г. Пермь |
|
12 ноября 2010 г. |
Дело N А60-48599/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Березовское строительное управление" - Ткаченко В.Ю. (дов. от 01.01.2008 года);
от заинтересованного лица ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 10 - Костылева С.Б. (дов. от 12.01.2010 года),
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 10
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2009 года
по делу N А60-48599/2009,
принятое судьей Куричевым Ю.А.,
по заявлению ООО "Березовское строительное управление"
к ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 10
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Березовское строительное управление" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N 10 от 04.09.2009 года N 247 о доначислении страховых взносов, пени и штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2009 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.07.2010 года решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2009 года и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 года по тому же делу отменены в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Свердловской области решением от 08.09.2010 года заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить.
В качестве доводов в жалобе указано, что страховые взносы начисляются на все доходы, связанные с оплатой труда, в том числе на выплаты стимулирующего характера. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определен постановлением Правительства РФ N 765 от 07.07.1999 года. Спорные выплаты в данный перечень не входят. При этом, Фонд ссылается на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 года N 15142/08. Кроме того, податель жалобы не согласен с решением суда в части распределения судебных расходов.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя возразил против позиции Фонда по основаниям, перечисленным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N 10 проведена выездная документальная проверка ООО "Березовское строительное управление" по вопросу правильности исчисления и уплаты взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2008 год, по результатам которой вынесено оспариваемое решение от 04.09.2009 года N 247 о начислении 7 927,55 руб. страховых взносов, 410,41 руб. пени и штрафа в сумме 1 585,51 руб.
Считая указанное решение незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для вынесения оспариваемого решения, явились выводы проверяющих о необоснованном неисчислении и неуплате страховых взносов на отдельные выплаты, произведенные работникам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для включения спорных выплат в расчетную базу, поскольку они не носят систематический характер и не связаны с оплатой труда работников.
Выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии со ст. 5 Закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
В силу со ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.12.2006 года N 235-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год" на 2007 год для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Следовательно, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат начислению на любые виды и формы заработной платы работников (оплаты их труда).
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, стимулирующие и компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда, если они обладают признаками заработной платы: выплачиваются за выполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, носят гарантированный характер, производятся систематически. Именно такие выплаты, производимые в пользу работников, должны включаться в расчетную базу для исчисления рассматриваемых страховых взносов. Иные источники доходов включаются в расчетную базу в случае прямого указания на это в законе в силу п.п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ.
Пунктом 4 ст. 20 данного Закона также установлено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Однако это не означает, что законодатель предоставил Правительству РФ право определять расчетную базу для исчисления страховых взносов, так как это противоречило бы статье 20 Закона. Правительство РФ уполномочено определить лишь виды выплат, которые не облагаются страховыми взносами. Следовательно, Постановление Правительства РФ само по себе не может применяться для определения расчетной базы для исчисления страховых взносов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что названными законами не установлено, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам.
Также суд верно указал, что законодательство Российской Федерации не ограничивает отношения между работодателем и работниками лишь исполнением последними своих трудовых обязанностей и их оплатой, не запрещает работодателю оказывать материальную помощь своим работникам в связи с затратами на лечение, тяжелым материальным положением, расходами на воспитание детей, а также производить работникам иные выплаты, не связанные с оплатой их труда. Напротив, осуществление организациями поименованных выплат отвечает требованиям Конституции Российской Федерации о гарантии социальных прав граждан.
Таким образом, если начисленные работнику суммы не предусмотрены действующей в организации системой оплаты труда, то они не подлежат включению в расчетную базу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что, по мнению Фонда, страхователем не производились отчисления страховых взносов с суммы 880 839,77 руб. премий за счет средств нераспределенной прибыли Общества, выплаченных в связи с праздничными днями (День защитника Отечества, Международный женский день 8 марта), профессиональными праздниками (День строителя, День работников автомобильного транспорта, День бухгалтера), выделены денежные средства на поздравления работников предприятия с днем рождения, оказана материальная помощь в связи с болезнью сотрудников, выделены денежные средства на лечение, а также в связи иными личными обстоятельствами по заявлению сотрудников Общества.
Распоряжением N 1ш от 04.01.2008 года "О положении по оплате труда на 2008 года" действие положения по оплате труда в Организации оставлено в редакции 2007 года.
При этом, положением об оплате труда на 2007 год установлены выплаты социального характера, не входящие в систему оплаты труда предприятия, в том числе это выплаты к юбилеям, праздничным дням, материальная помощь на лечение и т.д. Кроме того, выплаты производятся за счет наличия чистой прибыли и независимо от трудового вклада работника.
С учетом изложенного, выводы суда о том, что выплаченные работникам премии за счет средств нераспределенной прибыли прошлых лет не предусмотрены действующей в организации системой оплаты труда, не носят признаки заработной платы, а имели единовременный, исключительный характер, размер выплат не зависел от сложности и характера выполняемой работы конкретными работниками, являются правомерными.
Спорные выплаты носят социальный характер, не связаны с осуществлением трудовой функции конкретным работником, которые производились работодателем не из фонда заработной платы, а из прибыли предприятия. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Следовательно, суд обоснованно признал, что спорные суммы денежного поощрения сотрудников не должны включаться в расчетную базу для исчисления страховых взносов.
В нарушение требований ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд не доказал наличие оснований для доначисления страховых взносов с указанных выплат. При этом, выводы проверяющих не основаны на содержании коллективных договоров, иных локальных нормативных актах Общества, приказов, содержащих положения о премировании, стимулирующих и компенсационных выплатах и надбавках.
Довод Фонда о том, что спорные выплаты не предусмотрены Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 года N 765, правомерно отклонен судом, поскольку действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги). Следовательно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 года N 765 Перечень, устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Кроме того, в отношении данного страхователя указанным выше обстоятельствам, имевшим место в ином расчетном периоде, дана аналогичная оценка арбитражным судом в рамках дела N А60-22754/2008.
Ссылка заинтересованного лица на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 года N 15142/08 по делу А40-65571/07-453 судом обоснованно не принята во внимание, поскольку основанием для начисления страховых взносов в указанном споре являлись иные выплаты, произведенные работодателем.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для признании недействительным оспариваемого решения.
Фонд также не согласен с решением суда в части распределения судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ" судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со сторон пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Предусмотренное НК РФ освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. По смыслу законодательства о налогах и сборах данная льгота предоставляется при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой (ст. 333.17 НК РФ).
Поскольку ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен возврат истцу, требования которого удовлетворены судом, уплаченной им государственной пошлины, государственная пошлина, уплаченная истцом, подлежит взысканию в его пользу с проигравшей стороны (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
Таким образом, ввиду того, что заявленные требования страхователя удовлетворены в полном объеме, уплаченная им государственная пошлина при обращении в арбитражный суд в сумме 2 000 руб. подлежит взысканию с государственного органа, ненормативный правовой акт которого оспаривался в арбитражном суде.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на подателя жалобы, который в соответствии с п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48599/2009
Истец: ООО "Березовское строительное управление"
Ответчик: ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 10, ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал 10, ГУ-Свердловское РОФСС РФ филиал N 10
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-935/10
08.09.2010 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-48599/09
04.03.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-935/10
14.12.2009 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-48599/09