г. Челябинск |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А76-4805/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ихсановой Э.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2018 по делу N А76-4805/2018 (судья Кунышева Н.А.).
Общество с ограниченной ответственностью Санаторий "Жемчужина Урала" (далее - заявитель, общество, ООО Санаторий "Жемчужина Урала") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ, учреждение, Фонд) о признании незаконным решения от 10.11.2017 N 1705 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2018 (резолютивная часть решения объявлена 04.07.2018) требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Также судом на учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и взыскано с Фонда в пользу общества 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины (в редакции определения от 31.07.2018 об исправлении оечатки).
ГУ ЧРО ФСС РФ обжаловало указанный судебный акт в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на законность оспоренного ненормативного правового акта. Обращает внимание на следующие обстоятельства: в силу пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в процентном соотношении в зависимости от стажа застрахованного лица; Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила N 91) установлено, что основным документом, подтверждающим стаж является трудовая книжка, а при ее отсутствии иные документы, предусмотренные этими Правилами; заявителем рассчитаны пособия исходя из среднего дневного заработка лиц, стаж работы которых не подтвержден (представлены лишь копии форм N Т2 "Личная карточка", которые в Правилах N 91 не поименованы). В этой связи полагает, что расходы в сумме 51893,47 руб. не приняты Фондом к зачету правомерно.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От общества в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, по имеющимся документам.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение суда первой инстанции в обжалованной части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО Санаторий "Жемчужина Урала" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.02.2001, имеет основной государственный регистрационный номер 1027401351999 и состоит на учете в качестве страхователя в филиале N 7 ГУ ЧРО ФСС РФ (регистрационный номер 7418001104).
В связи с представлением обществом в учреждение отчетности за 2016 год ГУ ЧРО ФСС РФ в период с 30.05.2017 по 20.09.2017 проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Итоги проверки отражены в акте от 27.09.2017 N 1705 (л.д.49-57).
По результатам проверки Фондом вынесено решения от 10.11.2017 N 1705 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному сованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым не приняты к зачету за счет средств обязательного социального страхования 51893,47 руб. (в том числе за счет средств страхователя - 6109,905 руб. и за счет средств ФСС - 45784,42 руб.), предложено произвести корректировку расходов в сумме 45784,42 руб., доплатить страховые взносы в сумме 45784,42 руб.
Общество не согласилось с этим решением и обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Требования заявителя признаны судом первой инстанции обоснованными в полном объеме.
Оценивая обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Исходя из положений части 1, части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ, является Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу статьи 6 этого же Закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ, на страхователей возложена обязанность предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 этого Постановления, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 7 Закона N 255-ФЗ установлен порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности, в соответствии с которым, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 этой статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере: 1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка; 2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка; 3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.
Согласно части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, необходимые для выплаты страхового обеспечения средства выделяются страхователю в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем в территориальный орган Фонда социального страхования необходимых документов. Перечень таких документов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Перечнем документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н, установлено, что страхователем должны быть представлены: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по утвержденной форме, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; справка - расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации регламентирован Правилами N 91.
Пунктами 8, 20 Правил N 91 установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации), за исключением случаев, указанных в пункте 5 данных Правил.
В настоящем случае обществом в спорный период рассчитаны пособия по временной нетрудоспособности сотрудникам Грехову О.В., Спасеновой Л.С., Гибадуллину О.М., Кушковой Р.Л., Мальцевой З.Ф., Минеевой М.В., Шевченко С.С., Ахтямовой З.С., Крыловой С.К., Юлмухаметовой Ф.Ф., Бянкиной И.В., Выдриной Е.М., Меренковой И.Ю., Мотовиловой А.А., Приданникову В.В., Печерскому К.В., Силкиной И.С., Лавровой Н.Р., Парыгину Д.Ф. - исходя из 100% среднего дневного заработка (с учетом страхового стажа более 8 лет) и сотрудникам Потаниной А.В., Тихоновой О.В., Сафроновой А.Н., Волковой И.Р. - исходя из 80% среднего дневного заработка (с учетом страхового стажа более 5 лет). Поскольку эти работники на период проверки были уволены и их трудовые книжки не сохранились, в подтверждение правомерности начисления пособий ООО Санаторий "Жемчужина Урала" к проверке в отношении указанных работников представлены копии Формы N Т2 "Личная карточка", утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистке от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
По мнению Фонда, указанный документ не подтверждает страховой стаж уволенных работников общества, так как в Правилах N 91 не поименован. Полагая страховой стаж работников не подтвержденным, учреждение отказало в принятии расходов общества в счет средств ФСС и обязало общество произвести корректировку расходов и доплатить страховые взносы.
Вместе с тем, в силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 40, 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225, работодатель с целью учета трудовых книжек обязан вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в которой регистрируются все трудовые книжки работников. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, обязанность работодателя изготавливать и сохранять копии трудовых книжек уволенных работников нормативно не установлена.
В то же время, представленные заявителем для проверки Формы N Т2, заполняемые работодателем, содержат в том числе исчерпывающие сведения о трудовой деятельности застрахованного лица, необходимые для определения его страхового стажа.
Сведения о недостоверности информации, содержащейся в представленных заявителем Формах N Т2, отсутствуют.
Поскольку пунктом 8 Правил N 91 предусмотрена возможность подтверждения страхового стажа в отсутствие трудовых книжек в том числе выдаваемыми работодателями справками, оснований для отклонения представленных заявителем форм первичной учетной документации, содержащих необходимую справочную информацию, у Фонда не имелось.
В этой связи у учреждения отсутствовали основания для отказа в принятии к зачету за счет средств ФСС расходов общества на выплату пособий по временной нетрудоспособности указанным работникам, а потому оспоренное решение следует признать вынесенным в отсутствие законных оснований.
Так как этим незаконным решением на заявителя неправомерно возложена обязанность по уплате обязательных платежей, следует признать подтвержденным факт нарушения таким решением прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
Таким образом требования заявителя о признании решения Фонда незаконным удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
Распределение судебных расходов произведено судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения спора.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Челябинской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2018 по делу N А76-4805/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.