г. Хабаровск |
|
09 октября 2018 г. |
А16-852/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.,
при участии в заседании:
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ: Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 07.12.2017 N 156;
от Администрации Бирофельдского поселения Биробиджанского района ЕАО: представитель не явился;
от Минобороны России: Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 06.03.2018 N 21212Д/1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 06.06.2018
по делу N А16-852/2018
Арбитражного суда Еврейской автономной области,
принятое судьей Столбовой С.К.,
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Администрации Бирофельдского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области
об обязании подписать передаточные акты, внести в реестр муниципального
имущества и принять к бюджетному учету объекты недвижимого имущества,
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, г. Хабаровск, далее - ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Администрации Бирофельдского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН 1057900133730, с. Бирофельд Биробиджанского района Еврейской автономной области, далее - Администрация Бирофельдского поселения) об обязании подписать передаточные акты, внести в реестр муниципального имущества и принять к бюджетному учету объекты следующие недвижимого имущества:
1. земельный участок, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, примерно в 2 км по направлению на северо-запад от железнодорожной станции Бирофельд, в/г N 19, кадастровый номер 79:04:0400003:115, общей площадью 281 496 кв.м;
2. земельный участок, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, примерно в 2,5 км по направлению на северо-запад от железнодорожной станции Бирофельд, в/г N 19, кадастровый номер 79:04:0400003:116, общей площадью 6 561 кв.м;
3. жилой дом, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, ДОС 10, номер по генплану 10, 1981 года постройки, общей площадью 3 053 кв.м;
4. жилой дом, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с, Бирофельд, в/г N 19, ДОС 11, номер по генплану 11, 1981 года постройки, общей площадью 3 053 кв.м;
5. жилой дом, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, ДОС 12, номер по генплану 12, 1981 года постройки, общей площадью 3 053 кв.м;
6. жилой дом, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, ДОС 16, номер по генплану 16, 1982 года постройки, общей площадью 3 053 кв.м;
7. жилой дом, расположенный но адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, ДОС 17, номер по генплану 17, 1982 года постройки, общей площадью 3 053 кв.м;
8. жилой дом, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, ДОС 18, номер по генплану 18, 1983 года постройки, общей площадью 3 053 кв.м;
9. банно-прачечный комбинат, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 25, 1983 года постройки, общей площадью 697 кв.м;
10. водонасосная станция, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 20, 1984 года постройки, общей площадью 132 кв.м;
11. здание производственное, расположенное по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 26, 1985 года постройки, общей площадью 832 кв.м;
12. канализационно-насосная станция, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 32, 1982 года постройки, общей площадью 19 кв.м;
13. контрольно-технический пункт, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 14, 1983 года постройки, общей площадью 65 кв.м;
14. котельная, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 23, 1981 года постройки, общей площадью 394,6 кв.м;
15. медицинский пункт, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 24, 1984 года постройки, общей площадью 784 кв.м;
16. общежитие, расположенное по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 9, 1980 года постройки, общей площадью 1 325 кв.м;
17. очистные сооружения, расположенные по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 42, 1987 года постройки, общей площадью 97 кв.м;
18. трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 35, 1986 года постройки, общей площадью 31 кв.м;
19. трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 39, 1983 года постройки, общей площадью 31 кв.м;
20. трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 34, 1982 года постройки, общей площадью 31 кв.м;
21. хлебопекарня, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 41, 1986 года постройки, общей площадью 170 кв.м;
22. контрольно-технический пункт, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19, номер по генплану 19, 1982 года постройки, общей площадью 51 кв.м;
23. водопровод, расположенный по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19;
24. дымовая труба, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19;
25. теплосеть, расположенная по адресу: 679520, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бирофельд, в/г N 19.
Исковые требования обоснованы положениями Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона N 423-ФЗ от 08.12.2011 "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением от 06.06.2018 суд обязал Администрацию Бирофельдского сельского поселения принять в муниципальную собственность и в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подписать акт приема-передачи, а также отразить в реестре муниципального имущества сельского поселения земельный участок, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, примерно в 2,5 км по направлению на северо-запад от железнодорожной станции Бирофельд, в/г N 19, кадастровый номер 79:04:0400003:116, общей площадью 6 561 кв.м.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ считает судебный акт подлежащим отмене, а исковые требования - удовлетворению в полном объеме.
В обоснование указано на обязанность ответчика, в силу положений Федерального закона N 423-ФЗ, принять к муниципальному учету все спорное имущество, на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 02.10.2017 N 988 "Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Бирофельдское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области"; отказ Администрации в добровольном удовлетворении требований препятствует учреждению снять с бухгалтерского учета спорные объекты недвижимости.
При этом, ненадлежащее техническое состояние объектов недвижимости не может служить основанием для отказа в иске, поскольку законодательно на передающую сторону не возложены обязанности по приведению передаваемого имущества в определенное состояние, в связи с чем Администрация должна принять спорные объекты к муниципальному учету в том виде, в каком они имеются.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация выразила несогласие с ее доводами, указав на необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемых объектах, ссылаясь на то, что передаваемые объекты утратили свои основные свойства оборотоспособности и не пригодны для использования их в целях, для которых они предназначены, отсутствие волеизъявления ответчика; здания из-за нахождения их в аварийном и полуразрушенном состоянии не пригодны к эксплуатации.
В подтверждение своей позиции к отзыву на жалобу представлены: фотоснимки спорных объектов; письма от 09.01.2018, 12.04.2018, которые в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Дело рассмотрением откладывалось.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ поддержала доводы жалобы, считая Администрацию обязанной принять к муниципальному учету все объекты недвижимости, указанные в передаточном акте, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 2 Федерального закона N 423-ФЗ, независимо от состояния имущества.
Представитель Минобороны России поддержал позицию ответчика.
Администрация, извещенная надлежащим образом, своего представителя не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения ответчика и третьего лица, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ от 02.10.2017 N 988 "Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Бирофельдское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области" (далее - Приказ N 988).
Согласно указанному приказу из федеральной собственности в собственность Бирофельдского сельского поселения подлежит передаче 25 объектов недвижимого имущества военного городка N 19 с. Бирофельд, указанных в приложении к Приказу N 988, в том числе 2 земельных участка с кадастровыми номерами 79:04:0400003:115 и 79:04:0400003:116.
В целях исполнения Приказа N 988 ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в адрес сельского поселения направило проект передаточного акта для подписания (исх. от 12.10.2017 N 141/6/06-03/13283).
Распоряжением главы сельского поселения N 50-а от 23.10.2017 создана комиссия по приемке имущества по Приказу N 988, пунктом 2 данного распоряжения срок окончания приемки установлен 27.12.2017.
13.11.2017 письмом N 932102101-29 глава сельского поселения выразил отказ в принятии имущества, указав на несоответствие передаваемого имущества по своему фактическому износу и потребительским свойствам общепринятым нормам недвижимого имущества, поскольку при осмотре спорных объектов определить назначение имущества невозможно; все объекты разбиты, разобраны, разрушены, отдельные части объектов похищены либо приведены в полную негодность, вместо бывших строений жилого и специального назначения - руины.
25.12.2017 Администрацией Бирофельдского поселения составлен акт приема (осмотра) имущества, по результатам которого комиссией сделан вывод о невозможности принятия объектов в муниципальную собственность ввиду практического их разрушения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции, перечисленные в пункте 2 указанного Постановления, в том числе передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Так, в силу абзацев 6-8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Исходя из данной нормы права, передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (что фактически имеет место в данном деле) осуществляется на основании решения, принимаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
На основании пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Безвозмездная передача военного недвижимого имущества оформляется принятием решения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (статья 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
При решении вопроса о передаче имущества, относящегося к объектам федеральной собственности и подлежащего передаче в муниципальную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 07.12.2006 N 542-О, Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также принято Определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- принадлежность имущества истцу;
- волеизъявление истца на передачу имущества ответчику;
- согласие ответчика на принятие имущества;
- правомерность нахождения заявленного имущества в собственности муниципального образования в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Факт принадлежности спорного имущества истцу и факт волеизъявления истца на передачу данного имущества ответчику подтверждены материалами дела.
Между тем, согласие органа местного самоуправления на их принятие отсутствует.
Возражения Администрации отражены в письмах от 13.11.2017, 09.01.2018, 12.04.2018, письменных отзывах на иск и апелляционную жалобу, в которых указано, что недвижимое имущество бывшего военного городка N 19 в количестве 23 объектов, находящееся на земельном участке общей площадью 281 496 кв.м с кадастровым номером 79:04:0400003:116, представляет собой разобранные остовы зданий и сооружений, непригодно для нужд местного самоуправления, в связи с чем администрация возражает против его принятия в муниципальную собственность.
Как следует их представленных в материалы дела актов обследования объектов недвижимого имущества от 25.12.2017 и 29.05.2018, все подлежащие передаче объекты разрушены.
Указанное подтверждается имеющимися на диске фотоснимками спорных объектов, представленными в материалы дела (л.д.84).
Оценив в совокупности имеющиеся и дополнительно представленные в материалы дела доказательства, исходя из содержания актов осмотра объектов военного городка N 19 от 25.12.2017 и 29.05.2018, писем Администрации от 13.11.2017, 09.01.2018, 12.04.2018, фотоснимков объектов, апелляционный суд считает доводы Администрации о непригодности спорных объектов для эксплуатации в интересах муниципального образования обоснованными.
Утрата недвижимой вещью таких свойств, как пригодность для использования ее в целях, для которых она предназначена, влечет утрату свойства оборотоспособности вещи, что исключает юридические вопросы передачи отсутствующего объекта гражданских прав в силу статей 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, передача аварийных, непригодных для выполнения своего функционального назначения объектов, в том числе руинированных и частично разрушенных, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных федеральными законами.
Представленными в материалы дела доказательствами объективная необходимость передачи в муниципальную собственность имущества для его использования в целях реализации функций местного самоуправления, исходя из его финансово-экономических возможностей, не установлена.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанных судебных актах неоднократно разъяснял, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, для безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества необходимо соблюдение ряда условий, в частности, таких как: объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий и возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Между тем, по настоящему делу возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения истцом не доказана и судом не установлена.
Таким образом, несогласие органа местного самоуправления объективно отражает отсутствие оснований для принятия спорных объектов в муниципальную собственность.
Неудовлетворительное состояние спорных объектов истцом в соответствии со статьей 65 АПК РФ документально не опровергнуто.
С учетом установленного, принимая во внимание положения статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, апелляционный суд считает невозможным использование данных объектов, с учетом вопросов местного значения городского поселения, поскольку здания находятся в аварийном состоянии, представляя собой угрозу жизни и здоровью населения, восстановлению не подлежат, что может существенно воспрепятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
В этой связи отказ в удовлетворении иска в части, касающейся всех объектов, за исключением земельного участка с кадастровым номером 79:04:0400003:116, площадью 6 561 кв.м, является правомерным.
При этом, второй спорный земельный участок с кадастровым номером 79:04:0400003:115, площадью 281 496 кв.м, на котором расположены разрушенные объекты недвижимости, также исключает возможность его фактического использования, как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Доводы жалобы о наличии у муниципального образования безусловной обязанности принять к муниципальному учету перечисленные объекты недвижимости в границах военного городка, со ссылкой на упрощенную процедуру передачи объектов в муниципальную собственность, при принятии решения об этом органом военного управления, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку положения Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие в нарушение конституционных прав органа местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в одностороннем порядке.
По существу доводы апелляционной жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ противоречат вышеприведенному толкованию норм права, данному Конституционным Судом Российской Федерации, в связи с чем признаются несостоятельными.
Ссылка ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ на изменения, внесенные в статью 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, согласно части 2.2 которой если здания, не предназначенные для проживания граждан, сооружения находятся в аварийном состоянии, исключающем их дальнейшую эксплуатацию, в собственность субъектов Российской Федерации либо муниципальную собственность передаются земельные участки с расположенными на них указанными зданиями и сооружениями, не может быть принята во внимание.
Часть 2.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 308-ФЗ.
Между тем, в силу статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При этом, согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ) положения статей 1-3 настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В этой связи решение суда, основанное на правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 06.06.2018 по делу N А16-852/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.