город Ростов-на-Дону |
|
03 сентября 2018 г. |
дело N А32-9094/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Шлёнских Ю.Н. по доверенности N СКАВ НЮ-182/Д от 14.05.2018, паспорт;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.06.2018 по делу N А32-9094/2017
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью
"РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750)
о взыскании платы,
принятое в составе судьи Непранова Г.Г.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН - Морской терминал Туапсе" (до переименования ООО "РН-Туапсенефтепродукт", далее по тексту - ООО "РН-МТ Туапсе", ответчик) о взыскании платы за нахождение ж/д вагонов ответчика на путях общего пользования в сумме 76 467 руб. 54 коп.
Решением от 09.06.2018 в иске отказано.
С указанным судебным актом не согласился истец, обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом не было учтено, что в рассматриваемом деле вагоны простаивали на путях общего пользования по причине занятости путей ранее поданными вагонами, находящимися под выгрузкой.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от ответчика поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы. Ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства судом рассмотрено и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, а также установлено судом первой инстанции, 13.07.2010 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "РН-МТ Туапсе" (пользователь) заключён договор N 10/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "РН-Туапсенефтепродукт" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов локомотивом перевозчика с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования (погрузовыгрузочные пути необщего пользования N3, 4, 5, 6 находятся на балансе ПЧ-19) и находящихся во владении пользователя на условиях договора аренды N0001107/1425Д' от 01.06.07 г. (погрузо-выгрузочные пути N1, 2), примыкающие: путь N1 является продолжением пути N7 парка "Г" станции Туапсе; путь N3 является продолжением пути N8 и N9 парка "Г" станции Туапсе; путь N6 является продолжением пути N10 парка "Г" станции Туапсе.
Движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю, с указанием количества вагонов, сорта груза и времени подачи (пункты 4, 5 договора).
По условиям пункта 7 договора количество вагонов (группа вагонов), одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования: N 1 и N 2 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 24 четырехосных вагона, весом не более 1920т.; N 3, 4, 5, 6 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 30 четырехосных вагонов, весом не более 2400т. Вагоны подаются перевозчиком на места погрузки-выгрузки, с подборкой по сортам грузов и осности вагонов, в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад. В случае подачи перевозчиком на места слива (выгрузки) вагонов-цистерн с неисправными нижними сливными приборами, вагон-цистерна не подходит под нижний сливной прибор, то данные вагоны не считаются принятыми Пользователем для осуществления выгрузки, выгрузка груза не производится и плата за пользование данными вагонами не начисляется. Данный факт оформляется актом общей формы с указанием причин невозможности выгрузки (слива). Вагоны, выгрузка которых не осуществлялась по техническим причинам, убираются перевозчиком с мест выгрузки по окончании выгрузки остальной группы вагонов, с последующей их переподачей под выгрузку с использованием приборов верхнего слива, с учетом следующих особенностей: выгоны с топочным мазутом под верхний слив в количестве не более 2 (двух) вагонов размещаются первым и вторым вагоном от Юга в одновременно подаваемой группы вагонов и подаются на места выгрузки железнодорожного пути необщего пользования N 1; вагоны с прямогонным бензином подаются на 6 путь эстакады N 3 под приборы верхнего слива; вагоны с дизельным топливом подаются на 3, 4 пути эстакады N 2, 5 путь эстакады N 3 под приборы верхнего слива. Выгрузка (слив) груза из вагонов с использованием приборов верхнего слива по времени не регламентируется и не является основанием для начисления платы за пользование вагонами, ожидающими подачи или приема, а также задержанными в пути следования, в том числе на промежуточных станциях. За подформирование вагонов, выгрузка которых не осуществлялась по техническим причинам, в голову передачи (с Юга), пользователь оплачивает перевозчику сбор за маневровую работу по ставкам таблицы 12 Тарифного руководства N 3, с оформлением акта общей формы, с указанием времени затраченного на маневровую работу. Время, затрачиваемое на маневровую работу, составляет 1 час.
Согласно пункту 9 договора пользователь письменно уведомляет перевозчика о готовности вагонов к уборке. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 2 часов, но не более 3 часов с момента получения уведомления. Одновременно с уведомлением пользователь предъявляет оформленные пересылочные накладные на порожние вагоны парка перевозчика, а на порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику, и на груженые вагоны - железнодорожную накладную и другие предусмотренные нормативными правовыми актами документы в соответствии со статьей 25 Устава. При отсутствии у пользователя возможности нахождения порожних вагонов на местах выгрузки по причине оформления перевозочных документов, при наличии эксплуатационной возможности на станции Туапсе и по согласованию с перевозчиком допускается уборка вагонов на пути общего пользования станции Туапсе. В этом случае пользователь вносит перевозчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования станции Туапсе по ставкам Тарифного руководства N 2 до момента оформления перевозочных документов. Данные факты оформляются актом общей формы с указанием времени нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе.
Согласно пункту 11 договора время выгрузки (слива) для светлых нефтепродуктов (топливо дизельное, бензин всех марок, топливо авиационное Jet-Al, дистиллят газового конденсата) устанавливается 2,5 часа (с учетом времени на проведение приемосдаточных операций после выгрузки) на всю одновременно поданную группу вагонов, поданную и подобранную с учетом требований пункта 7 настоящего договора. Время выгрузки (слива) мазута М 100, II вида, с температурой застывания выше +30°С устанавливается в весенне-летний период 4 часа, на всю одновременно поданную группу вагонов, в осенне-зимний период 10 часов на всю одновременно поданную группу вагонов. Время выгрузки (слива) мазута М100, III вида, с температурой застывания выше +16°С до +30°С устанавливается в весенне-летний период 4 часа на всю одновременно поданную группу вагонов, в осенне-зимний период 8 часов на всю одновременно поданную группу вагонов. Время погрузки (налива) в вагоны устанавливается 2,5 часа на одновременно поданную группу вагонов. Время выгрузки (слива), погрузки (налива) исчисляется с момента окончания приемосдаточных операций перевозчиком пользователю.
Пунктом 16.8 договора установлено следующее: за время ожидания подачи или приема вагонов, принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от пользователя, пользователь вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава, Тарифным руководством N 2. За время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от пользователя, пользователь вносит перевозчику плату за пользование вагонами в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Требования истца мотивированы тем, что в сентябре 2016 года на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика. По данным фактам истцом составлены акты общей формы от 06.09.2016 N 5/7528, от 07.09.2016 N 5/7576, 5/7575, 5/7536, от 09.09.2016 N 5/7559, от 11.09.2016 5/7573, 5/7578, 5/7572, 5/7577, 5/7574, 5/7581, 5/7580, 5/7582, 5/7587, 5/7586, от 06.09.2016 N 5/7523, 5/7527, от 07.09.2016 N5/7531, от 06.09.2016 N 5/7529, от 07.09.2016 N 5/7540, от 06.09 2016 N 5/7533, от 07.09.2016 N 5/7539, от 07.09.2016 N 5/7534, от 10.09.2016 N 5/7564, от 09.09.2016 N5/7552, 5/7557, 5/7596, от 13.09.2016 N° 5/7592, 5/7597, от 13.09.2016 N 5/7593, 5/7598, 5/7594, 5/7599, от 14.09.2016 N 5/7604, 5/7606, 5/7608, 5/7609, от 07.09.2016 N 5/7535, 5/7569, от 08.09.2016 N 5/7549, от 10.09.2016 N 5/7565, 5/7570, 5/7571, от 04.09.2016 N 5/7487, 5/7491, 5/7502, от 05.09.2016 N 5/7503, от 06.09.2016 N° 5/7542, от 07.09 2016 N 5/7546, 5/7551, 5/7545, от 08.09.2016 N 5/7547, от 14.09.2016 N 5/7602, 5/7603, 5/7602, 5/7613, 5/7610, 5/7612, 5/7611, 5/7614, от 15.09.2016 N 5/7615, 5/7623, 5/7618, 5/7619 5/7627, 5/7632, 5/7617, 5/7622, 5/7617, 5/7626, которые подписаны ответчиком с возражениями. Причиной задержки подачи вагонов в указанных актах общей формы указана занятость фронта выгрузки.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава истец начислил ответчику плату в сумме 76 467 руб. 54 коп. и направил в адрес ответчика претензии от 13.09.2016 N 629, от 08.09.2016 N 626, от 15.09.2016 N 631, от 12.09 2016 N 628, от 16.09.2016 N632 с требованием произвести оплату.
Ответчик оставил требование без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Возражая против удовлетворения требований, ответчик ссылается на то, что нормы выгрузки ответчиком не нарушались, истцом не доказано, что причина - занятость фронта выгрузки зависела от истца и вагоны находились на путях общего пользования по причинам, зависящим от истца. Ответчик указывает, что в спорный период ОАО "РЖД" задерживало уборку порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования. Задержка в уборке порожних вагонов составила 31 час. Общество считает, что несвоевременная уборка в спорный период порожних вагонов с путей необщего пользования явилась одной из основных причин скопления в спорный период других вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи под выгрузку по вине ОАО "РЖД".
При рассмотрении материалов дела суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Тарифные руководства это сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно части 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 указанной статьи оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В силу части 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 разъяснено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
По смыслу статей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 95/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В письме Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30.03.2011 N СН-2489/10 указано, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
ФСТ России в названном письме сослалась на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, которым отказано в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства N 2 и при этом отмечено, что в случаях, когда вагон не принадлежит перевозчику, фактически плата взимается не за пользование вагонами, а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Разъяснения по применению Тарифного руководства N 2 даны органом государственной власти, принявшим данный правовой акт и уполномоченным в сфере установления тарифов.
Пункт 12 Тарифного руководства N 2 предусматривает взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, соответствует разъяснениям ФСТ России, а с учетом наличия в пункте 16.8 договора соглашения сторон о размере такой платы путем отсылки к пункту 12 Тарифного руководства N 2 не противоречит и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при доказанности вины грузополучателя (ответчика) в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда СевероКавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к рассматриваемому спору ОАО "РЖД" было обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на ж/д путях общего пользования происходил по вине ООО "РН-МТ Туапсе", ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
Таких доказательств материалы дела не содержат.
Ссылка ОАО "РЖД" на акты общей формы, из которых, по мнению истца, занятость путей необщего пользования вагонами, находящимися под выгрузкой, подтверждена, отклоняется коллегией судей, поскольку акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями. В возражениях ответчик указывал, что с актами не согласен, что причина задержки не связана с действиями ответчика, выгрузка поданных вагонов на путях необщего пользования осуществляется грузополучателем с соблюдением технологических норм выгрузки, установленных пунктом 11 договора (т.1 л.д.182,184201,204,207,210). Указанным актам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав представленные истцом доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.
Стороны в договоре согласовали конкретные пути и конкретные эстакады путей необщего пользования, на которые подлежали доставке вагоны с конкретным грузом. Так мазут мог разгружаться на 2-х путях в общем количестве вагонов, равном 48 шт. (24 вагонов х 2 пути), а топливо - на 4 путях в общем количестве вагонов, равном 120 вагонам (30 вагонов х 4 пути).
Из акта общей формы (далее также - АОФ) N 5/7608 следует, что 14 сентября 2016 г. с 11:00 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7609 время окончания ожидания - 14 сентября 2016 г. 13:30. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 093606 следует, что 14 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования ответчика в пределах технологических норм выгрузки с 11:30 по 13:30 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - топливо дизельное.
Из акта общей формы N 5/7594 следует, что 13 сентября 2016 г. с 17:10 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7592 время начало простоя - 13 сентября 2016 г. 06:15. По АОФ N 5/7593 время начало простоя - 13 сентября 2016 г. 12:50. По АОФ N 5/7597 время окончания ожидания - 13 сентября 2016 г. 13:10. По АОФ N 5/7599 время окончания ожидания - 13 сентября 2016 г. 18:00. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 093585 следует, что 13 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования ответчиком в пределах технологических норм выгрузки с 14:00 по 13:30 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 24 вагонов с грузом - мазут топочный. По окончанию выгрузки общество направило истцу уведомление N 000052346 от 13 сентября 2016 г. о завершении грузовой операции и подготовке вагонов к уборке. Вагоны убраны истцом с путей необщего пользования 14 сентября 2016 г. в 22:20. С 06:15 по 14:00 пути необщего пользования были свободны, подача вагонов-цистерн ОАО "РЖД" не производилась. Общество отказов в приемке не подавало.
Из акта общей формы N 5/7524 следует, что 06 сентября 2016 г. с 16:45 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7593 время окончания ожидания - 07 сентября 2016 г. 13:00. По АОФ N 5/7546 время окончания простоя - 07 сентября 2016 г. 22:10. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 092400 следует, что 06 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 16:30 по 18:00 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 8 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092397 следует, что 06 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования Общества в пределах технологических норм выгрузки с 13:20 по 15:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 22 вагона с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092401 следует, что 06 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 18:10 по 20:40 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Из Акта общей формы N 5/7570 следует, что 10 сентября 2016 г. с 16:35 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7571 время окончания ожидания - 10 сентября 2016 г. 19:30. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 093514 следует, что 10 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования Общества в пределах технологических норм выгрузки с 16:30 по 18:00 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 29 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 093516 следует, что 10 сентября 2016 г. в железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 18:30 по 19:30 осуществлялась выгрузка ранее поданного истцом 1 вагона с грузом - бензин моторный.
Из акта общей формы N 5/7536 следует, что 07 сентября 2016 г. с 07:57 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7559 время окончания ожидания - 09 сентября 2016 г. 15:50. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 092426 следует, что 07 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 10:00 по 12:30 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092427 следует, что 07 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 10:30 по 13:00 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092432 следует, что 07 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования Общества в пределах технологических норм выгрузки с 16:30 по 18:00 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092448 следует, что 07 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 21:00 по 22:10 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 6 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092452 следует, что 08 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 02:50 по 05:20 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом: бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092454 следует, что 08 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 07:50 по 10:20 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092458 следует, что 08 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 14:50 по 17:20 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092476 следует, что 08 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 22:10 по 00:40 09 сентября 2016 г. осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092481 следует, что 09 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 08:10 по 08:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 2 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092482 следует, что 09 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 13:20 по 15:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Из акта общей формы N 5/7574 следует, что 11 сентября 2016 г. с 07:40 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7581 время окончания ожидания - 11 сентября 2016 г. 10:10. По АОФ N 5/7581 время окончания ожидания - 11 сентября 2016 г. 11:40. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 093536 следует, что 11 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 10:40 по 11:40 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 7 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 093532 следует, что 11 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 07:10 по 09:40 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 23 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Из акта общей формы N 5/7528 следует, что 06 сентября 2016 г. с 12:50 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7576 время окончания ожидания - 07 сентября 2016 г. 12:30. По АОФ N 5/7575 время окончания ожидания - 07 сентября 2016 г. 03:20. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 092398 следует, что 06 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 12:50 по 15:20 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092421 следует, что 07 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 00:50 по 03:20 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092420 следует, что 07 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 01:20 по 03:10 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 2 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Из Акта общей формы N 5/7611 следует, что 14 сентября 2016 г. с 18:35 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7615 время окончания ожидания - 15 сентября 2016 г. 03:10 По АОФ N 5/7623 время окончания ожидания - 15 сентября 2016 г. 10:50. По АОФ N 5/7614 время окончания ожидания - 14 сентября 2016 г. 21:10. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 093608 следует, что 14 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования Общества в пределах технологических норм выгрузки с 18:40 по 21:10 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 094629 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 04:50 по 06:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 7 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 094631 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 08:50 по 10:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 2 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Из акта общей формы N 5/7523 следует, что 06 сентября 2016 г. с 14:10 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7527 время окончания ожидания - 06 сентября 2016 г. 18:00. По АОФ N 5/7531 время окончания ожидания - 07 сентября 2016 г. 00:10. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 093608 следует, что 14 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования Общества в пределах технологических норм выгрузки с 18:40 по 21:10 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 094629 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 04:50 по 06:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 7 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 094631 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 08:50 по 10:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 2 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Из акта общей формы N 5/7529 следует, что 06 сентября 2016 г. с 14:20 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. Из акта общей формы N 5/7533 следует, что 06 сентября 2016 г. с 23:19 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7540 время окончания ожидания - 07 сентября 2016 г. 09:50. По АОФ N 5/7531 время окончания ожидания - 07 сентября 2016 г. 00:10. По АОФ N 5/7539 время окончания ожидания - 07 сентября 2016 г. 09:50. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 092418 следует, что 06 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 21:50 по 00:20 07 сентября 2016 г. осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092424 следует, что 07 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 03:00 по 05:20 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 15 вагонов с грузом - дизельное топливо. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 094631 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 08:50 по 10:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 2 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Из акта общей формы N 5/7502 следует, что 04 сентября 2016 г. с 15:01 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7503 время окончания ожидания - 05 сентября 2016 г. 05:10. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 091343 следует, что 04 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 14:50 по 17:20 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 27 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 092364 следует, что 05 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования Общества в пределах технологических норм выгрузки с 02:10 по 04:40 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Из акта общей формы N 5/7602 следует, что 14 сентября 2016 г. с 01:22 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. Из акта общей формы N 5/7610 следует, что 14 сентября 2016 г. с 10:10 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7613 время окончания ожидания - 14 сентября 2016 г. 21:10. По АОФ N 5/7603 время окончания ожидания - 14 сентября 2016 г. 06:00. По АОФ N 5/7612 время окончания ожидания - 14 сентября 2016 г. 21:10. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 093601 следует, что 14 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 03:10 по 05:40 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 27 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 093605 следует, что 14 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 09:20 по 11:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 093604 следует, что 14 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования Общества в пределах технологических норм выгрузки с 09:50 по 12:20 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 093607 следует, что 14 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 16:30 по 18:00 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 093608 следует, что 14 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 18:40 по 21:10 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин прямогонный.
Из акта общей формы N 5/7617 следует, что 15 сентября 2016 г. с 05:02 вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи их на пути необщего пользования под выгрузку. По АОФ N 5/7622 время окончания ожидания - 15 сентября 2016 г. 10:50. По АОФ N 5/7626 время окончания ожидания - 15 сентября 2016 г. 17:40. Однако из ведомости подачи и уборки вагонов N 094631 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 08:50 по 10:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 2 вагонов с грузом - бензин моторный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 094633 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 09:20 по 11:50 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 094635 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 14:40 по 16:40 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный. Из ведомости подачи и уборки вагонов N 094639 следует, что 15 сентября 2016 г. на железнодорожном пути необщего пользования общества в пределах технологических норм выгрузки с 19:00 по 21:30 осуществлялась выгрузка ранее поданных истцом 30 вагонов с грузом - бензин стабильный.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, в связи с чем ОАО "РЖД" не могло поставить вагоны с конкретным товаром на конкретный путь необщего пользования. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, согласно которым после получения от истца уведомления о прибытии вагонов и готовности их поставить на путь необщего пользования (книги уведомлений о времени подачи вагонов) ответчик заявлял отказы от такой подачи. Из ведомостей подачи-уборки вагонов и памяток приемосдатчиков также невозможно установить вину ответчика.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из материалов дела следует, что доставка вагонов в адрес ответчика имеет интенсивный характер. Однако обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования могла возлагаться на ответчика только тогда, когда оставление вагонов в пути следования, вызывавшее последующее скопление вагонов на станции назначения, было обусловлено действиями (бездействием) самого ответчика. Такие доказательства в материалы дела не представлены.
В отсутствие надлежащих доказательств в подтверждение доводов о том, что необщие пути были заняты по причине, зависящей от ответчика, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
В материалы дела после судебного заседания по электронной почте от истца поступило платежное поручение от 31.07.2018 N 2105158 на сумму 3000 рублей, подтверждающее оплату государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Поскольку государственная пошлина истцом за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей оплачена, госпошлина с истца в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2018 по делу N А32-9094/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9094/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 января 2019 г. N Ф08-10705/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "РН-Морской терминал Туапсе", ООО РН-Туапсенефтепродукт