г. Чита |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А78-7018/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае на резолютивную часть решения Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июня 2018 года по делу N А78-7018/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае (ОГРН 1177536002291, ИНН 7536165014, место нахождения: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160) к Акционерному обществу "ЧитаТурСервис" (ОГРН 1047550007581, ИНН 7536054900, место нахождения: 672000, г.Чита, ул.Бабушкина, 42А ) о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб. за представление недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за период май 2017 года,
(суд первой инстанции - Е.А. Бронникова),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Акционерному обществу "ЧитаТурСервис" (далее - заинтересованное лицо, общество) с требованием о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за период май 2017 года.
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с резолютивной частью решения суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края делу N А78-7018/2018 от 19.06.2018 об отказе в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с Акционерного общества "ЧитаТурСервис" финансовые санкции в размере 500 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за период май 2017 года.
Полагает, что полномочиями по привлечению к ответственности, за нарушение действующего законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, по сведениям представленными страхователями после 01 июля 2017 года (даты начала деятельности Центра ПФР в Забайкальском крае) наделен Центр ПФР в Забайкальском крае.
На апелляционную жалобу отзыв не поступал.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в связи с непредставлением Акционерным обществом "ЧитаТурСервис" в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период май 2017 года, Центром ПФР в Забайкальском крае составлен акт N 207S18170004751 от 17.08.2017 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уведомлением, содержащимся в приведенном акте, заявитель поставлен в известность учреждением о его рассмотрении на 25.09.2017.
По итогам рассмотрения указанного акта от 17.08.2017 начальником Центра ПФР в Забайкальском крае вынесено решение N 207S 19170005279 от 25.09.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Требованием об уплате финансовых санкций N 207801170483188 от 26.10.2017 (л.д.25) предложено в срок до 15.11.2017 уплатить сумму финансовых санкций.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требований, заявитель обратился в суд.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края, вынесенного в форме резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с резолютивной частью решения суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены резолютивной части решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, в рассматриваемом периоде Акционерное общество "ЧитаТурСервис" являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заинтересованное лицо в рассматриваемом периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Таким образом, представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N 83п, за май 2017 года приходился на 15.06.2017.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Страхователь представил в орган Пенсионного фонда сведения на 51 застрахованное лицо по форме СЗВ-М за май 2017 года с типом формы "исходная" по электронным каналам связи 15.06.2017, то есть, с соблюдением установленного законом срока. При этом в указанной форме "исходная" в числе 51 застрахованного лица содержались сведения на Путинцеву Ирину Кастусьевну, с отражением ее ФИО, страхового номера и ИНН.
В ходе проверки указанной отчетности заявителем обнаружен факт представления страхователем неполных и недостоверных сведений в отношении 1 застрахованного лица - Путинцевой Ирины Кастусьевны, указанного как Путинцевой Ирины Кастутьевны.
Абзацем 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
О выявленной ошибке заявитель сообщил страхователю протоколом проверки от 15.06.2017. Направить исправленные сведения страхователь обязан был представить не позднее 22.06.2017. Страхователем 13.07.2017 были представлены сведения по форме СЗВ-М за май 2017 по типу "дополняющая" на застрахованное лицо - Путинцевой Ирины Кастусьевны.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в виде представления недостоверных сведений, не исправленных после уведомления пенсионного фонда в установленный законом срок.
Между тем, рассматривая вопрос о законности взыскания санкции Государственным учреждением - Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же нормативным актом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 11 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1).
Кроме того, в соответствии с пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.
При выявлении правонарушения должностное лицо территориального органа ПФР, установившее правонарушение, составляет акт (абз. 6 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (абз. 9 и 11 ст.17 Закона N 27-ФЗ).
С учетом приведенных норм страхователь представляет сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя.
В этом случае именно должностные лица территориального органа ПФР по месту регистрации страхователя должны проводить проверку, составлять акт по её результатам, и принимать соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае создано Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации на основании Постановления от 10.03.2017 N 161п в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае и руководствуется в своей деятельности Положением о Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае.
Функциями Центра, в частности, являются регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, прием отчетности от плательщиков страховых взносов, в том числе сведений о застрахованных лицах для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, поступивших в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, проверка полноты представленных в них данных, расчетов, их обработка в информационных системах (пункты 10.11, 10.12 раздела II Положения), что соответствует вышеизложенным нормам Закона N 27-ФЗ.
Страхователь предоставил сведения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) и там же состоит на учете, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ (л.д. 11).
Доказательств о регистрации страхователя в Государственном учреждении - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае не имеется.
Таким образом, Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае не является тем лицом, в полномочия (компетенцию) которого входило бы составление актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, последующее принятие соответствующего решения по результатам проведенной проверки в отношении страхователя, не состоящего у него на регистрационном учете, и принятие мер по взысканию.
Как разъяснено в Постановлении КС РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П, необходимость соблюдения принципа правовой определенности подчеркивает и ЕСПЧ при применении содержащихся или вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод общих принципов, лежащих в том числе в основе оценки соответствия ее положениям внутригосударственного права. Согласно позициям ЕСПЧ, закон, во всяком случае, должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия.
Исходя из Постановления КС РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П, принципиально важным является соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, которое, будучи одним из принципов правового государства, каковым является Российская Федерация (ст. 1, ч. 1 Конституции РФ), призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
В силу статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению Правления Пенсионного фонда РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что заявитель, приняв решение в отношении страхователя за пределами своей компетенции, допустил несоблюдение требований Закона N 27-ФЗ, нарушил права и законные интересы страхователя в сфере его экономической деятельности, породив правовую неопределенность в отношениях страховщика и страхователя, регламентированную законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, поэтому полномочия Центра по последующей процедуре взыскания признаются неправомерными. Апелляционный суд исходит из того, что решение Центра вынесено неуполномоченным лицом, поэтому является незаконным, соответственно, не может являться правовым основанием для взыскания финансовых санкций.
Позиция судов соответствует складывающейся судебной практике, например, по делам А78-17224/2017, А78-3306/2018, А78-764/2018, А78-3306/2018, А78-1713/2018. При этом суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций отмечает, что ни в Законе N 27-ФЗ, ни в иных положениях законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, равно как и в Положении о государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае, утвержденном Правлением ПФР от 10.03.2017 N 161п, отсутствуют предписания о необходимости перерегистрации страхователей, ранее в соответствии с требованиями законодательства зарегистрированных в территориальных органах ПФР по месту своего нахождения. Исходя из правового регулирования то обстоятельство, что Центр в рамках ведомственного обмена фактически осуществляет обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поступивших в электронном виде, не является в настоящем деле достаточным основанием для возникновения между страхователем и указанным органом ПФР отношений по привлечению к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных выше норм и правовых позиций.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения резолютивной части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июня 2018 года по делу N А78-7018/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.