город Ростов-на-Дону |
|
14 сентября 2018 г. |
дело N А32-11186/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2018 по делу N А32-11186/2018 (судьи Дуб С.Н.),
по заявлению Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
третье лицо: Любименко В.В.
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу N 56-Т/2018 от 19.03.2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Краснодарское УФАС применило недействующую редакцию Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83. Учитывая, что слова "тепло-, газо-, водоснабжение" заменены словом "тепловодоснабжение", к системам тепловодоснабжения относятся и источники тепловой энергии, работающие на природном газе, организатором торгов исполнено требование подпункта 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, поскольку была в установленном порядке размещена информация о технической возможности подключения объекта к системам водоснабжения, водоотведения и газораспределения. Ссылка антимонопольного органа на правовую позицию, изложенную в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.03.2017 по делу N А33-14414/2016, несостоятельна, поскольку в рамках данного дела исследовались фактические обстоятельства применительно к системам электроснабжения, которые так же исключены из определения сети инженерно-технического обеспечения постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 341 и рассмотрение данного дела осуществлялось до внесения изменений в Правила 83. Частичное наложение охранной зоны на земельный участок на основании пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ не является основанием для отмены аукциона. Наличие на земельном участке объектов коммунальной инфраструктуры и установление их охранных зон не является препятствием к строительству и не препятствует в выдаче разрешительных документов на строительство и на производство земляных работ (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 N 15АП-4179/2015 по делу N А53-15749/2014). Информационное сообщение содержало исчерпывающий перечень раскрывающей информации, позволяющей в полной мере ознакомиться с предметом торгов. Каких-либо неясностей у заинтересованных лиц, в том числе и у подателя жалобы не возникло. Ссылка антимонопольного органа на постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в рассматриваемом случае является несостоятельной, поскольку охранные зоны, располагающиеся на земельных участках, не установлены в законном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало, что комиссией по делу N 56-Т/2018 установлено, что организатор торгов, разместив в извещении сведения о технической возможности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, к сетям газоснабжения, при этом, не разместив сведения о возможности подключения объекта к сетям теплоснабжения, нарушил требования подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ. Извещение о проведении аукциона по продаже права аренды указанного земельного участка не содержит информации о возможности ознакомления с границами установленных на земельном участке охранных зон.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Краснодарскому краю поступила жалоба Любименко В.В. на действия организатора торгов - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, лот N 9 (извещение N 310118/3032068/01 размещено на сайте www.torgi.gov.ru.).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19.03.2018 N 56-172018 жалоба Любименко Вячеслава Валерьевича, поданная в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признана обоснованной. В связи с тем, что аукцион проведен, торги не аннулированы. Материалы дела N 56-Т/2018 переданы должностному лицу для возбуждения административного производства по ч.10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Полагая вышеуказанное решение незаконным, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного закона, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Федерального закона.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир, действуя на основании постановления администрации муниципального образования город Армавир от 27.02.2017 N 337 "Об определении функций администрации муниципального образования город Армавир и ее органов при организации и проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Армавир и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или по продаже таких земельных участков" на территории муниципального образования город Армавир является уполномоченным органом по организации и проведении торгов.
Протоколом заседания комиссии по подготовке к проведению аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков от 28.12.2017 N 882 земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: город Армавир, улица Новороссийская, 151Б, площадью 891 квадратный метр, кадастровый номер 23:38:0104019:621, разрешенное использование - "Среднеэтажная жилая застройка", категория земель - земли населенных пунктов, ограничения прав на земельный участок -отсутствуют, земельный участок частично расположен в охранной зоне газопровода, водопровода; канализации, электрокабеля, признан предметом аукциона (л.д. 71-76 т.1).
Постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 26 января 2018 года N 113 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" в отношении земельного участка принято решение о проведении аукциона на право заключения договора (подпункт 9 пункта 1 постановления) (л.д. 143-147 т.1).
Извещение о проведении аукциона 31.01.2018 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации www.torgi.gov.ru (N 31012018/3032068/01) (л.д. 87-91 т.1), на официальном сайте администрации муниципального образования город Армавир www.armawir.ru. (л.д. 92-98 т.1), ссылка о размещении извещения о проведении торгов на официальном сайте опубликована в газете "Армавирский Собеседник" от 01.02.2018 (N 14) (л.д. 140-142 т.1).
Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 05.03.2018 N 899 Усманов И.И., Любименко В.В., ИП Тертышников Н. А. признаны участниками аукциона и допущены к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (л.д. 79-80).
По результатам проведенного 06.03.2018 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, протоколом о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 06.03.2018 N 902 победителем аукциона был признан участник N 1 Усманов И.И., предложивший наивысший размер годовой арендной платы (л.д. 77-78 т.1).
В связи с подачей жалобы договор аренды земельного участка победителю аукциона не направлялся, последующие действия приостановлены до рассмотрения жалобы по существу, о чем победитель аукциона был письменно уведомлен.
Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ одним из условий надлежащего проведения торгов является наличие в извещении полной информации о предмете торгов. Отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений, предусмотренных законом, является существенным нарушением порядка проведения торгов.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентируется положениями статьи 39.11 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
В соответствии с частью 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, а также если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Согласно извещению о проведении аукциона земельный участок выставлен с разрешенным видом использования: "среднеэтажная жилая застройка", категория земель - земли населенных пунктов, ограничения прав на земельный участок - отсутствуют, земельный участок частично расположен в охранной зоне газопровода, водопровода, канализации, электрокабеля. Техническая возможность подключения к существующим сетям водоснабжения и водоотведения имеется. Техническая возможность подключения объекта к сетям АО "Газпром газораспределение Краснодар" отсутствует.
Между тем извещение не содержит предусмотренные Земельным кодексом РФ сведения о предмете аукциона: о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения, а также информации об ограничениях и обременениях прав на данный земельный участок.
Комиссией установлено, что организатор аукциона разместил в извещении сведения о технической возможности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, к сетям газоснабжения, при этом, не разместил сведения о возможности подключения объекта к сетям теплоснабжения, чем нарушил требования подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
Согласно п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, (ред. от 19.06.2017, действующая на момент публикации извещения о проведении аукциона, (далее Правила N 83)) сети инженерно-технического обеспечения" - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепловодоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 5,14, 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети; тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа. Газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;
Довод заявителя о том, что поскольку к системам тепловодоснабжения относятся и источники тепловой энергии, работающие на природном газе, следовательно, требование подпункта 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ исполнено, в связи с размещением в установленном порядке информации о технической возможности подключения объекта к системам газораспределения, отклоняется.
Как следует из извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по лоту N 9 техническая возможность подключения объекта к сетям АО "Газпромгазораспределение Краснодар" отсутствует. Сведения о возможности подключения к системам теплоснабжения, в т.ч. и с использованием систем газоснабжения иного юридического лица, в извещении отсутствуют.
Учитывая изложенное, предположительные доводы заявителя о возможном теплоснабжении объектов с использованием источников тепловой энергии, работающих на природном газе, отклоняются как не имеющие правового значения.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, аукционная документация не содержит полных сведений по охранным зонам.
В извещении присутствует информация о том, что "земельный участок частично расположен в охранной зоне газопровода, водопровода, канализации, электрокабеля" без каких-либо указаний о площади земельного участка, находящегося в этих охранных зонах.
Пунктами 6,7 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 07.05.2016) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") установлено, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.
Согласно п. 17 постановления Правительства РФ N 878 от 20.11.2000 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей", утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Пунктом 14 Правил установлено, что на использование земельных участков, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагается ряд ограничений (обременении), в частности запрещается строительство объектов жилищно-гражданского и производственного значения, огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей, разводить огонь и размещать источники огня, рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра.
При подготовке извещения и аукционной документации по продаже права аренды указанного земельного участка организатор аукциона обязан обеспечить потенциальным участникам возможность ознакомления с границами установленных на земельном участке охранных зон.
В данном случае извещение о проведении аукциона по продаже права аренды указанного земельного участка не содержит сведений о границах установленных охранных зон или информации о возможности ознакомления с границами установленных на земельном участке охранных зон.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу N 56- Т/2018 от 19.03.2018.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2018 по делу N А32-11186/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.