г. Вологда |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А05-2793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 сентября 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июня 2018 года по делу N А05-2793/2018 (судья Шашков А.Х.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (место нахождения: 163071, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 95, оф. 4; ОГРН 1162901056515, ИНН 2901277146, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торн-1" (место нахождения: 163071, г. Архангельск, ул. Тимме, д. 21; ОГРН 1032900009560, ИНН 2901112320, далее - Компания) о возложении на ответчика обязанности передать техническую документацию на жилой многоквартирный дом N 105 по ул. Воскресенская в городе Архангельске.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Архангельской области.
Решением суда от 22 июня 2018 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что после включения в реестр лицензии Государственной жилищной инспекции спорного дома, управление которым осуществляет истец, ответчик не имеет право на осуществление деятельности по его управлению. Приказ государственной жилищной инспекции от 16.01.2018 N 01-50/69 является законным, сторонами не оспаривался.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом от 27.08.2016 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД по ул. Воскресенская, 105 собственниками приняты решения о расторжении с 01.10.2016 договора управления жилого дома с Компанией, выборе в качестве управляющей организации Общества и заключении с ним договора управления с 01.10.2016.
Именно этот договор был представлен Обществом в адрес Государственной жилищной инспекции с целью внесения изменений в реестр лицензий Архангельской области от 16.01.2018 N 06-28/69 в отношении Общества (том 1, листы 133 - 142).
Вместе с тем, в соответствии с протоколом от 16 октября 2017 года N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений указанного дома собственниками были приняты решения о расторжении с 06.10.2017 договора управления жилого дома с Обществом, выборе в качестве управляющей организации Компании и заключении с ней договора управления с 07.10.2017 (том 1, листы 78-81).
01.10.2017 Компанией и собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор управления многоквартирным домом N 105-В/С.
Компания осуществляла предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 07.05.2015 N 000205, выданной на основании распоряжения государственной жилищной инспекции Архангельской области от 07.05.2015 N 01-48/218.
Согласно реестру лицензий субъекта Российской Федерации, размещенному на сайте государственной жилищной инспекции Архангельской области лицензиат осуществлял управление 93 многоквартирными домами на основании заключенных договоров управления с собственниками и пользователями помещений.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.01.2016 по делу N А05-7255/2015 ответчик признан несостоятельным (банкротом).
15.01.2018 исполняющей обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Силуяновой Н.Ю. вынесен приказ N 01-50/62 о внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области, которым исключены из реестра лицензий Архангельской области сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых Компания (лицензиат) осуществляет деятельность по управлению, согласно приложению N 1 (93 дома), в том числе МКД по ул. Воскресенская, 105.
Приказом Государственной жилищной инспекции по Архангельской области от 16.01.2018 N 01-50/69 "О внесении изменений в реестр Архангельской области" жилой дом по адресу: г. Архангельск, ул. Воскресенская д. 105, с учетом предоставленного Обществом протокола от 27.08.2016 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД по ул. Воскресенская, 105, включен в лицензию Общества на управления МКД от 18.12.2017 N 029000410.
Далее, истец направил ответчику письма исх. N Ф-2/18 от 18.01.2018 и исх. N Ф-8/18 от 15.03.2018 с требованием передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом по ул. Воскресенская, д. 105.
Поскольку требование о передаче документации на дом ответчиком не исполнено, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом ввиду следующего.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Часть 2 статьи 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией - и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 названной статьи).
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Часть 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, часть 8.2 статьи 161 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ).
Исходя из толкования статей 162, 192, 198 ЖК РФ управляющая компания имеет право на управление конкретным МКД, то есть фактически осуществлять управление и оказание услуг по договору, при наличии соответствующего договора управления МКД, лицензии на осуществление определенного вида деятельности, размещения информации на официальном сайте Реформа ЖКХ (ГИС ЖКХ) и включения указанного МКД в реестр лицензий.
В соответствии с пунктами 5.4, 6 и 7 статьи 198 ЖК РФ в случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.
В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в течение двух рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
С учетом вышеизложенных норм права, до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению многоквартирным домом у новой управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса, за прежней управляющей организацией, независимо от наличия или отсутствия у нее лицензии, сохраняется обязанность по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Доказательств того, что общим собранием собственников помещений в спорном многоквартирном доме в качестве управляющей организации избрано Общество в материалах дела не имеется, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
В иске отказано правомерно.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июня 2018 года по делу N А05-2793/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.