г. Саратов |
|
07 сентября 2018 г. |
Дело N А57-5224/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поляковой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июня 2018 года по делу N А57-5224/2018 (судья Заграничный И.М.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (ОГРН 1026401674914, ИНН 6441007360, 412900, Саратовская обл., г. Вольск, ул. Володарского, д. 99)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Агро-Альянс" (ОГРН 1066450118822, ИНН 6450920993, 412900, Саратовская обл., г. Вольск, ул. Комсомольская, 251)
о взыскании штрафа,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (далее - УПФР в Вольском районе Саратовской области, заявитель, Управление) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Агро-Альянс" (далее - ООО "Агро-Альянс", Общество) штрафа за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете: за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за май и июнь 2017 года в сумме 7 500 руб.
Решением от 27 июня 2018 года Арбитражный суд Саратовской области взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Агро-Альянс" в пользу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области финансовые санкции за май и июнь 2017 года в сумме 500 руб.
В остальной части заявленных требований суд отказал.
УПФР в Вольском районе Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, взыскать с ООО "Агро-Альянс" финансовые санкции за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за май и июнь 2017 года в сумме 7 500 руб.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 09.08.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Агро-Альянс", являющийся страхователем, представил в УПФР в Вольском районе Саратовской области исходную форму СЗВ-М за май, июнь 2017 года 09.08.2017, т.е. с нарушением сроков, установленных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
УПФР в Вольском районе Саратовской области провело проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверок 04.09.2017 УПФР в Вольском районе Саратовской области были составлены акты N 073S18170011333, N 073S18170011334, свидетельствующий о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым зафиксировано, что страхователь направил сведения в исходной СЗВ-М за май, июнь 2017 года с нарушением установленного в законе срока.
03 октября 2017 года УПФР в Вольском районе Саратовской области вынесло решение N 073S19170009991 о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 4000 руб., решение N 073S19170009991 о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 3500 руб.
С учетом положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора для уплаты штрафа, ответчику были направлены требования N 073S01170418747, N 073S01170418748 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 15.11.2017.
В связи с неисполнения ООО "Агро-Альянс" указанных требований, УПФР в Вольском районе Саратовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции счел возможным применить смягчающие обстоятельства и снизить размер штрафа до 500 руб., поскольку Общество находится в стадии банкротства и в отношении него открыто конкурсное производство. Кроме того, учтен факт несвоевременной передачи руководителем должника бухгалтерской документации конкурсному управляющему.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" заявитель в рассматриваемые периоды являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Из материалов дела следует, что сведения за май, июнь 2017 года были представлены должником в территориальный орган Пенсионного фонда с нарушением требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
УПФР в Вольском районе Саратовской области провело проверку правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверок 04.09.2017 УПФР в Вольском районе Саратовской области были составлены акты N 073S18170011333, N 073S18170011334, свидетельствующий о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым зафиксировано, что страхователь направил сведения в исходной СЗВ-М за май, июнь 2017 года с нарушением установленного в законе срока.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).
Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, подтверждается материалами дела и последним не оспаривается. С учетом количества застрахованных лиц, в отношении которых несвоевременно представлены сведения (за май 8 человек, за июнь 7 человек), размер штрафа составил 7500 руб.
Порядок привлечения Общества к ответственности Управлением соблюден, размер финансовой санкции определен правильно.
Между тем, уменьшая размер назначенного штрафа в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельствами признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11019/09 разъяснено, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Следовательно, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 ст. 114 Кодекса).
Как установлено судами, определением Арбитражного суда Саратовской области от 02.06.2016 по делу N А57-370/2016 в отношении ООО "Агро-Альянс" была введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда от 19.05.2017 по делу N A57-370/2016 ООО "Агро-Альянс" было признано несостоятельным (банкротом) и открыто в отношении него конкурсное производство. Полномочия руководителя должника и иных органов управления должника были прекращены, конкурсным управляющим назначен Касаткин Сергей Александрович.
01 августа 2017 года по акту приема - передачи документов руководителем должника была частично передана конкурсному управляющему бухгалтерская отчетность, на основании которой был сформирован расчет по страховым взносам за 2 квартал 2017 года.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, учитывая признания Общества банкротом, признание факта допущенного правонарушения; отсутствие умысла на совершение правонарушения; самостоятельное предоставление отчетности до выявления нарушения органом ПФ РФ; незначительность пропуска срока представления отчетности; отсутствие негативных последствий в виде убытков для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлении N 2-П, с учетом конституционных принципов индивидуализации и справедливости наказания, суд первой инстанции обоснованно признал указанные обстоятельства смягчающими ответственность и снизил размер наложенного на ООО "Агро-Альянс" штрафа до 500 руб.
Доводы УПФР в Ленинском районе г. Саратова, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Суд правомерно учел смягчающие ответственность обстоятельства и снизил сумму штрафа до 500 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июня 2018 года по делу N А57-5224/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.