Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2018 г. N Ф05-20849/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А40-19612/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2018 по делу N А40-19612/18 принятое судьей Скачковой Ю.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление" (ИНН 3603010220, ОГРН 1143668018306)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467)
и к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца не явился, извещен,
от ответчика не явился, извещен,
от ответчика Ходова М.А. по доверенности от 14.03.2018
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ответчик 1) о взыскании задолженности в размере 889 242 руб. 73 коп. за оказанные коммунальные услуги по содержанию и отоплению квартир в многоквартирных жилых домах, принадлежащих на праве оперативного управления, за период с 01.07.2016 г. по 30.11.2017; процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 11.12.2017 по день фактической уплаты суммы долга; а при недостаточности денежных средств у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик 2).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать. Заявитель указал на то, что обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возложена на собственника такого имущества, а не на лицо, владеющего имуществом на каком-либо ограниченном праве.
Министерство обороны РФ также направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, поскольку Истцом не были представлены в материалы дела документы, подтверждающие обоснованность расчета задолженности по коммунальным платежам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минобороны поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Истец и второй ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется в связи со следующим.
При исследовании материалов дела установлено, что Управляющая компания Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Воронежская область, г. Богучар, военный городок, дома N 1-34 N 38-44 и по адресу: Воронежская область, г. Богучар, проспект 50-летия Победы, дом 4А, что подтверждается протоколами общего собрания собственников помещений домов за период 2016 г. - 2017.
Протоколы общего собрания собственников помещений за период 2016 г. - 2017 г. не оспорены, и в соответствии с пунктом 5 статьи 46 ЖК РФ являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
До 01.09.2011 в оперативном управлении ФГКЭУ "Богучарская КЭЧ района" Минобороны России находились жилые и не жилые помещения в многоквартирных жилых домах N 1-34; 38-44, расположенных на территории военного городка гор. Богучара Воронежской области.
Согласно свидетельству серии 77 N 011724012 ФГКЭУ "Богучарская КЭЧ района" Минобороны России прекратила свое существование как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 1.12.2010 г. "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и письмом N 768 от 13.09.2011 правопреемником является Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.).
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления принадлежат 92 квартиры, что подтверждается копиями выписок из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях эксплуатации указанных жилых домов истец оказывает услуги по содержанию и теплоснабжению многоквартирных жилых домов в военном городке гор. Богучара и жилого дома по адресу: дом 4А, проспект 50-летия Победы, г. Богучар.
Материалами дела установлено, что в период с 01.07.2016 по 30.11.2017 истцом оказаны услуги на общую сумму 889 242 руб. 73 коп., что подтверждается представленными в дело счетами и актами.
ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России оплата оказанных услуг за период с 01.07.2016 по 30.11.2017 в размере 889 242 руб. 73 коп. не произведена.
ООО "Домоуправление" направляло заказными письмами в адрес первого ответчика бухгалтерские документы для оплаты с расчетами, претензии, а именно: 09.08.2016 N 248; 09.09.2016 N 271; 10.10.2016 N 295; 09.11.2016 N 328; 08.12.2016 N 357; 09.01.2017 N 02; 10.02.2017 N 44; 10.03.2017 N 59; 07.04.2017 N 135; 05.05.2017 N 156; 06.06.2017 N 187; 10.07.2017 N 212; 09.08.2017 N 238; 09.08.2017 N 237; 08.09.2017 N 252; 08.11.2017 N 318; 07.11.2017 N 313; 06.12.2017 N 369, которые оставлены без ответа и удовлетворения.
Направленная в адрес первого ответчика и в адрес Министерства обороны Российской Федерации заказным письмом претензия от 06.12.2017 N 368 также осталась без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 3 ст. 158 ЖК РФ установлено, что обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Из п. 1 ст. 169 ЖК РФ следует, что собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 статьи 169 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу положений которой установление минимального размера взноса на капитальный ремонт отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Способы формирования фонда капитального ремонта урегулированы положениями ст. 170 Жилищного кодекса РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с материалами дела, Управляющей компании ООО "Домоуправление" утверждены тарифы на жилищные услуги по содержанию жилого фонда общего имущества многоквартирных жилых домов. Приказами Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 57/4 от 26.12.2013; N 52/2 от 17.12.2013; N 54/8 от 16.12.2014; N 49/1 от 29.10.2015; N 48/24 от 22.10.2015; N 57/4 от 04.12.2015 утверждены тарифы на тепловую энергию, горячее водоснабжение, питьевое водоснабжение и водоотведение соответственно на 2016, 2017 г.г.
Согласно сведениям из ЕГРН вышеуказанные жилые помещения принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы в оперативное управление ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ.
В силу ч. 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Суд отклоняет доводы жалобы о том, что ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу.
Исходя из норм п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Поскольку в статьях 296, 298 ГК РФ не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, следует признать правомерным, что собственник, передав во владение на праве оперативного управления учреждению имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, в связи с чем, правомерен вывод суда, что поскольку учреждение осуществляет правомочия собственника имущества, оно и несет расходы на его содержание; в случае нахождения недвижимого имущества в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возлагается на юридическое лицо, которому на праве оперативного управления принадлежит недвижимое имущество.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
В силу части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главным распорядителем средств федерального бюджета выступает орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
В соответствии с пп. 56 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.
Суд не принимает доводы апелляционных жалоб по следующим основаниям
Отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении ст. 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства по оплате за оказанные услуги. Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании ст. 401 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2018 по делу N А40-19612/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.