последующий периоду возникновения задолженности.
Также отсутствие договора не освобождает управляющую компанию от возмещения расходов понесенных ресурсоснабжающей организацией на подачу управляющей компанией коммунального ресурса в целях содержания общего имущества, данное обстоятельство подтверждается системным взаимодействием положений ст.544 ГК РФ, п.4 Правил утв. ППN 124, а также ч.2 ст. 162 ЖК РФ, п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 270, ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом заявленных истцом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вместе" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" подлежат взысканию задолженность за представленный коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества за период с июня 2017 года по июль 2017 года в размере 1 093 778,74 руб. основного долга, 6 526,47 руб. - пени и 24 003, 28 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
При подаче искового заявления истцом по платежному поручению от 29.09.2017 N 6519 уплачена государственная пошлина в размере 24 019, 00 рублей, в связи с чем, из федерального бюджета подлежат возврату излишне уплаченные 15,72 (Пятнадцать рублей семьдесят две копейки).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2017 по делу N А32-44224/2017 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вместе" (ОГРН 1172375016615, ИНН 2315993927) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ОГРН 1132308020844 ИНН 2308206128) задолженность за представленный коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества за период с июня 2017 года по июль 2017 года в размере 1 093 778,74 руб. основного долга, 6 526,47 руб. - пени и 24 003, 28 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар"(ОГРН 1132308020844 ИНН 2308206128) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 15,72 (Пятнадцать рублей семьдесят две копейки), перечисленную по платежному поручению от 29.09.2017 N 6519.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44224/2017
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО КРАСНОДАР"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Вместе", ООО УК "Вместе"
Третье лицо: *Отделение почтовой связи Новороссийск 10