город Ростов-на-Дону |
|
05 сентября 2018 г. |
дело N А53-3250/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от ООО "Новые технологии Дона": представители Мысина А.Н. по доверенности от 22.11.2017, паспорт; Адамов С.И. по доверенности N 6 от 22.11.2017, паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель Соко М.В. по доверенности N 31 от 12.02.2018, удостоверение;
от ГКУЗ Ростовский области "Дом ребенка N 4 специализированный с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" города Ростова-на-Дону: представитель Черная Н.В. по доверенности от 20.08.2018, паспорт;
от ГКУЗ Ростовской области "ДРС" г. Новочеркасска: представитель Черная Н.В. по доверенности от 16.08.2018, паспорт;
от ГКУЗ Ростовской области "ДРС" г. Таганрога: представитель Черная Н.В. по доверенности от 16.08.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии Дона"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.06.2018 по делу N А53-3250/2018, принятое судьей Бондарчук Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии Дона"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц: Государственного казенного учреждения здравоохранения Ростовский области "Дом ребенка N 4 специализированный с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" города Ростова-на-Дону, Государственного казенного учреждения здравоохранения Ростовской области "ДРС" г. Новочеркасска, Государственного казенного учреждения здравоохранения Ростовской области "ДРС" г. Таганрога
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новые технологии Дона" (далее - заявитель, ООО "Новые технологии Дона", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 25.12.2017 по делу N 2480/03 в части п. 1, п. 3, п. 4 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 3 л.д. 33-34)).
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное казенное учреждение здравоохранения Ростовский области "Дом ребенка N 4 специализированный с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" города Ростова-на-Дону, ГКУЗ Ростовской области "ДРС" г. Новочеркасск, ГКУЗ Ростовской области "ДРС" г. Таганрог.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2018 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что анализ технического задания показал, что оно сформировано заказчиком с учетом специфики закупаемых услуг и разработано в соответствии со специальным законодательством, и не содержит описания объекта закупки, которое бы входило в противоречие с положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Новые технологии Дона" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что ГКУЗ Ростовской области "ДРС" г. Новочеркасск не был извещен о судебном заседании 02.04.2018, а также ссылается на то, что из предмета закупки следует, что сбор медицинских отходов не входит в обязанность исполнителя, тем саамы неверно указан код ОКПД2, поскольку организатором торгов установлено требование по вывозу и утилизации отходов с учетом специфики исполнения работ, указанных в описании закупки. Апелляционная жалоба также мотивирована тем, что Технически регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 не содержит требований специально закрепленных в отношении автотранспорта, перевозящего медицинские отходы.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУЗ Ростовской области "ДРС N 4" г. Ростов-на-Дону просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Новые технологии Дона" поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель антимонопольного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель ГКУЗ Ростовский области "Дом ребенка N 4 специализированный с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" доложила доводы возражений, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 29.08.2018 до 17 час. 00 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 13.12.2017 государственное казенное учреждение здравоохранения Ростовский области "Дом ребенка N 4 специализированный с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" города Ростова-на-Дону (далее - заказчик) на официальном сайте Российской Федерации разместило извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N 035820000921700135 "Оказание услуг по вывозу, аппаратному обеззараживанию физическими методами и обезвреживанию централизованным способом необеззараженных медицинских отходов класса "Б", кроме анатомических, их сортировке и последующей рекуперации (извлечение полезных компонентов) для последующего применения в качестве вторичного сырья, с размещением не подлежащих дальнейшей утилизации обезвреженных медицинских отходов на полигоне (далее - аукцион).
Согласно извещению: начальная (максимальная) цена контракта составила 6 251 532,50 руб., срок окончания подачи заявок - 29.12.2017.
18.12.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии Дона" о нарушении, по его мнению, заказчиком норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в части неверного установления кода ОКПД2-38.12.11.000; описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку заказчик в документации об аукционе указывает на необходимость "рекуперации" отходов, при этом, не исключая утилизацию отходов методом сжигания; организатор торгов установил избыточные требования к потенциальным участникам закупки, не относящиеся к предмету закупки; заказчиком установлено требование о предоставлении заказчику в безвозмездное пользование расходных материалов (пакеты, контейнеры), при условии, что предметом закупки является оказание услуг; заказчиком неверно определена максимальная цена закупки.
По результатам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 25.12.2017 по делу N 2480/03, в соответствии с которым жалоба общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии Дона" признана частично обоснованной, а заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Также заказчику выдано обязательное к исполнению предписание от 25.12.2017 N 1109/03, в соответствии с которым заказчику предписано в срок до 12.01.2018 внести изменения в аукционную документацию с учетом нарушений Федерального закона N 44-ФЗ, отраженных в решении управления от 25.12.2017 N 2480/03.
Не согласившись с вынесенным решением (в обжалуемой части, п. 1, 3, 4) воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Новые технологии Дона" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Частями 2, 4 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, к которым относятся: непроведение ликвидации участника закупки; отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; неприостановление деятельности участника закупки на дату подачи заявки; отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ; отсутствие у участника закупки - физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята); неприменение в отношении участника закупки - физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации; отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 66 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Из материалов дела следует, что организатор торгов в извещении о проведении аукциона указал ОКПД 2:38.22.29.000 - Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов.
Довод общества о том, что указанный организатором код ОКПД 2 при проведении электронного аукциона N N N0358200009217000135 "на оказание услуг по вывозу, аппаратному обеззараживанию физическими методами и обезвреживанию централизованным способом необеззараженных медицинских: отходов класса "Б", кроме анатомических, их сортировке и последующей рекуперации (извлечение полезных компонентов) для последующего применения в качестве вторичного сырья, с размещением не подлежащих дальнейшей утилизации обезвреженных медицинских Отходов на полигоне" (далее - аукцион, закупка, торги) нарушил права и законные интересы участников закупки и не позволяет произвести поиск аукциона на Официальном сайте Единой информационной системы не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку предметом обжалуемой закупки являлось - оказание услуг по вывозу, аппаратному Обеззараживанию физическими методами и обезвреживанию централизованным способом необеззараженных медицинских отходов класса "Б", кроме анатомических, их сортировке и последующей рекуперации (извлечении полезных компонентов) для последующего применения в качестве вторичного сырья с размещением не подлежащих дальнейшей утилизации обезвреженных медицинских отходов на полигоне. Положения Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и Муниципальных нужд" (далее - Закон) устанавливающие требования к извещению о проведении электронного аукциона, не предусматривают обязанность заказчика указывать код ОКПД2 (статьи 42, 63 Закона).
Обязанность заказчиков указывать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, документации о закупке, контракте, реестре контрактов, заключенных заказчиками, отчете об исполнении контракта и (или) результатах отдельного этапа его исполнения, иных документах, предусмотренных Законом, наименование объекта закупки, соответствующее наименованию, отраженному в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), определена п. 4 ст. 23 Закона.
Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (п. 4 ст. 23 Закона). Таким органом является Минэкономразвития (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Пунктом 6 ст. 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения каталога утверждается Правительством РФ. В силу исполнения этого требования Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены:
- Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога);
- Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Требование об обязательном применении заказчиками каталога, установленное п. 4 ст. 23 Закона, начало действовать 1 января 2017 года. Ввиду отсутствия каталога заказчикам следует применять п. 7 Правил использования каталога. Данным пунктом установлено, что при планировании и осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги согласно требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.
Выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) осуществляется заказчиком самостоятельно. Вместе с тем, он не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), неприменения национального режима или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Письмом Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1033 разъяснено, что заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки. При этом, некорректное указание кода является значимым и может повлечь неблагоприятные для заказчиков последствия лишь в случае, если код выбран с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Положениями Закона, его подзаконными актами, не установлена ответственность за некорректное указание кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2, поскольку в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок отсутствуют какие-либо правила; или методические рекомендации, устанавливающие порядок применения общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Согласно ст. 7 Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Закона, должна быть полной и достоверной.
Кроме того, в силу части 9 статьи 105 Закона бремя доказывания доводов жалобы, при ее подаче и рассмотрении, возложено заявителя (к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность).
Довод заявителя о неверном установлении кода ОКДП-2, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела не представлено доказательств со ссылками на нормы Закона и (или) иных подзаконные акты, которые были нарушены организатором торгов при установлении в извещении о проведении закупки кода ОКПД 2 38.12.11.000, заявитель также не подтвердил нарушение своих прав и законных интересов действиями организатора торгов.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что для участия в закупке поступило четыре аукционные заявки (заявителем так же подана заявка на участие в закупке), согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе, что означает, что при опубликовании извещения о проведении закупки организатор торгов соблюден принцип открытости и прозрачности, закрепленный ст. 7 Закона.
Довод общества о том, что в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона организатор торгов включил в техническое задание документации об аукционе необоснованные требования, разделяя такие требования на требования к оборудованию и требования к условиям оказания услуги отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 25 Закона при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, такие заказчики вправе проводить совместные аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом. Контракт с победителем либо победителями совместных аукционов заключается каждым заказчиком.
Частью 5 статьи 25 Закона установлено, что порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 утверждены Правила проведения совместных конкурсов и аукционов" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил организатору совместного аукциона вменены обязанности по разработке и размещению в единой информационной системе в сфере Закупок извещения об осуществлении закупки, а также разработка и утверждение Документации, подготовленных в соответствии с Законом.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 ст. 33 Закона установлен запрет на включение в документацию о закупке, в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь указанными выше положениями Закона для проведения закупки, организатор совместного аукциона разработал документацию об аукционе, в которой представил техническое задание - требования к оказанию услуг (далее - техническое задание).
В техническом задании заказчик поименовал все требования, которые бы удовлетворили потребности учреждений здравоохранения города Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Заказчик в процессе оказания услуги продолжает оставаться собственником медицинских отходов, в соответствии с действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиНом 2.1.7.2790-10, несет ответственность за экологическую, природоохранную безопасность, за здоровье граждан, участвующих в процессе оказания услуги.
Соответственно требования об оснащении транспортного средства, предназначенного для перевозки необеззараженных отходов класса Б, системой видеорегистрации, системой "ГЛОНАСС" являются необходимыми для контроля действий исполнителя в процессе оказания услуги.
Установление требования об оснащении транспортного средства, предназначенного для перевозки необеззараженных отходов класса Б, системой видеорегистрации, системой "ГЛОНАСС" согласуется с Техническим регламентом Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
В п. 13 указанного технического регламента установлено, что выпускаемые в обращение транспортные средства категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.
Ссылки заявителя на Постановление Правительства N 641 от 25.08.2008 не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами") дополнен перечень транспортных средств, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в него так же включены автомобильные транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 32-ФЗ) определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681; "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
В соответствии со ст. 49 Закона 323-ФЗ медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию; размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и Оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами определены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного Санитарного врача Российской федерации от 09.12.2010.
Техзадание заказчика содержит требования к техническим характеристикам услуги, которые в полной мере идентичны положениям СанПиН 2.1.7.2790-10:
- высота помещений принимается в соответствии с габаритами устанавливаемого оборудования, но не менее 2,6 м (п. 10.4 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- во всех помещениях предусматривается совмещенное или искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. В Производственных помещениях уровень искусственной освещенности должен быть не менее 200 лк. (п. 10.5 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- температура воздуха в производственных помещениях должна быть в пределах 18 - 25 °С, относительная влажность не выше 75%. (п. 10.7 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- расстановка оборудования должна производиться с учетом обеспечения свободного доступа ко всему оборудованию. Расстояние от стен до оборудования должно составлять - не менее 0,6 м, а со стороны зоны обслуживания - не менее 1,0 м. Минимальные размеры проходов должны быть не менее 0,6 м. (п. 10.7 СанПиН 1.1.7.2790-10).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона законодателем установлено, что при описании объекта Закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных Характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, анализ технического задания показал, что оно сформировано заказчиком с учетом специфики закупаемых услуг и разработано в соответствии со специальным законодательством, и не содержит описания объекта закупки, которое бы входило в противоречие с положениями Закона.
Из указанных норм Закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Ссылка заявителя на судебную практику не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку отличаются условия проведения публичных процедур, также отличаются и цели проведения этих процедур. Так при проведении обжалуемого заявителем аукциона, организатором торгов предусматривалось мероприятие по рекуперации отходов, то есть извлечение ценных компонентов для их повторного использования, что в свою очередь предполагает иной контроль со стороны заказчика за ходом оказания закупаемой услуги.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что при подаче жалобы в Ростовское УФАС России заявитель не обжаловал положения документации об аукционе в части установления требования об оснащении спецмашин аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
В силу части 9 статьи 105 Закона бремя доказывания доводов жалобы, при ее подаче и рассмотрении, возложено на заявителя.
При подаче жалобы, по итогам рассмотрения которой принято обжалуемое решение, заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что сформулированные заказчиком требования привели к ограничению количества участников аукциона и (или) исключили возможность его участия в проверяемой закупке. Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том; что содержащееся в документации требования к оказанию закупаемых услуг технически, функционально и (или) экономически неразрешимо.
Довод заявителя о том, что заказчиком были объединены в один лот услуги по транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов и поставка товаров, необходимых для сбора и перемещения медицинских отходов в нарушение антимонопольного законодательства. Кроме того, требования заказчица о предоставлении исполнителем расходных материалов (пакеты, контейнеры) не соответствуют положениями Закона и ограничивают число участников закупки не принимается судом апелляционной инстанции, так как объединение в один лот различных услуг и поставки товара в рамках оказания закупаемых заказчиком услуг не может являться доказательством нарушения статьи 17 Закона N 135-ФЗ, поскольку такое объединение продиктовано целями проведения аукциона в данном конкретном случае.
Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2014 N ВАС-481/14.
Наличие технологической и функциональной связи данных работ с предметом закупки подтверждается СанПиН 2.1.7.2790-10.
Кроме того, доводы заявителя о нарушении конкуренции в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ носят предположительный характер, не основаны на каких-либо доказательствах.
Согласно нормам Закона, предмет закупки формируется заказчиком самостоятельно, исходя из потребности заказчика.
Законодатель разделяет три вида электронного аукциона, в числе которых аукцион на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
Для проведения такого аукциона заказчик устанавливает требования к таким товарам, а так же требование о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе показателей используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 64, п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона).
Положениями Закона не предусмотрены ограничения по включению в документацию о проведении электронного аукциона требований к товарам, работам и услугам, которые являются значимыми для заказчиков и отвечают их потребностям.
Организатором торгов в документацию об аукционе включено требование, о предоставлении заказчикам в составе услуги расходных материалов, одноразовой и многооборотной тары для сбора и временного хранения медицинских отходов, что не противоречит положениям Закона.
В силу статьи 6 Закона к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных к муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, установил, что в материалы дела не представлено доказательств того, что сформированный заказчиком лот привел к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона, участником закупки - может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе Зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Отсюда следует, что участником закупки на поставку закупаемого в рамках закупки товара, может выступать любое, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
В п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что "по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки".
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что факт создания участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, может рассматриваться как нарушающее ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если антимонопольный орган докажет, что такие условия включены в документацию об аукционе специально для того, чтобы обеспечить победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту.
Рассмотрение жалобы заявителя осуществлялось в рамках Закона, положениями которого предусмотрена обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов подателем жалобы (ч. 9 ст. 105 Закона).
В нарушение ч. 9 ст. 105 Закона заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе о том, что положения технического задания, исключают возможность заявителя принять участие в закупке, а также о том, что сформированное техническое задание, обеспечит победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту.
Довод общества о не уведомлении ГКУЗ Ростовской области "ДРС" г. Новочеркасск о судебном заседании 02.04.2018 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении, из которого следует, что определение от 01.03.2018 о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания на 02.04.2018 на 11 час. 00 мин. получено ГКУЗ Ростовской области "ДРС" г. Новочеркасск 13.03.2018 (т. 2 л.д. 99).
В силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие. При неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2018 по делу N А53-3250/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3250/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2018 г. N Ф08-9732/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГКУЗ РО "ДРС" г.Таганрог, ГКУЗ РО "ДРС" Новочеркасск, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОМ РЕБЕНКА N 4 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ", Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, ГКУЗ РО "Дом ребенка N4 специализированный с органическим поражением ЦНС с нарушением психики"
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9732/18
11.12.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11962/18
15.11.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11962/18
05.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11962/18
15.06.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-3250/18