г. Самара |
|
11 сентября 2018 г. |
А55-4078/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" - представителя Атласовой Н.В. (доверенность от 01.01.2018),
от Самарской таможни - представителя Кругляковой А.А. (доверенность от 29.12.2017 N 01-08-07/19208),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2018 года по делу N А55-4078/2018 (судья Гордеева С.Д.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика", Самарская область, Кинель-Черкасский район, пос. Садгород,
к Самарской таможне, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления N 10412000-1318/2017 от 29.01.2018 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Самарской таможней постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10412000-1318/2017 от 29.01.2018 года, которым ООО "Тимашевская птицефабрика" на основании ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Тимашевская птицефабрика" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, что в нарушение требований закона постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10412000-1318/2017 от 29.01.2018 направлено 03.02.2018, т.е. по истечении указанного в статьей 29.11 КоАП РФ срока, копия указанного постановления получено адресатом - 07.02.2018. При составлении протокола присутствовал защитник, имеющий доверенность от 12.12.2017, в которой не указано по какому конкретно административному делу для участия направляется представитель от юридического лица, в силу чего полномочия защитника надлежащим образом не подтверждены. В постановлении указано, что дело рассмотрено в отсутствии законного представителя ООО "Тимашевская птицефабрика". Однако ссылки на почтовое уведомление или иной документ, подтверждающий надлежащее уведомление общества, в постановлении не имеется. ООО "Тимашевская птицефабрика" просит учесть тот факт, что срок просрочки предоставления отчетности не повлек искажения отчетности, а также не причинило вреда. Общество считает штраф в размере, указанном в статье, несоразмерным существу и последствиям допущенного административного нарушения и носящим неоправданно карательный характер.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, статистическая форма с системным номером 1300171129-13192954 за отчетный месяц - сентябрь 2017 года была направлена обществом с ограниченной ответственностью "Тимашевская птицефабрика" (далее - ООО "Тимашевская птицефабрика") на бумажном носителе в Отрадненский таможенный пост Самарской таможни 07 декабря 2017 г., что подтверждается регистрацией на входящем письме от 07 декабря 2017 г. N 668. Статистическая форма была зарегистрирована с присвоением регистрационного номера 10412050/071217/С110510.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме системный номер 1300171129-13192954 (регистрационный номер 10412050/071217/С110510), по договору N 61-01/16TП от 01 сентября 2017 г., счёт-фактуре (инвойс) N 3752 от 29 сентября 2017 г., ООО "Тимашевская птицефабрика" отгружен товар в Республику Казахстан покупателю Сары-Бас (080000, Казахстан, Тараз г., пр-т Жамбыла, д. 2Д) в сентябре 2017 года.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО "Тимашевская птицефабрика" (ИНН 6372014195, КПП 637201001, ОГРН 1096372000834, адрес регистрации: 446332, Самарская область, Кинель-Черкасский район, пос. Садгород) состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Самарской области и относится к региону деятельности Отрадненского поста Самарской таможни.
Учитывая изложенные требования нормативных документов, статистическую форму на товар, отгруженный в сентябре 2017 года, ООО "Тимашевская птицефабрика" должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, т.е. до 11 октября 2017 г. включительно.
По факту выявленного нарушения должностным лицом таможенного органа 18.12.2017 г. в отношении общества составлен протокол N 10412000-1318/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, который составлен в присутствии представителя общества Атласовой Н.В., полномочия которой надлежащим образом подтверждены, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, указанному лицу разъяснены, о чем свидетельствует подпись данного лица в протоколе.
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10412000-1318/2017 от 29.01.2018 года, которым ООО "Тимашевская птицефабрика" на основании ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
Не согласившись с постановлением, ООО "Тимашевская птицефабрика" обратилось с настоящей жалобой в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 19.7.13. КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции было установлено, что исходя из сведений, указанных в статистической форме, представленной обществом, ООО "Тимашевская птицефабрика" зарегистрировало статистическую форму за сентябрь 2017 года 07 декабря 2017 г., т.е. с нарушением установленного срока, тем самым, нарушив требования п. 5, 6, 7 Правил статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО "Тимашевская птицефабрика" (ИНН 6372014195, КПП 637201001, адрес регистрации: 446332, Самарская область, Кинель-Черкасский район, п. Садгород) относится к региону деятельности Самарской таможни.
Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закон) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из РФ на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона и постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждена статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил, ведение статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. N 525.
Статистика взаимной торговли государств - членов Таможенного союза включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, установленными приложением N 2 к Правилам ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Пунктом 5 Правил установлено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из РФ на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 6 Правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 7 Правил определено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Таким образом, статистическую форму на товар, отгруженный в сентябре 2017 года, общество должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, т.е. до 11.10.2017 года включительно.
Однако вместо установленного срока - не позднее 11.10.2017 г., статистическая форма за отгрузку товаров, осуществленную в сентябре 2017 г., представлена 07.12.2017 года.
Согласно п. 10 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
Каких-либо доказательств, опровергающих наличие правонарушения и виновность общества, заявителем суду не представлено.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данная норма корреспондируется с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 г. N 7-П, согласно которому лицо должно знать не только о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правонарушений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Административное правонарушение, совершенное обществом не вызвано объективно непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества, и оно должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения законодательства РФ о таможенном деле, что свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
У общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт административного правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения указанных положений федерального законодательства.
Таким образом, материалами дела доказаны факт допущенного обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и его вина в совершении правонарушения.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения общества к ответственности административным органом соблюдена, нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление N о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10412000-1318/2017 от 29.01.2018 года о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что административное правонарушение необходимо квалифицировать как малозначительное, поскольку оно не составляет угрозу охраняемым общественным интересам, был обоснованной отклонен судом первой инстанции.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений п. 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда, а не обязанностью, она применяется в исключительных случаях независимо от состава административного правонарушения.
Доказательств исключительности рассматриваемого правонарушения не представлено, из материалов дела не усматривается.
В рассматриваемом случае нарушение срока представления статистического отчета составило более чем на месяц. Статистическая форма отчетности представлена в таможенный орган с указанием недостоверного периода представления соответствующих сведений.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям закона, отсутствии должного контроля со стороны руководства заявителя за действиями ответственных лиц.
Данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленных на достоверное декларирование товаров и отражение достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах.
Оснований для изменения назначенного наказания на предупреждение также не установлено.
Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, установленный порядок привлечения к ответственности соблюден, следовательно, правовые основания для удовлетворения требований заявителя отсутствовали.
Доводы заявителя о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности отклоняются как несостоятельные.
Направление оспариваемого постановления административным органом по истечении указанного в ст. 29.11 КоАП РФ срока не влечет его отмену.
Срок обжалования данного постановления начинает течь с момента его получения лицом, привлеченным к административной ответственности.
В данном случае заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Самарской таможни в установленный законом срок.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на то, что при составлении протокола присутствовал защитник, имеющий доверенность от 12.12.2017, в которой не указано, по какому конкретно административному делу для участия направляется представитель от юридического лица, в силу чего, по мнению заявителя, полномочия защитника надлежащим образом не подтверждены.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим образом в допустимые законом сроки в присутствии представителя общества Атласовой Н.В., полномочия которой надлежащим образом подтверждены доверенностью, выданной 12.12.2017 генеральным директором ООО "Тимашевская птицефабрика" Пивновым А.Н., на право представлять интересы общества в Самарской таможне при производстве по делам об административных правонарушениях, права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, указанному лицу разъяснены, о чем свидетельствует подпись данного лица в протоколе.
В соответствии с разъяснениями в п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании ст. 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Следовательно, отсутствие в доверенности указания на конкретное дело об административном правонарушении, по которому представителю предоставлены полномочия на представительство интересов общества, не лишает данное лицо прав на осуществление данного представительства в административном органе при составлении протокола об административном правонарушении.
Довод заявителя об отсутствии в оспариваемом постановлении ссылки на почтовое уведомление или иной документ, подтверждающий надлежащее уведомление общества, является необоснованным, поскольку данное обстоятельство не влечет отмены постановления, и такого требования КоАП РФ не предъявляет к содержанию постановления о назначении административного наказания.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях ООО "Тимашевская птицефабрика" подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности таможенным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного обществом правонарушения, как малозначительного не усматривается, в удовлетворении требований ООО "Тимашевская птицефабрика" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления отказано правомерно.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с ч. 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2018 года по делу N А55-4078/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.